язык в сферах общения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования, определяя цели образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Содержание курса предполагает развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей; поможет обогатить речь учащихся, сделать ее богаче, выразительнее, развить их творческие способности. Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных.
В курсе «Язык в сферах общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в предыдущих классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку. Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Курс направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения предметными умениями и навыками, которые позволят учащимся лучше адаптироваться в дальнейшей жизни.
Цели:
- обобщить речеведческие знания учащихся;
-закрепить навыки грамотной ситуативной речи;
-активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах
общения.
Формы работы, расширяющие традиционную классно-урочную систему:
- лекция;
- практикум;
- семинар;
- самостоятельная работа по теме;
- поиск информации из разных источников;
- занятие с использованием ИКТ;
- дискуссия;
- написание проектных и исследовательских работ.
Содержание обучения
Введение (1 час)
Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика.
Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях (15 часов)
1.Этикетные формулы общения (1 час).
«Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия
2. Способы организации бесконфликтной сферы общения (1 час).
Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.
3. Язык общения с аудиторией (1 час).
Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.
4. Сфера эпистолярного общения (1 час).
Структура письма. Выделение видов письма по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма-поздравления, письма-пожелания, письма - информация. Жанр публицистики – письмо. Д.С.Лихачев «Письма о добром и вечном».
5. Язык СМИ (1 час).
Язык рекламы.
6. Сфера молодежного общения (1 час).
Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.
7. Культура общения по телефону (1 час).
Культура SMS – сообщений. Мобильный этикет.
8. Коммуникация в компьютерных сетях (1 час).
Компьютерный жаргон.
9. Решение речевых задач (1 час).
10. Сфера делового общения: совещание, пресс-конференция, договор, приказ (1 час).
11. Сфера делового общения: автобиография, резюме (1 час)
12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление (1 час).
13. Язык профессиональной сферы общения (1 час).
14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи (1 час).
15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде (1 час).
Заключение (1 час).
Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.
Тематическое планирование курса (17 часов)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов всего | Количество часов по теме | Форма занятий |
| Введение | 1 ч |
|
|
1 | Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика. Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения. |
| 1 ч | Лекция, доклады |
| Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях | 15 ч |
|
|
2 | Тема 1. Этикетные формулы общения. «Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия. |
| 1 ч | Лекция, ролевая и ситуационная игра |
3 | Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения. Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора. |
| 1 ч | Лекция, дискуссия, ролевая и ситуационная игра |
4 | Тема 3. Язык общения с аудиторией. Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи. |
| 1 ч | Лекция, доклады, ролевая и ситуационная игра |
5 | Тема 4. Сфера эпистолярного общения. Структура письма. Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма – пожелания, письма – информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и вечном». |
| 1 ч | Лекция, практикум |
6 | Тема 5. Язык СМИ. Язык рекламы. |
| 1 ч | Лекция, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, доклады |
7 | Тема 6. Сфера молодежного общения. Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке. |
| 1 ч | Лекция, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ, рефераты
|
8 | Тема 7. Культура общения по телефону. Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет. |
| 1 ч | Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады |
9 | Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон. |
| 1 ч | Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады |
10 | Тема 9. Решение речевых задач. |
| 1 ч | Практикум, ролевая и ситуационная игра |
11 | Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс-конференция, договор, приказ. |
| 1 ч | Лекция |
12 | Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме. |
| 1 ч | Практикум |
13 | Тема 12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление |
| 1 ч | Практикум |
14 | Тема 13. Язык профессиональной сферы общения. |
| 1 ч | Лекция, поиск информации из разных источников, доклады |
15 | Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи. |
| 1 ч | Лекция, самостоятельная работа по теме |
16 | Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде. |
| 1 ч | Лекция
|
| Заключение | 1 ч |
|
|
17 | Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи. |
| 1 ч | Семинар, написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов |
Методическая литература
Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителя. М., «Просвещение». 2007.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М., Рольф, 2010.
Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., «Педагогика», 2007.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: ИЗД-во МГУ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников: содержательный компонент
Привожу полный текст моего выступления на методическом объединении воспитателей школы-интерната. Тема достаточно интересная: что должен знать педагог, чтобы общение с родителями воспитанников было усп...
Курс по выбору «Английский язык в деловой и международной сфере общения» 9 класс.
Предложенная современной школе модель предпрофильной подготовки включает курсы по выбору. Применительно к филологическому профилю и предмету “Иностранный язык” предоставляется возможность введения кра...
Сферы общения. Урок в 6 классе
Урок "Сферы общения" построен с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке предусматривается групповая работа учащихся. Конспект содержит подробное описание всех этапов деятел...
Русский язык и литература. Русский язык.Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс...
Рабочая программа по социализации в сфере общения.
Материал подготовлен для воспитательной работы с детьми ОВЗ....
Учебно-исследовательская работа на тему: «Сленговые выражения на английском языке в сфере прозвищ и их перевод на русский язык»
Люди могут раздражать нас или удивлять своим внешним видом, привычками или поведением, и мы всегда придумываем им прозвища, чтобы подразнить их. Точно так же поступают и англичане. Читая литературные ...