Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Секреты мастерства. Обучение написанию сочинения»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
На современном этапе развития образования основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить адекватное языковое развитие обучающихся, помочь сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством коммуникации.
Данная рабочая программа предназначена для практических занятий по русскому языку в 10 классе в рамках подготовки к сочинению по русскому языку (задание 26 КИМ) в формате ЕГЭ.
Программа курса ориентирует школьников на практическую деятельность, а именно: умение находить проблему текста, строить комментарий, выявлять позицию автора, выражать собственное мнение по проблеме, поднятой автором в тексте.
Рабочая программа предусматривает последовательную подготовку к сочинению по критериям оценки, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах выполнения задания 26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе: «Секреты мастерства. Обучение написанию сочинения»
Составила: учитель МБОУ СОШ № 43 г. Владикавказа Ходова Ю.А.
Пояснительная записка
Первостепенной задачей современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение не только один из самых трудных видов деятельности, обучающихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения обучающимися навыками связной речи. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства и устно, и письменно. А развитие личности необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство обучающихся не любят писать сочинения, потому, что они трудны, а главное не пригодятся в будущем. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение - это вид деятельности обучающихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка - это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
подготовка обучающихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи курса:
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика; овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме; обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат: находить и формулировать проблему исходного текста; уметь писать комментарий, определять позицию автора, выражать собственное мнение по проблеме; анализировать работы самих учащихся и рецензировать их.
Календарно-тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | Вид урока | |
теория | практика | ||||
1 | Введение. Требования к части С. Композиция сочинения. | 2 | 1 | 1 | Лекция |
2 | Как правильно понять исходный текст. Зачин в рассуждении. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
3 | Формулировка проблемы текста. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум |
4 | Комментарий. Требования к комментарию. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
5 | Позиция автора и способы её выражения. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. Экспертная оценка. |
6 | Обоснование собственного мнения по проблеме, аргументация позиции. | 5 | 2 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка. |
7 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 3 | 1 | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. Рецензирование, экспертная оценка. |
8 | Экспертная оценка сочинения. | 4 | 4 | Рецензирование, экспертная оценка. | |
9 | Итоговые задания | 4 | 4 | Комплексное применение знаний. |
Использованная литература:
1. ЕГЭ Русский язык. Практикум. Задания 24, 25. Сочинение по прочитанному тексту - Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.
2. ЕГЭ Русский язык. Практикум. Задания части 2. Тексты-аргументы - Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
3. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука
4. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Издательство Экзамен, 2010
5. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д:Легион, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и метод...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...