Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Секреты мастерства. Обучение написанию сочинения»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
На современном этапе развития образования основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить адекватное языковое развитие обучающихся, помочь сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством коммуникации.
Данная рабочая программа предназначена для практических занятий по русскому языку в 10 классе в рамках подготовки к сочинению по русскому языку (задание 26 КИМ) в формате ЕГЭ.
Программа курса ориентирует школьников на практическую деятельность, а именно: умение находить проблему текста, строить комментарий, выявлять позицию автора, выражать собственное мнение по проблеме, поднятой автором в тексте.
Рабочая программа предусматривает последовательную подготовку к сочинению по критериям оценки, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах выполнения задания 26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе: «Секреты мастерства. Обучение написанию сочинения»
Составила: учитель МБОУ СОШ № 43 г. Владикавказа Ходова Ю.А.
Пояснительная записка
Первостепенной задачей современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение не только один из самых трудных видов деятельности, обучающихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения обучающимися навыками связной речи. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства и устно, и письменно. А развитие личности необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство обучающихся не любят писать сочинения, потому, что они трудны, а главное не пригодятся в будущем. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение - это вид деятельности обучающихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка - это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
подготовка обучающихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи курса:
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика; овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме; обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат: находить и формулировать проблему исходного текста; уметь писать комментарий, определять позицию автора, выражать собственное мнение по проблеме; анализировать работы самих учащихся и рецензировать их.
Календарно-тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | Вид урока | |
теория | практика | ||||
1 | Введение. Требования к части С. Композиция сочинения. | 2 | 1 | 1 | Лекция |
2 | Как правильно понять исходный текст. Зачин в рассуждении. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
3 | Формулировка проблемы текста. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум |
4 | Комментарий. Требования к комментарию. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
5 | Позиция автора и способы её выражения. | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. Экспертная оценка. |
6 | Обоснование собственного мнения по проблеме, аргументация позиции. | 5 | 2 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка. |
7 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 3 | 1 | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. Рецензирование, экспертная оценка. |
8 | Экспертная оценка сочинения. | 4 | 4 | Рецензирование, экспертная оценка. | |
9 | Итоговые задания | 4 | 4 | Комплексное применение знаний. |
Использованная литература:
1. ЕГЭ Русский язык. Практикум. Задания 24, 25. Сочинение по прочитанному тексту - Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.
2. ЕГЭ Русский язык. Практикум. Задания части 2. Тексты-аргументы - Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
3. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука
4. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Издательство Экзамен, 2010
5. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д:Легион, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/27/picture-81159.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-382828-1391531095.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-293169-1381146522.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и метод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996466-1516098225.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...