Методический семинар «Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»
методическая разработка по теме

Газизова Анастасия Ильясовна

Основная функция ВПР для образовательных организаций  использование для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx56.88 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Методический семинар

«Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»

Автор – составитель:

Газизова Анастасия Ильясовна,

учитель русского языка и литературы

2018

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много вопросов вызывает данный вид диагностической работы учащихся. Поскольку ВПР — явление достаточно новое, ни дети, ни учителя, ни родители до конца не понимают, на что будут влиять результаты этих проверочных. Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание ВПР».

Основная функция ВПР для образовательных организаций  использование для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. 

На период апробации ВПР учащиеся писали работы в добровольном режиме, каждая школа сама принимала решение, какие предметы сдавать.  Проведение ВПР у многих сначала вызывают шок, панику среди родителей, учащихся и учителей.

Что бы создать благоприятную обстановку и положительное отношение к ВПР, мной выбрана данная тема методического семинара, в помощь учителям, учащимся и их родителям. Так как информации недостаточно представлено в средствах массовой информации и на педагогических порталах. Мой методический семинар, носит пояснительное, инструктивное и методическое содержание, на что следует обратить внимание при подготовке к ВПР по русскому языку.

После отмены выпускных и промежуточных экзаменов (это произошло в нулевые годы) руководители образования лишились возможности делать сплошной срез знаний школьников. И только в 2016 году, на волне успеха Национальных исследований качества образования, в России решили восполнить этот пробел с помощью единых для всей страны контрольных. Школам, муниципалитетам и региональным Департаментам образования рекомендовано проанализировать результаты ВПР и уточнить, соответствуют ли знания школьников федеральным государственным стандартам. Всероссийская проверочная работа – это не экзамен, а мониторинг, который проводится, чтобы определить уровень подготовки школьников во всех регионах России.

Поэтому ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».

Это – самое молодое из мониторинговых исследований в образовании. Ему всего два года. Но за это время в нем уже приняло участие 95% всех российских школьников.

Пояснения по процедуру выполнения ВПР:

Пишут дети контрольные в своих школах, с учителями, которые работают с классом.

На выполнение отводится один или два урока, в зависимости от класса и предмета, проверяются работы в тот же день, коллегиально, учителями школы, после чего администрация учебных заведений через личные кабинеты вносит результаты в единую информационную систему, с данными которой уже могут работать эксперты.

Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ. Потом полученные баллы ВПР переводятся в школьные отметки. Далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) и проанализировать вместе с коллегами в школе. Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых оценок. Однако окончательное решение остается за региональными Министерствами и Департаментами образования.

Задания единых для школ контрольных составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных стандартов (ФГОС).

Авторство вариантов ВПР – коллективное: в них участвуют составители учебников, методисты, ученые-исследователи, руководители органов управления образованием.

Особенности подготовки к ВПР по русскому языку

Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык. В прошлом году учителя русского языка, готовившие детей к федеральной контрольной, обнаружили в заданиях для 5 класса вопросы более высокого уровня - по темам 6 и 7 класса, которые школьники еще не проходили.

Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;  учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;  отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;  использование только заданий открытого типа.

Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомиться с заданиями. Русский язык – это тот предмет, которым никогда не мешает заняться.

Если предмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но в этом случае они должны выставлять баллы строго по критериям, разработанным Рособрнадзором.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения у учащихся школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

 Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Как написать ВПР на отлично?

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Почему нужны разные упражнения? ВПР включает большой перечень планируемых результатов, в соответствии с ФГОС. Сама структура работы не предусматривает задания на абсолютно все темы этих стандартов, иначе проверка бы длилась не меньше трех часов. В демоверсии встречаются вопросы лишь на некоторые темы. Однако учтем, что составители ВПР имеют полное право менять задания. Любая тема из стандарта абсолютно легитимна и может появиться в проверочной работе. Это одна из немаловажных причин использовать в подготовке к ВПР разные виды упражнений. Выполнение однотипных работ по единому шаблону может привести к досадным ошибкам в ответах, потому что ученик привыкает к определенной формулировке вопросов и перестает вчитываться в задания. Работа с упражнениями на разные темы и с разными уровнями сложности, наоборот, помогает развить в ребенке внимательность, осознанность. Сложные задания укрепляют знания, становятся основой для диалога и дискуссии учеников с учителем. Кроме того, они позволяют детям с большим потенциалом проявить свои умения и даже выйти за пределы перечня планируемых результатов.

Перечислим типы заданий и предложим рекомендации по подготовке: 

Различение предложений по цели высказывания. Представляем текст (как и в ВПР, он может быть один на несколько заданий). Предлагаем ученику выписать предложения по одному примеру на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное. Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.

Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.

Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Проверить знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания: ученик должен составить предложение по определенным сложным характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания с однородными подлежащими. 

Это, помимо прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль, а не только соблюсти формальные характеристики.

Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему слова. Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки, речушка, речками, речку.

Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить. Использование в текстах синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.

Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например, восклицательный знак.

Знание морфологии. Даем предложение с омонимией, например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику необходимо записать грамматические признаки слова «течь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой структурой. Умение работать с заглавием текста. Представляем текст и предлагаем придумать к нему такое заглавие, которое в полной мере выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен и определить суть информации, и очень кратко ее изложить.

Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные.
           Типы заданий для учащихся 5- 6 классов:

Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно - языковыми аналитическими умениями:  фонетический разбор;  морфемный разбор, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор.

Задание 3 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.

Задание 4 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).

В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации подтверждения выдвинутых тезисов.

Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма, на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Это примерное содержание типов заданий представленных в ВПР по русскому языку для учащихся 5-7 классов. К данным типам заданий учитель вправе подбирать виды упражнений, заданий для подготовки.

Мной предложены ресурсы, которые использовались для подготовки учащихся 5- 7 классов для написания ВПР. Приложение 1. Так же в семинаре представлен Обобщенный план вариантов проверочных работ по русскому языку для 5-6 классов Приложение 2.

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В своей работе использую задания из учебника, комплексных проверочных работ, тестовые задания.

В целом комплексная системная подготовка,  открытые формы заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, он не боится ВПР, не пугают задания, есть возможность выбора.

Приложение 1.

Подготовка к ВПР:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/16/kimy-iz-sayta-fipi-dlya-podgottovki-k-vpr-5-7-klassy

Готовимся к ВПР:

http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/105625-gotovimsya-k-vpr-po-russkomu-yazyku-7-klass-variant-2.html

4 ВПР:  https://4vpr.ru

Образовательные ресурсы Интернета – Русский язык:

http://alleng.org/d/rusl/rusl1263.htm

ВПР сайт: https://vpr-ege.ru/vpr/5-klass/37-vpr-po-russkomu

Решу ВПР: https://rus5-vpr.sdamgia.ru

Приложение 2.

Обобщенный план варианта проверочной работы

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Проверяемые требования

Блоки ПООП НОО

выпускник научится / получит возможность научиться

Максимальный балл

за выполнение задания

Примерное время выполнения задания обучающимся

(в минутах)

1

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;

овладение основными нормами литературного языка

(орфографическими, пунктуационными);

Стремление к        речевому

самосовершенствованию

Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка

9

5-7

2

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),

синтаксического анализа словосочетания и предложения

Проводить фонетический анализ слова;

проводить морфемный анализ слов;

проводить морфологический анализ слова;

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения

12

8-10

3

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими)

Проводить орфоэпический анализ слова;

определять место ударного слога

2

2-3

4

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц

и грамматических категорий языка

Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия

5

2-3

5

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разны ми учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного                        языка

(пунктуационными)

Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки        зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико- интонационный                анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

4

3-5

6

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного                        языка

(пунктуационными)

Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки        зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей;  соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико- интонационный                анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

3

3-5

7

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разны- ми учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного                        языка

(пунктуационными)

Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки        зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико- интонационный                анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

3

3-5

8

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;

Формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний

Владеть        навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной         переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты раз- личных функционально- смысловых типов речи и функциональныхразновидностей языка;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,        основной        и

дополнительной информации

2

7-10

9

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;

формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний

Владеть        навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной         переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,        основной        и

дополнительной информации

2

2-3

10

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;

расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний

Владеть        навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной         переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

анализировать        текст        точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка

1

2-3

11

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разны ми учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

Использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (лексического), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка

Владеть        навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной        переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности

1

2-3

12

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

Использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка;

расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (лексического), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного

языка

Владеть        навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной         переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных  функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности

1

2-3

Всего 12 заданий. Максимальный балл – 45.

Время выполнения проверочной работы – 60 минут.

                                                                    Обобщенный план варианта проверочной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 6 класс

Проверяемые требования

Блоки ПООП ООО

выпускник научится / получит возможность научиться

Максимальный балл

за выполнение задания

Примерное время выполнения задания обучающимся

(в минутах)

1

Умение списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдая в практике письма изученные

орфографические        и пунктуационные нормы

Cоблюдать в речевой практике  основные

<…> орфографические и пунктуационные нормы    русского    литературного   языка

/совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

9

10-12

2

Проводить морфемный и словообразовательный анализы слов;

проводить        морфологический анализ слова;

проводить синтаксический анализ предложения

Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

12

8-10

3

Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового   и   буквенного  состава,

осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове

Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

2

2-3

4

Проводить орфоэпический анализ слова;

определять место ударного слога

Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам / осуществлять речевой самоконтроль

2

2

5

Опознавать   и        классифицировать самостоятельные части речи и их

формы, служебные части речи

Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте        и        видеть

взаимосвязь между  ними

3

2-3

6

Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения

Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам / осуществлять речевой самоконтроль

2

2-3

7

Анализировать                различные        виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и                функциональных  особенностей,                                                        распознавать предложения                с                        подлежащим        и сказуемым,                                                выраженными существительными                                в именительном падеже; опираться        на грамматикоинтонационный анализ при объяснении выбора тире и места его постановки в предложении

Cоблюдать в речевой практике  основные <…> орфографические и пунктуационные нормы    русского    литературного   языка

/совершенствовать  орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

осуществлять речевой самоконтроль

2

3

8

Анализировать                различные                        виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации функциональных особенностей распознавать предложения                                с  обращением, однородными членами, двумя грамматическими основами; опираться                        на                                грамматико- интонационный                        анализ                                при объяснении        расстановки        знаков

препинания в предложении

Cоблюдать в речевой практике  основные <…> орфографические и пунктуационные нормы    русского    литературного   языка

/совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

осуществлять речевой самоконтроль

3

3

9

Владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки        прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме

Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое ,ознакомительное, изучающее, реферативное)

<…>; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

/ соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

2

3-4

10

Осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме

Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) <…>; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; соблюдать в речевой        практике основные орфоэпические,         лексические,

грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; / владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

3

5

11

Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме

Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) <…>; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; создавать устные и письменные      высказывания <…> определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); / проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

2

3

12

Распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст, адекватно его формулировать; использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании

Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; создавать устные     и     письменные   высказывания

<…> определенной функционально- смысловой принадлежности <…>; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка / соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования    и    письма;  осуществлять

речевой самоконтроль

3

4

13

Распознавать стилистическую принадлежность слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы)

Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка / использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; соблюдать культуру чтения, говорения,  аудирования

и письма; осуществлять речевой самоконтроль

2

2-3

14

Распознавать значение фразеологической единицы; умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную

жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма ;

умение        строить монологическое

контекстное высказывание в письменной форме

Распознавать уровни и единицы языка в

предъявленном        тексте        и        видеть

взаимосвязь между ними; использовать языковые        средства адекватно        цели общения и речевой ситуации; создавать

устные        и        письменные высказывания <…> определенной        функционально-

смысловой        принадлежности        <…>/

использовать        синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования

и        письма;        осуществлять речевой самоконтроль

4

5

Всего 14 заданий. Максимальный балл – 51.

Время выполнения проверочной работы – 60 минут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка» Газизова Анастасия Ильясовна , учитель русского языка и литературы МБОУ « Трудармейская СОШ»

Слайд 2

ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» ОГЭ ЕГЭ ВПР? Зачем?

Слайд 3

Это страшная аббревиатура «ВПР»! ВПР показывает качество усвоения знаний, умений, это проверка способностей и возможностей ребенка, дает возможность понять и оценить себя. 3

Слайд 4

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Слайд 5

Не предусмотрено : использование результатов ВПР для оценки Деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. ВПР –это не ЕГЭ

Слайд 6

Особенности подготовки к ВПР по русскому языку Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования ;

Слайд 7

Типы заданий ВПР: Различение предложений по цели высказывания. Различение предложения и словосочетания. Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Разбор слов по составу. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Знание фонетики и орфоэпии. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Знание орфографии. Знание пунктуации. Знание морфологии. Составление планов к текстам .

Слайд 8

Формируемые УУД : Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные действия: целеполагание , планирование, контроль и коррекция, саморегуляция . Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 9

Взрослые! Не пугайте детей! Дети не боятся экзаменов, для них это скорее новое приключение ! Детям нужна моральная поддержка, настрой на спокойное и уверенное отношение к ВПР! 9 01.11.2018

Слайд 10

Федеральным координатором ВПР является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ( Рособрнадзор ), региональными координаторами – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Проведение ВПР осуществляется в 3 этапа: начальный, основной и заключительный.

Слайд 11

Составляющие готовности к сдаче ВПР: информационная готовность (знание о правилах поведения и т.д.); предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания); психологическая готовность ("настрой", состояние внутренней готовности к определенному поведению, ориентированность на целесообразные действия).

Слайд 12

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Слайд 13

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ???

Слайд 14

Как школьнику подготовиться к ВПР Родители не должны передавать ребенку свои волнения и страхи за результат проверочных работ, поскольку ВПР — это те же контрольные работы , которые ученики и прежде выполняли в конце учебного года. . Главная задача родителей Убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.

Слайд 15

Структура ВПР (6 класс) 1. Текст -9б 2. Разборы – 12б 3. Фонетика-2б 4. Орфоэпия-2б 5.Морфология-3б 6. Речевые ошибки-2б 7. Пунктуация-2б 8. Пунктуация-3б Максимальный балл-51 б 9. Основная мысль текста-2б 10. План -3б 11. Вопрос по тексту -2б 12.Значение слова. Пример -3б 13.Стиль.Синоним-2б 14.Фразеологизм-4б «2»-0-24 «3»-25-34 «4»-25-44 «5»-45-51

Слайд 16

Задания ВПР

Слайд 17

2. Грамматические разборы слов: www.themegallery.com Company Logo (2) морфемный и словообразовательный разборы слова - песчаной морфологический разбор слова; - заспорят синтаксический разбор предложения. Т..ж.. лые в.. лы нал..ют.. ся без..сходной ярост .. ю зар .. вут загр .. хоч ..т.

Слайд 18

www.themegallery.com Company Logo 7. Пунктуация. Поставьте тире и объясните почему. 1 2 3 4 Утром воздух чистый и влажный. Роса на траве след ночного тумана. Стройный клён желтеет под окошком. Темна и безлунна осенняя ночь.

Слайд 19

www.themegallery.com Company Logo В 2-3 предложениях опишите ситуацию, где было бы уместно употребить зтот фразеологизм. Задирать нос Придумай синоним к этому фразеологизму. 14. Задание к тексту Фразеологизм

Слайд 20

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ (ГРАФИК ВВЕДЕНИЯ) 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020 Апробация ВПР русский язык (декабрь 2015-апрель 2016) Введение ВПР русский язык Проведение ВПР русский язык Проведение ВПР русский язык Проведение ВПР русский язык Апробация ВПР в 5-7классах Введение ВПР в 5-7классах Проведение ВПР в 5-7классах Проведение ВПР в 5-7классах Апробация ВПР в 8 классах Введение ВПР в 8 классах Проведение ВПР в 8 классах Апробация ВПР в 10 классах Введение ВПР в 10 классах

Слайд 21

«Если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни »

Слайд 22

ВЫВОД ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно. Ведь ВПР поможет определить уровень подготовки школьников: •выявление проблемных зон; • планирование индивидуальной образовательной траектории учащихся

Слайд 23

Подготовка к ВПР: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/16/kimy-iz-sayta-fipi-dlya-podgottovki-k-vpr-5-7-klassy Готовимся к ВПР: http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/105625-gotovimsya-k-vpr-po-russkomu-yazyku-7-klass-variant-2.html 4 ВПР: https://4vpr.ru Образовательные ресурсы Интернета – Русский язык: http://alleng.org/d/rusl/rusl1263.htm ВПР сайт: https://vpr-ege.ru/vpr/5-klass/37-vpr-po-russkomu Решу ВПР: https://rus5-vpr.sdamgia.ru Использованные ресурсы

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)

Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...

Методический проект " Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ГИА"

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Сегодня необходимо, чтобы каждый у...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...