Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
- планированию учебной деятельности;
- организации своей учебной деятельности;
- восприятие, поиск информации и мыслительной деятельности;
- оценки и осмысление результатов своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._razvitie_znaniy_o_kletochnom_stroenii_zhivyh_organizmov.docx | 302.67 КБ |
Предварительный просмотр:
- Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна
- О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»
- Предмет – Биология
- Класс – 5
- Тема урока – «Развитие знаний о клеточном строении живых организмов»
- Цель урока:
- сформировать первоначальное представление о клетке;
- познакомить с историей развития микроскопической техники в ходе накопления знаний о клеточном строении организмов;
- раскрыть сущность клеточной теории как первой биологической теории, рол ряда учёных в её становлении.
- Предметные результаты:
- формировать умение выделять существенные признаки строения клеток живых организмов;
- формировать умение определять основные части клетки;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: ядро, цитоплазма, клеточная стенка, клеточная оболочка.
- Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД:
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
- сформировать умение выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности;
- сформировать умение выстраивать логические цепочки, включающее установление причинно-следственных связей;
- сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Коммуникативные УУД:
- учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнёра.
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка цели урока);
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Основные понятия: лупа, микроскоп, клетка, ядро, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, клеточная теория.
- План изучения нового материала:
- Организационный этап.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление и контроль усвоения знаний.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
- Тип урока – открытие нового знания.
- Форма урока – индивидуальная работа, фронтальная работа с классом.
- Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник: «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику.
- Домашнее задание - §13-читать, выучить положения клеточной теории; сообщения-проекты об увеличительных приборах.
Этап урока и цель | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. | Личностные: настрой на урок |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока | Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочтём. Учитель читает письмо (Приложение 1). Учитель: Ребята, какие задачи поставил перед нами Стекляшкин? (Ответы учащихся) Учитель: Правильно. Выяснить: как называется прибор, историю его возникновения, каким образом устроены живые организмы. | Внимательно слушают. Дают ответы на вопросы. Формулируют тему, цели и задачи урока. | Регулятивные: целеполагание. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку. |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение 2) Учитель: Вспомните, какие увеличительные приборы используют биологи? (Ответы учащихся) Учитель: Некоторые мелкие черты внешнего строения растений и животных можно рассмотреть с помощью лупы. Демонстрация: ручная лупа. Учитель: Прочтём определение лупы. (Учащиеся читают) Учитель: Но детально изучить внутреннее строение живых организмов возможно только с помощью микроскопа. Демонстрация: микроскоп. Учитель: Что же такое микроскоп? (Учащиеся читают определение) Учитель: Кто и когда изобрёл микроскоп впервые? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся) Рассказ учителя: «Из истории создания микроскопа» (Приложение 3) Учитель: Давайте запишем имя человека, который изобрёл микроскоп, и год, когда это произошло. Учитель: Кто же усовершенствовал микроскоп? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся) Учитель: Запишем – усовершенствовал микроскоп Роберт Гук, в 1665 году. Учитель: Какое открытие сделал Роберт Гук? (Ответы учащихся) Демонстрация: учебник, стр. 38, рис. 2.1, 2.2. Работа с ИКТ: демонстрация интерактивных схем «Разнообразие клеток» и «Строение клеток». Учитель: Что же такое клетка? Прочтём определение. (Ответы учащихся) Учитель: Какой учёный впервые наблюдал микроскопические организмы? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся) Учитель: Правильно, запишем: впервые микроскопические организмы наблюдал Антони Ван Левенгук. Демонстрация: микроскоп Левенгука (фотографии). Учитель: Как в дальнейшем расширялись знания о клетке? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся) Работа с ИКТ: демонстрация рисунков «Примеры клеток», «Развитие представлений о клетке». Учитель: Назовите фамилию учёного, который впервые открыл и описал ядро. (Ответы учащихся) Учитель: Также учёными разных стран было установлено, что организмы бывают одноклеточными (тело которых состоит из одной клетки) и многоклеточными (тело которых состоит их множества клеток) Работа с учебником и ИКТ: демонстрация фотографий одноклеточных и многоклеточных организмов; стр. 39, рис. 2.3. Учитель: Какой вывод мы можем сделать из той информации, что сегодня узнали? (Ответы учащихся) Учитель: Правильно, все живые организмы состоят из клеток. Учитель: К середине 19 столетия, накопилось достаточно знаний о клетке и клеточном строении растений и животных. Немецкие учёные Матиас Шлейден и Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию. Давайте познакомимся с положениями этой теории. Работа с учебником и ИКТ: стр. 39, читать содержание положений клеточной теории, демонстрация интерактивной схемы «Положение клеточной теории». Учитель: Давайте выпишем положения клеточной теории в тетрадь. | Отвечают на вопросы учителя:
Читают текст учебника. Находят в тексте учебника понятия, информацию. Записывают основные тезисы по данной теме (лупа, микроскоп, клетка, фамилии учёных и их открытия, положения клеточной теории) | Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности. Включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия. |
Первичное закрепление и контроль усвоения знаний Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. |
1. Выберите положение, которое НЕ является положением клеточной теории: а) в клетке происходят все процессы, свойственные живому организму; б) в составе многоклеточного организма сходные по строению клетки объединяются в ткани; в) все живые организмы состоят из клеток; г) клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ. 2. Впервые наблюдал и ввёл в науку термин «клетка» учёный: а) А. Левенгук; б) Р. Гук; в) М. Шлейден; г) Р. Броун. 3. Детально изучить клеточное строение организмов можно: а) с помощью лупы; б) с помощью микроскопа; в) с помощью телескопа; г) невооружённым глазом. 4. Наименьшей единицей строения живых организмов является: а) ткань; б) клетка; в) орган; г) ядро. 5. Клеточную теорию создали учёные: а) А. Левенгук и Р. Броун; б) М. Шлейден и Т. Шванн; в) Р. Броун и М. Шлейден; г) Т. Шванн и А. Левенгук.
| Выполнение индивидуальных заданий. Выполнение тестов. Взаимооценивание. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция. Логические: анализ и синтез информации. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
| Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). |
Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить увсоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. |
| Личностные: осмысление своих действий; самооценка. Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
Приложение 1
Письмо Стекляшкина
Привет, ребята из 5 «А» класса!
Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов и узнать что они из себя представляют.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, кто и каким образом его изобрёл, как выглядят живые организмы внутри?
С уважением, ваш Стекляшкин.
Приложение 2
- Лупа — оптический прибор, предназначенный для рассматривания мелких объектов. Используется преимущественно в полевых условиях. Представляет собой увеличительное стекло (линзу), заключённое в оправу.
- Микроскоп — (греч. Mikros — маленький, skopeo — смотрю) — прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Увеличение достигается благодаря системе линз. В световых, или оптических, микроскопах в качестве источника освещения служат лучи солнца. Оптический микроскоп даёт возможность рассмотреть структуры с расстоянием между элементами до 0,25 микрометра, электронный — порядка 0,01–0,1 нанометра. Увеличение микроскопа рассчитывается как произведение увеличений объектива и окуляра.
- Клетка — основная единица строения всех живых организмов, элементарная живая система, способная к самостоятельному существованию.
- Ядро — часть клетки растений, грибов, животных, несущая наследственную информацию об организме.
- Многоклеточный организм — организм, тело которого состоит из многих клеток и их производных (различные виды межклеточного вещества). Многоклеточными организмами является большинство растений, грибов, животных.
- Клеточная теория — одно из наиболее важных биологических учений, согласно которому все организмы имеют клеточное строение.
Рисунок 1. Микроскоп Левенгука (строение)
1 – игла (для крепления образца, который будет рассматриваться)
2 – ручка-винт
3 – линза
4 – винт (для приближения образца к линзе)
Рисунок 2. Микроскоп Левенгука (общий вид)
Рисунок 3. Развитие представлений о клеточном строении растений
Приложение 3
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?
На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.
Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.
Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.
Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие знаний о клеточном строении организмов
Урок в 5-ом классе: "Развитие знаний о клеточном строении организмов"...
Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год
Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....
Тематический тест "Строение живых организмов" 6 класс
Тест включает 2 варианта. Проверяет знания на базовом и расширенном уровне. Может отслеживать формирование метапредметных умений...
технологическая карта по теме : биология -наука о живых организмах
технологическая карта по теме : биология -наука о живых организмах 5 класстестовая работа по биологии 5 класспрезентация Что такое гормоны? 8 класс...
Проверочная работа в 9 классе по разделу "Клеточный уровень живых организмов"
Работа построенна по типу ОГЭ по биологии...
Карточки для самостоятельной работы "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"
Карточки для самостоятельной работы "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"Урок самостоятельного открытия знаний в 5 классе.Материал к учебнику Л.Н.Сухоруковой...
Проверочная работа "Клеточное строение живых организмов", 5 класс, учебник Суховой Т.С., Строгонова В.И.
Проверочная работа представлена в 2 вариантах и включает в себя задания со свободным ответом, задания на работу с рисунками, тестовые задания, задание на соответствие, задания на вычисление. Целью раб...