Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка

Халилова Атия Сайфутдиновна

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халилова А.С.

учитель русского языка и литературы

Формирование навыков смыслового чтения

 на уроках русского языка и литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к  метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение         смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка  целей  урока с учётом общей  готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,  дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для  более полного  восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяетсярассмотрению  основных элементов текста, таким,  как заголовок и ключевые понятия. Заголовок  концентрирует основную идею, тему произведения,  является ключом к егопониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливаетсячитательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей.

Рассмотрим некоторые этапы работы с текстом согласно технологии развивающего обучения (Л.В. Занкова), которая предполагает вовлечение учащихся в различные виды деятельности, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи [6].

Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения).Заголовокпредвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

        Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

В качестве примера  формирования навыков смыслового чтения

на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений представлю пример работы по учебнику русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской. Возьмём раздел «Лексика» в 5 классе (§ 64 (стр. 149) «Лексическое значение слова, или О строительной работе суффиксов, префиксов, постфиксов»). В начале статьи учебника предлагается задание: «Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в этом параграфе» [1]. Каждое слово в названии темы  активизирует мыслительную деятельность учащихся, предвосхищает предстоящее чтение и получение новых знаний с опорой на ранее полученные знания. Выдвинув гипотезу о возможном смысле, читатель подтверждает её или отклоняет следующей информацией.

На уроке литературы такой приём можно использовать перед чтением каждого нового произведения.  Предтекстовая работа нацелена на постановку задач чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению.

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения»  и  статье «Описание стратегий смыслового чтения» .

Технология проведения проста. На начальном этапе учитель говорит о том, какую тему будут обсуждать или какой текст читать (в общих чертах). Затем, обсуждая вместе с учениками, составляется кластер – схему или предлагается список слов, с которыми ассоциируется данный текст или вопрос. В конце урока возвращаемся к кластеру, схеме или списку. Очень интересна стратегия «Ориентиры предвосхищения». В табличке к тексту дети знакомятся с суждениями и отмечают те, с которыми согласны. Возвращаются к ней в конце урока, после прочтения текста. Потом объясняют, почему ответ изменился, если это произошло.

Для того, чтобы учащиеся поняли тему «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе, им предлагается рассмотреть рисунки и по ним сделать вывод.

Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок» или  «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками». Понятно, что на уроке литературы даже в пятом классе невозможно прочитать всё произведение на уроке («Кладовая солнца», «Снежная королева» и другие большие произведения), но поработать с эпизодами можно.

Все методики хороши для осмысленного чтения. Например, целью стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Стратегия «Чтение с остановками»  применяется при чтении  текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.

Послетекстовые стратегии – «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.

Можно провести такую работу по выявлению уровня понимания текста после прочтения сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» . Ученикам выдаются листочки с заданиями.

1. Заполните таблицу.

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

2. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что

1) в этой сказке есть волшебство;

2) эта сказка бытовая.

3.  Как вы понимаете выражения.

1) «Как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь»                                                                        _

2) «батрак Шабарша из плутов плут»  –                                                 _

3) «ажно у меня искры из глаз посыпались»  –                                                 

4. Найдите в тексте слова, которые встречаются в народных сказках. Запишите и подберите синоним.                                                                 _                                                                                        ___________        _____________________________________________________________        _____________________________________________________________

5. Восстановите последовательность сказки, расставив номера.

1.  Алеша нарушил слово, предательство.

2 Алеша спасает Чернушку.

 3. Знакомство с королем Подземного города. Чернушка - министр. 
4. Подарок Алеше в благодарность за спасение Чернушки - исполнение желания. Волшебное зерно. 
5. Чернушка ведут Алешу в Подземный город через комнату старушек.
Экскурсия по Подземному городу.
6. Алеша пробует действие волшебного зерна. Алеша - знаменитость.
7. Алеша становится дерзким, самолюбивым. Потеря зерна. Наказание Алеши.
8 . Алеша становится прежним.
9. Последняя Встреча с Чернушкой. Жители покидают Подземный город. 

6. Охарактеризуйте главного героя? Заполните схему.

7. Какого диалога нет в сказке? Отметьте ответ.

□ Алеша и учитель        

□ Алеша и Чернушка

□ Алеша и дети

8. Каким представляете Шабаршу? Отметьте ответы и объясните свой выбор.

□ старый и одинокий                □ старый и злой        □ молодой и мудрый

□ молодой и опытный                □ маленький и несчастный

Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения,  приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения.

Сегодня в учебниках по-прежнему представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).

Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

- умение определять основную и второстепенную информацию;

- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но и выражать  своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения.  Школьники,  вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью  обучающимся   предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев, аннотации любимой книги.

На уроках русского  языка и литературы  школьники учатся  задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию).

        Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.

        Возвращаясь к началу статьи, где говорится о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами. Считаю, что данный опыт формирования навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений, может быть применим и при работе по различным  УМК по русскому языку и литературе.

Литература

  1. Граник Г.Г.  Русский язык. 6, 7, 8, 9  класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ.ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  2. Сметанникова Н.Н.  Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
  3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // HomoLegens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
  5. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения».                [ Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
  6. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии

Учебное пособие / К. :Академвидав. -  2004. - 352 c. Технология развивающего обучения Л. Занкова. [ Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://banauka.ru/2450.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...