Секреты написания сочинения на ЕГЭ.
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Большинство школьников не в состоянии самостоятельно подготовиться к написанию сочинения на ЕГЭ. Этот курс призван облегчить им эту задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_napisaniya_sochineniya_na_ege.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку «Секреты написания сочинения на ЕГЭ».
Пояснительная записка.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
- подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с открытым ответом (уровень В);
- формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
- применять приёмы сжатия текста;
- понимать и интерпретировать текст;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Программа
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте.
Что такое текст? Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Календарно-тематическое планирование элективного курса (11)
Раздел программы | Тема | Количество часов |
1. Введение | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 |
2. Повторение основных сведений о тексте. | 1. Что такое текст? Связь предложений в тексте. 2. Стили текста: публицистический стиль. 3. Стили текста: художественный стиль. 4. Типы текста. 5. Зачетная работа №1 | 1 1 1 1 1 |
3. Подготовка к сочинению уровня С. | 1. Тема, идея текста. 2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. 3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 4. Выявление и формулировка авторской позиции. 5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. 6. Отработка навыков аргументации. 7. Зачетная работа №2. 8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 9. Практикум по написанию сочинения. 10. Анализ сочинений. 11. Зачетная работа №3. | 1 3 2 2 3 4 1 2 3 2 1 |
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 4 Всего 34 часа |
Список рекомендуемой литературы
1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.
3. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008
4.Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8
5. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007
6. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по английскому языку на тему « Секреты написания песен на английском языке»
Гипотеза.Изучив секреты написания песен, мы попробуем научиться писать свои музыкальные произведения. Цель:Выявить особенности написания песен; показать отношения людей к музыке; установить главн...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Готовимся к ЕГЭ Написание сочинения (часть С) Примерный план сочинения по прочитанному тексту. 1. Проблема (проблемы) текста Философские, социальные, политические, экологические, нравственные (эстетические).
Подготовка к EГЭ. Часть С....
Выпускное сочинение в 11 классе. Полезные ссылки при написании сочинения
Полезные ссылки...
Секреты написания сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку
Представлен подробный план написания с комментариями по каждому критерию....
Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"
Мной разработана система уроков по проблеме "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй. Тема урока: "Структура сочин...
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Секреты мастерства. Обучение написанию сочинения»
На современном этапе развития образования основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить адекватное языковое развитие обучающихся, помочь сформировать умения и навыки грамотного...