Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе по Бархударову 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_kl_barhudarov_3_chasa_v_nedelyu.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КОК-ЧЫРААНСКИЙ
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШУМО заместителем директора приказом директора школы
Руководитель ШУМО по УВР №___ от 01.09.2018 г.
________/Тарыймаа.Н.Н./ _______/Бадыжык У.Б./ ________/Мижит-оол А.А/
« » августа 2018 г. « » августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
Ступень обучения: основное общее образование
Уровень общего образования: базовый
Класс: 7
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Количество часов: в год – 136 часов, в неделю – 4 часа
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (2006 г).
Составитель: Ховалыг Азиата Константиновна,
учитель русского языка и литературы
с. Кок-Чыраанский – 2018 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5–9 классов М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (2006 г).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются:
- познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о языке (его устройстве и функционировании), развитее языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи);
- практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры. Приобщение к «вечным» ценностям является одним из главных направлений изучения русского языка и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения русского языка как учебной дисциплины.
Описание места предмета в учебном плане
Общий объем часов, отводимых на русский язык в 9 классе согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, составляет 102 часа в год, в неделю - 3 часа.
Основное содержание учебного предмета
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Сложное предложение. Культура речи.
Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с разными видами связи
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Сочинение публицистического характера на общественно важную тему.
Общие сведения о языке
Роль языка. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Значение русского языка. Учёные-лингвисты.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Фонетика. Графика. Орфография.
Лексика. Фразеология. Орфография.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Введение | 1 ч |
Повторение пройденного в 5-8 классах | 11 ч |
Сложные предложения | 6 ч |
Сложносочинённые предложения | 4 ч |
Сложноподчинённые предложения | 28 ч |
Бессоюзные сложные предложения | 20 ч |
Общие сведения о языке | 5 ч |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 27 ч |
Итого | 102 часа |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа –ЛОГ, ПОЛИ-. –ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля:
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Литература:
- Бархударов, С.Г., Крючков, С.Е., Русский язык: учебник для 9 класса – М.: Просвещение, 2003.
- Коровина, В.Я., Тестовые задания по русскому языку, 8 класс. Пособие для учащихся.
- Егорова, Н.В. Русский язык: поурочные разработки 8 класс – М: Вако, 2007.
Оборудование:
Доска.
Компьютер.
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | |||
Повторение в 5-8 классах (11 ч) | |||||
2 | Фонетика | 1 | |||
3 | Лексика и фразеология | 1 | |||
4 | Морфемика и словообразование | 1 | |||
5-6 | Морфология. Орфография | 2 | |||
7-8 | Словосочетание. Простое предложение | 2 | |||
9-10 | Синтаксис простого предложения. Текст | 2 | |||
11-12 | Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта | 2 | |||
Сложное предложение (6 ч) | |||||
13-14 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений | 2 | |||
15-16 | Р.Р.Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект | 2 | |||
17-18 | Р.Р. Сжатое изложение | 2 | |||
Сложносочиненные предложения (4 ч) | |||||
19-20 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП | 2 | |||
21-22 | Р.Р. Рецензия | 2 | |||
Сложноподчиненные предложения (28 ч) | |||||
23 | Сложноподчиненные предложения. Строение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова | 1 | |||
24 | Строение СПП. Схемы СПП | 1 | |||
25 | Р.Р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП) | 1 | |||
26-27 | Р.Р. Изложение | 2 | |||
28-29 | Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными | 2 | |||
30-31 | СПП с придаточными изъяснительными | 2 | |||
32 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 | |||
33 | СПП с придаточными степени и образа действия | 1 | |||
34 | СПП с придаточными места | 1 | |||
35 | СПП с придаточными времени | 1 | |||
36 | СПП с придаточными условными | 1 | |||
37 | СПП с придаточными причины | 1 | |||
38 | СПП с придаточными цели | 1 | |||
39 | СПП с придаточными сравнительными | 1 | |||
40 | СПП с придаточными уступительными | 1 | |||
41-42 | СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными | 2 | |||
43-44 | Контрольная работа «Виды придаточных предложений» | 2 | |||
45-47 | СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | 3 | |||
48-49 | Р.Р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине | 2 | |||
50 | Р.Р. Деловые бумаги | 1 | |||
Бессоюзные сложные предложения (20 ч) | |||||
51-52 | Бессоюзные сложные предложения | 2 | |||
53-54 | БСП. Запятая и точка с запятой в БСП | 2 | |||
55-56 | Двоеточие в БСП | 2 | |||
57-58 | Тире в БСП | 2 | |||
59-60 | Р.Р.Реферат. Сообщение на лингвистическую тему | 2 | |||
61-65 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 5 | |||
66-67 | Р.Р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи | 2 | |||
68 | Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение» | 1 | |||
69-70 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 2 | |||
Общие сведения о языке (5 ч) | |||||
71 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 1 | |||
72-73 | Русский литературный язык и его стиль | 2 | |||
74-75 | Контрольный тест по программе 9 класса. Анализ работ | 2 | |||
Повторение изученного в конце года (27 ч) | |||||
76-77 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография | 2 | |||
78-79 | Повторение. Лексика. Фразеология. Орфография | 2 | |||
80-81 | Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография | 2 | |||
82-84 | Повторение. Морфология. Именные части речи | 3 | |||
85-86 | Повторение. Морфология. Глагол. Орфография | 2 | |||
87-88 | Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие | 2 | |||
89-90 | Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния | 2 | |||
91-92 | Повторение. Служебные части речи | 2 | |||
93-94 | Р.Р. Сжатое изложение. Подготовка к ОГЭ | 2 | |||
95 | Анализ изложения | 1 | |||
96-97 | Повторение. Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация | 2 | |||
98 | Употребление знаков препинания | 1 | |||
99-100 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. Подготовка к ОГЭ | 2 | |||
101 | Анализ сочинения | 1 | |||
102 | Тест | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...