Сферы общения. Урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Осипенкова Галина Вячеславовна

Урок "Сферы общения" построен с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке предусматривается групповая работа учащихся. Конспект содержит подробное описание всех этапов деятельности учителя и учащихся. К конспекту прилагается презентация, которую можно использовать на уроке, а также задания для групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sfery_obshcheniya.docx25.5 КБ
Файл plan-zadanie_dlya_grupp.docx15.19 КБ
Файл sfery_obshcheniya.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сферы общения.

Цель: познакомить учащихся с различными сферами общения; продемонстрировать, как меняется речь человека в зависимости от сферы общения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивация

Учащимся демонстрируются картинки, на которых изображены люди в разных ситуациях общения.

- Опишите, что вы видите на слайде?

- Что объединяет всех этих людей? (Все люди общаются).

- В какой речевой ситуации происходит общение? (В кругу семьи, на производстве, формальной - неформальной).

- Можем мы догадаться, на какие темы происходит общение людей?

- В какой сфере происходит общение?

- Какие бывают сферы общения?

Лексическая работа:

-Что такое сфера общения?

- Какое понятие шире: сфера общения или ситуация речевого общения? (Шире понятие сферы общения, т.к. сфера общения может включать различные речевые ситуации).

- Меняется ли речь человека в зависимости от сферы общения?

Учащиеся формулируют проблему урока:

- Мы не знаем, какие бывают сферы общения (мы хотели бы узнать, какие ещё могут быть сферы общения);

- как меняется речь человека в зависимости от сферы общения?        

Постановка задачи урока

-Какую задачу мы поставим перед собой?

Примерный ответ учащихся (задача урока):

- Узнать, какие бывают сферы общения (мы хотели бы узнать, какие ещё могут быть сферы общения);

- как меняется речь человека в зависимости от сферы общения?        

Планирование решения задачи

- Давайте спланируем нашу работу.

- Как мы будем решать эту задачу?

План решения задачи:

Проанализировать

 

- разные ситуации общения;

- темы общения;

- речь людей в разных ситуациях общения: лексика, построение предложений.

(Все предложения фиксируются на доске, затем анализируются и в случае необходимости корректируются и ранжируются).

- Что нам понадобится для решения поставленной задачи?

 

- Что нам может помочь в решении задачи? Какие средства нам могут помочь в работе?

- Какие задания могут нам помочь в исследовании?

- Для чего мы с вами разделились на группы? Для чего нужна группа? (Времени мало, а ситуаций нужно проанализировать много, поэтому удобнее работать в группах).

Конкретные речевые ситуации, учебник

Содержательный этап

Преобразование условий задачи

Учащимся предлагаются картинки с различными ситуациями общения:

Группа №  - дети рассматривают картинки в книжке;

Группа №2 – бабушка обучает внучку вязанию;

Группа №3 – полицейский ДПС регулирует движение автотранспорта;

Группа №4  – студент в лаборатории;

Группа №5 – врач-офтальмолог ведёт приём пациента.

Учитель подводит учащихся к формулировке вывода:

- Чем вы руководствовались, отбирая лексику для той или иной ситуации? (Речевой ситуацией и профессией).

- В какой сфере происходило общение? (Профессиональной, дружеской, семейной).

Подводит учащихся к выводу, что выбор лексики и синтаксических конструкций определяется конкретной сферой общения и речевой ситуацией.

Учащимся выдаётся план-задание:

1. Озаглавьте предложенную ситуацию;

2. Подумайте, на какие темы могут говорить люди в данной ситуации?

3. Составьте краткий диалог к данной речевой ситуации. Воспользуйтесь словариком, предложенным ниже, выберите лексику, которая уместна для данной речевой ситуации.

(Учащимся предлагается перечень слов, одинаковый для всех групп, каждая группа выбирает необходимую её лексику).

4. Обыграйте ситуацию, представленную на иллюстрации.

Моделирование

Составление модели общения человека

- Попробуем составить модель общения человека. Но сначала давайте обсудим, что мы уже узнали:

- Мы выяснили, что существуют такие сферы общения, как профессиональная, дружеская, семейная.

- Какие  бывают профессии, и к каким сферам общения они относятся? (Медицина, образование, спорт, наука, государственная служба, культура и др.)

Вывод: профессиональная сфера разнообразна.

Обратите внимание: на столах у вас лежат облачка. Представим, что это сферы общения.

- Почему одни облачка  больше, а другие меньше? (Больше те, которые отражают сферу общения, более важную для человека).

- Напишите на облачках названия сфер общения, которые мы выявили.

- Сейчас вы будете составлять модель общения человека. Скажите, сможем ли мы составить единую модель общения для разных людей? (Модель единой не может быть, т.к. у всех людей разный круг общения, разный возраст).

Распределение вариантов моделей (папа, мама, ребёнок, старший брат, бабушка).

Подведение итогов моделирования:

- Какой вывод можно сделать, глядя на модели?

Подводящие вопросы:

1. В какой области человек общается больше, а какая сфера общения для него не очень важна?

2. Как вы думаете, какая связь между количеством сфер общения и речью человека?

3. У кого шире сфера общения: у детей или у взрослых?

4. Как зависит речь человека от сферы общения?

Выполняют задание: составить модель общения для героев сюжетных картинок (мама, папа, старший брат, бабушка, ребёнок).

Составление и описание учащимся моделей общения.

Группа №1 составляет модель общения ребёнка;

группа №2  – бабушки;

группа №3 – отца семьи;

группа №4 – старшего брата;

группа №4 – матери.

По одному представителю от группы предлагается выйти к доске с готовой моделью.

Формулировка вывода учащимися:

Сфера общения взрослых шире, чем у детей, поэтому их речь разнообразнее и богаче.

Рефлексивно-оценочный этап

Соотнесение задачи урока и полученных результатов

- Ребята, удалось ли нам решить поставленную в начале урока задачу?

- Какой результат мы получили?

- Какой могла бы быть тема нашего урока? (Сферы общения).

Учащиеся называют результаты: - Мы составили модели общения людей разных возрастов и увидели, что у взрослых шире сфера общения, чем у детей, т.к. у взрослых шире сфера общения.

- Речь человека зависит от сферы общения.

Осмысление методов, приемов

- Как мы решали задачу?

- Вспомните этапы работы. Что нам помогло в решении поставленной задачи, а что не понадобилось?

Учащиеся называют, что нам помог анализ различных ситуаций и сфер общения, план помог нам не уйти от цели, модели общения помогли наглядно представить сферу общения человека.

Осознание ценности приобретенных результатов

Зачем нужно изучать сферы общения человека? В чём ценность полученных нами знаний?

Учащиеся говорят, что мы убедились, как важно для человека его окружение.

Чем шире будут сферы нашего общения, тем разнообразнее речь.

Оценка собственной деятельности

Сообщает учащимся домашнее задание.

- Каким могло бы быть ваше домашнее задание?

Задание:

Попробуйте схематично составить модель своего общения. Какие сферы общения вы включите в свою модель?

Задание:

Попробуйте схематично составить модель своего общения. Какие сферы общения вы включите в свою модель?

План-задание для групп

(Работа с сюжетными картинками)

1. Рассмотрите иллюстрацию. К каким сферам общения относится ситуация, изображённая на картинке? (формальное общение, неформальное общение, дружеское общение, семейное общение, профессиональное и др.)

2. Подумайте, на какие темы могут говорить люди, изображённые на иллюстрации? Составьте краткий диалог к данной речевой ситуации. Воспользуйтесь словариком, предложенным ниже, выберите лексику, которая уместна для данной речевой ситуации.

………………………………..

Перечень слов, одинаковый для всех групп, каждая группа выбирает необходимую её лексику. В работе…..

…………………………………

3. Обыграйте ситуацию, представленную на иллюстрации.



Предварительный просмотр:

План-задание для групп

1. Рассмотрите иллюстрацию и озаглавьте предложенную ситуацию;

2. Подумайте, на какие темы могут говорить люди в данной ситуации?

3. Составьте краткий диалог к данной речевой ситуации. Воспользуйтесь словариком, предложенным ниже, выберите лексику, которая уместна для данной речевой ситуации.

4. Обыграйте ситуацию, представленную на иллюстрации.

Словарь

Раствор                                  книга                                           дорожная разметка

повествование                      пробирка                                     сплошная полоса

химическая реакция             осадок                                         клубок

спицы                                    студент                                        сотрудник

форма                                    очки                                             диоптрии

приключение                        химик                                          сюжет

колба                                     проезжая часть                           классный

петелька                                заболевание                                внученька

соли                                       зрачок                                         обочина

глаза                                      проезжая часть                           опыт                                      

пряжа                                    офтальмолог                               сетчатка

линзы                                    полиция                                      прикольно

                                     

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сферы общения 6 класс

Слайд 2

Сферы общения - Взаимосвязанный комплекс ситуаций, тем общения и видов речевой деятельности

Слайд 10

Диоптри́я — единица измерения оптической силы линз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-КВН по теме "Окружность,круг,сфера,шар" в 6 классе

Данный материал представляет собой методику проведения урока в форме КВНа. Использование данной разработки позволяет решать следующие задачи: 1) Повторить основные формулы темы(вычисление длины окру...

Повторительно-обобщающий урок "Политическая сфера современного общества" 11 класс

Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уро...

язык в сферах общения

программа элективного курса...

ФГОС технологическая карта первого урока по биологии УМК Сферы для 5-го класса

Предложенный вариант технологической карты предназначен для ежедневного использования. Более развёрнутый вариант техкарты, в котором расписаны поэтапно все действия присутствующих на уроке участников ...

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников: содержательный компонент

Привожу полный текст моего выступления на методическом объединении воспитателей школы-интерната. Тема достаточно интересная: что должен знать педагог, чтобы общение с родителями воспитанников было усп...

Курс по выбору «Английский язык в деловой и международной сфере общения» 9 класс.

Предложенная современной школе модель предпрофильной подготовки включает курсы по выбору. Применительно к филологическому профилю и предмету “Иностранный язык” предоставляется возможность введения кра...

Рабочая программа по социализации в сфере общения.

Материал подготовлен для воспитательной работы с детьми ОВЗ....