Методический семинар «Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»
методическая разработка по теме
Основная функция ВПР для образовательных организаций использование для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 56.88 КБ |
metodicheskiy_seminar.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Методический семинар
«Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»
Автор – составитель:
Газизова Анастасия Ильясовна,
учитель русского языка и литературы
2018
В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много вопросов вызывает данный вид диагностической работы учащихся. Поскольку ВПР — явление достаточно новое, ни дети, ни учителя, ни родители до конца не понимают, на что будут влиять результаты этих проверочных. Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание ВПР».
Основная функция ВПР для образовательных организаций использование для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
На период апробации ВПР учащиеся писали работы в добровольном режиме, каждая школа сама принимала решение, какие предметы сдавать. Проведение ВПР у многих сначала вызывают шок, панику среди родителей, учащихся и учителей.
Что бы создать благоприятную обстановку и положительное отношение к ВПР, мной выбрана данная тема методического семинара, в помощь учителям, учащимся и их родителям. Так как информации недостаточно представлено в средствах массовой информации и на педагогических порталах. Мой методический семинар, носит пояснительное, инструктивное и методическое содержание, на что следует обратить внимание при подготовке к ВПР по русскому языку.
После отмены выпускных и промежуточных экзаменов (это произошло в нулевые годы) руководители образования лишились возможности делать сплошной срез знаний школьников. И только в 2016 году, на волне успеха Национальных исследований качества образования, в России решили восполнить этот пробел с помощью единых для всей страны контрольных. Школам, муниципалитетам и региональным Департаментам образования рекомендовано проанализировать результаты ВПР и уточнить, соответствуют ли знания школьников федеральным государственным стандартам. Всероссийская проверочная работа – это не экзамен, а мониторинг, который проводится, чтобы определить уровень подготовки школьников во всех регионах России.
Поэтому ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».
Это – самое молодое из мониторинговых исследований в образовании. Ему всего два года. Но за это время в нем уже приняло участие 95% всех российских школьников.
Пояснения по процедуру выполнения ВПР:
Пишут дети контрольные в своих школах, с учителями, которые работают с классом.
На выполнение отводится один или два урока, в зависимости от класса и предмета, проверяются работы в тот же день, коллегиально, учителями школы, после чего администрация учебных заведений через личные кабинеты вносит результаты в единую информационную систему, с данными которой уже могут работать эксперты.
Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ. Потом полученные баллы ВПР переводятся в школьные отметки. Далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) и проанализировать вместе с коллегами в школе. Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых оценок. Однако окончательное решение остается за региональными Министерствами и Департаментами образования.
Задания единых для школ контрольных составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных стандартов (ФГОС).
Авторство вариантов ВПР – коллективное: в них участвуют составители учебников, методисты, ученые-исследователи, руководители органов управления образованием.
Особенности подготовки к ВПР по русскому языку
Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык. В прошлом году учителя русского языка, готовившие детей к федеральной контрольной, обнаружили в заданиях для 5 класса вопросы более высокого уровня - по темам 6 и 7 класса, которые школьники еще не проходили.
Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования; использование только заданий открытого типа.
Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомиться с заданиями. Русский язык – это тот предмет, которым никогда не мешает заняться.
Если предмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но в этом случае они должны выставлять баллы строго по критериям, разработанным Рособрнадзором.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения у учащихся школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Как написать ВПР на отлично?
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.
Почему нужны разные упражнения? ВПР включает большой перечень планируемых результатов, в соответствии с ФГОС. Сама структура работы не предусматривает задания на абсолютно все темы этих стандартов, иначе проверка бы длилась не меньше трех часов. В демоверсии встречаются вопросы лишь на некоторые темы. Однако учтем, что составители ВПР имеют полное право менять задания. Любая тема из стандарта абсолютно легитимна и может появиться в проверочной работе. Это одна из немаловажных причин использовать в подготовке к ВПР разные виды упражнений. Выполнение однотипных работ по единому шаблону может привести к досадным ошибкам в ответах, потому что ученик привыкает к определенной формулировке вопросов и перестает вчитываться в задания. Работа с упражнениями на разные темы и с разными уровнями сложности, наоборот, помогает развить в ребенке внимательность, осознанность. Сложные задания укрепляют знания, становятся основой для диалога и дискуссии учеников с учителем. Кроме того, они позволяют детям с большим потенциалом проявить свои умения и даже выйти за пределы перечня планируемых результатов.
Перечислим типы заданий и предложим рекомендации по подготовке:
Различение предложений по цели высказывания. Представляем текст (как и в ВПР, он может быть один на несколько заданий). Предлагаем ученику выписать предложения по одному примеру на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное. Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.
Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.
Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Проверить знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания: ученик должен составить предложение по определенным сложным характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания с однородными подлежащими.
Это, помимо прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль, а не только соблюсти формальные характеристики.
Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему слова. Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки, речушка, речками, речку.
Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить. Использование в текстах синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.
Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например, восклицательный знак.
Знание морфологии. Даем предложение с омонимией, например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику необходимо записать грамматические признаки слова «течь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой структурой. Умение работать с заглавием текста. Представляем текст и предлагаем придумать к нему такое заглавие, которое в полной мере выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен и определить суть информации, и очень кратко ее изложить.
Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные.
Типы заданий для учащихся 5- 6 классов:
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно - языковыми аналитическими умениями: фонетический разбор; морфемный разбор, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор.
Задание 3 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.
Задание 4 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).
В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации подтверждения выдвинутых тезисов.
Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма, на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Это примерное содержание типов заданий представленных в ВПР по русскому языку для учащихся 5-7 классов. К данным типам заданий учитель вправе подбирать виды упражнений, заданий для подготовки.
Мной предложены ресурсы, которые использовались для подготовки учащихся 5- 7 классов для написания ВПР. Приложение 1. Так же в семинаре представлен Обобщенный план вариантов проверочных работ по русскому языку для 5-6 классов Приложение 2.
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В своей работе использую задания из учебника, комплексных проверочных работ, тестовые задания.
В целом комплексная системная подготовка, открытые формы заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, он не боится ВПР, не пугают задания, есть возможность выбора.
Приложение 1.
Подготовка к ВПР:
Готовимся к ВПР:
http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/105625-gotovimsya-k-vpr-po-russkomu-yazyku-7-klass-variant-2.html
4 ВПР: https://4vpr.ru
Образовательные ресурсы Интернета – Русский язык:
http://alleng.org/d/rusl/rusl1263.htm
ВПР сайт: https://vpr-ege.ru/vpr/5-klass/37-vpr-po-russkomu
Решу ВПР: https://rus5-vpr.sdamgia.ru
Приложение 2.
Обобщенный план варианта проверочной работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ | Проверяемые требования | Блоки ПООП НОО выпускник научится / получит возможность научиться | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка | 9 | 5-7 |
2 | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения | Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения | 12 | 8-10 |
3 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими) | Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога | 2 | 2-3 |
4 | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия | 5 | 2-3 |
5 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разны ми учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными) | Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 4 | 3-5 |
6 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными) | Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 3 | 3-5 |
7 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разны- ми учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными) | Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 3 | 3-5 |
8 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; Формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты раз- личных функционально- смысловых типов речи и функциональныхразновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | 2 | 7-10 |
9 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | 2 | 2-3 |
10 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка | 1 | 2-3 |
11 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разны ми учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; Использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (лексического), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности | 1 | 2-3 |
12 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; Использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (лексического), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности | 1 | 2-3 |
Всего 12 заданий. Максимальный балл – 45. Время выполнения проверочной работы – 60 минут. |
Обобщенный план варианта проверочной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 6 класс
№ | Проверяемые требования | Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит возможность научиться | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Умение списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы | Cоблюдать в речевой практике основные <…> орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка /совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма | 9 | 10-12 |
2 | Проводить морфемный и словообразовательный анализы слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ предложения | Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними | 12 | 8-10 |
3 | Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове | Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними | 2 | 2-3 |
4 | Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога | Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам / осуществлять речевой самоконтроль | 2 | 2 |
5 | Опознавать и классифицировать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи | Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними | 3 | 2-3 |
6 | Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения | Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам / осуществлять речевой самоконтроль | 2 | 2-3 |
7 | Анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей, распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении выбора тире и места его постановки в предложении | Cоблюдать в речевой практике основные <…> орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка /совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль | 2 | 3 |
8 | Анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации функциональных особенностей распознавать предложения с обращением, однородными членами, двумя грамматическими основами; опираться на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | Cоблюдать в речевой практике основные <…> орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка /совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль | 3 | 3 |
9 | Владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме | Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое ,ознакомительное, изучающее, реферативное) <…>; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; / соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма | 2 | 3-4 |
10 | Осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме | Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) <…>; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; / владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма | 3 | 5 |
11 | Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме | Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) <…>; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; создавать устные и письменные высказывания <…> определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); / проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма | 2 | 3 |
12 | Распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст, адекватно его формулировать; использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании | Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; создавать устные и письменные высказывания <…> определенной функционально- смысловой принадлежности <…>; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка / соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль | 3 | 4 |
13 | Распознавать стилистическую принадлежность слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы) | Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка / использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль | 2 | 2-3 |
14 | Распознавать значение фразеологической единицы; умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма ; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме | Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; создавать устные и письменные высказывания <…> определенной функционально- смысловой принадлежности <…>/ использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль | 4 | 5 |
Всего 14 заданий. Максимальный балл – 51. Время выполнения проверочной работы – 60 минут. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» ОГЭ ЕГЭ ВПР? Зачем?
Это страшная аббревиатура «ВПР»! ВПР показывает качество усвоения знаний, умений, это проверка способностей и возможностей ребенка, дает возможность понять и оценить себя. 3
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Не предусмотрено : использование результатов ВПР для оценки Деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. ВПР –это не ЕГЭ
Особенности подготовки к ВПР по русскому языку Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования ;
Типы заданий ВПР: Различение предложений по цели высказывания. Различение предложения и словосочетания. Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Разбор слов по составу. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Знание фонетики и орфоэпии. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Знание орфографии. Знание пунктуации. Знание морфологии. Составление планов к текстам .
Формируемые УУД : Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные действия: целеполагание , планирование, контроль и коррекция, саморегуляция . Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Взрослые! Не пугайте детей! Дети не боятся экзаменов, для них это скорее новое приключение ! Детям нужна моральная поддержка, настрой на спокойное и уверенное отношение к ВПР! 9 01.11.2018
Федеральным координатором ВПР является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ( Рособрнадзор ), региональными координаторами – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Проведение ВПР осуществляется в 3 этапа: начальный, основной и заключительный.
Составляющие готовности к сдаче ВПР: информационная готовность (знание о правилах поведения и т.д.); предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания); психологическая готовность ("настрой", состояние внутренней готовности к определенному поведению, ориентированность на целесообразные действия).
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ???
Как школьнику подготовиться к ВПР Родители не должны передавать ребенку свои волнения и страхи за результат проверочных работ, поскольку ВПР — это те же контрольные работы , которые ученики и прежде выполняли в конце учебного года. . Главная задача родителей Убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.
Структура ВПР (6 класс) 1. Текст -9б 2. Разборы – 12б 3. Фонетика-2б 4. Орфоэпия-2б 5.Морфология-3б 6. Речевые ошибки-2б 7. Пунктуация-2б 8. Пунктуация-3б Максимальный балл-51 б 9. Основная мысль текста-2б 10. План -3б 11. Вопрос по тексту -2б 12.Значение слова. Пример -3б 13.Стиль.Синоним-2б 14.Фразеологизм-4б «2»-0-24 «3»-25-34 «4»-25-44 «5»-45-51
Задания ВПР
2. Грамматические разборы слов: www.themegallery.com Company Logo (2) морфемный и словообразовательный разборы слова - песчаной морфологический разбор слова; - заспорят синтаксический разбор предложения. Т..ж.. лые в.. лы нал..ют.. ся без..сходной ярост .. ю зар .. вут загр .. хоч ..т.
www.themegallery.com Company Logo 7. Пунктуация. Поставьте тире и объясните почему. 1 2 3 4 Утром воздух чистый и влажный. Роса на траве след ночного тумана. Стройный клён желтеет под окошком. Темна и безлунна осенняя ночь.
www.themegallery.com Company Logo В 2-3 предложениях опишите ситуацию, где было бы уместно употребить зтот фразеологизм. Задирать нос Придумай синоним к этому фразеологизму. 14. Задание к тексту Фразеологизм
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ (ГРАФИК ВВЕДЕНИЯ) 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020 Апробация ВПР русский язык (декабрь 2015-апрель 2016) Введение ВПР русский язык Проведение ВПР русский язык Проведение ВПР русский язык Проведение ВПР русский язык Апробация ВПР в 5-7классах Введение ВПР в 5-7классах Проведение ВПР в 5-7классах Проведение ВПР в 5-7классах Апробация ВПР в 8 классах Введение ВПР в 8 классах Проведение ВПР в 8 классах Апробация ВПР в 10 классах Введение ВПР в 10 классах
«Если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни »
ВЫВОД ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно. Ведь ВПР поможет определить уровень подготовки школьников: •выявление проблемных зон; • планирование индивидуальной образовательной траектории учащихся
Подготовка к ВПР: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/16/kimy-iz-sayta-fipi-dlya-podgottovki-k-vpr-5-7-klassy Готовимся к ВПР: http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/105625-gotovimsya-k-vpr-po-russkomu-yazyku-7-klass-variant-2.html 4 ВПР: https://4vpr.ru Образовательные ресурсы Интернета – Русский язык: http://alleng.org/d/rusl/rusl1263.htm ВПР сайт: https://vpr-ege.ru/vpr/5-klass/37-vpr-po-russkomu Решу ВПР: https://rus5-vpr.sdamgia.ru Использованные ресурсы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"
Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....
Методический семинар "Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы в 5- 9 классах как средства развития творческого потенциала учащихся"
Конкурсное задание "Методический семинар" Конкурс "Учитель года Сочи-2015"...
Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"
Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...
Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)
Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...
Методический проект " Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ГИА"
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Сегодня необходимо, чтобы каждый у...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...