Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО: ________ / С.С.Арбаева/ протокол № _1_ от « 29» 08 2017 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /Л.Н.Буяева/ протокол № _1_ от «30 » 08 2017г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева / приказ № от « 01» 09 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 31» 08 2017г. | Составила: Арбаева Светлана Санжеевна Должность: учитель русского языка и литературы |
Улан-Удэ
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
2.Закона Российской Федерации «Об образовании» №273 ФЗ, утвержденный 29.12.2012 года.
3. Примерной программы основного общего образования по русскому языку: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Просвещение», 2017.
4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.
5. Учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2017/2018 учебный год.
6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017-2018 учебный год.
7. Годового календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год.
8. Методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
9. Требований к оснащению учебного процесса по русскому языку.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 5 классе общеобразовательной школы.
Объём и сроки обучения
Программа по русскому языку общим объёмом 170 часов изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литература, история России.
Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.
В этот возрастной период ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, учится выстраивать рабочие и межличностные отношения, как с учителем, так и с одноклассниками, т.е. включаются в совместно распределённую учебную деятельность. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, групповую и парную работу учащихся, что является признаком соответствия программы современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиасредств, технических средств и справочной литературы.
Предлагаемая программа построена на основе учебника «Русский язык. 5 класс» М.Т.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. ( М.: Просвещение, 2017) с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Данный учебник полностью соответствует современным концепциям обучения, богат социокультурным компонентам, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объём и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.
Данный курс предполагает национальные, региональные, социокультурные особенности. Национально - региональный компонент используется не как отдельный блок, а реализуется посредством включения в материал урока. Поэтому предусмотрено на уроках использовать фрагменты из текстов поэтов и писателей Бурятии. Это способствует формированию у учащихся чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов Бурятии, развивает любовь к родному краю.
Целевая установка и задачи
Таким образом, целью прохождения настоящего курса является:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности;
- дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- содействие формированию умения проектировать собственную деятельность;
- создание условий для анализа ситуации и принятия решений, представления и оценивания результатов, а также корректировки собственной деятельности;
- формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
- развивать способность к творческой деятельности.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-игр, практических занятий, экскурсий, диспутов.
Технологии, используемые в обучении:
- Чтение и письмо для развития критического мышления
- ИКТ
- Обучение в сотрудничестве
- Исследовательские методы обучения
- ТРИЗ
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые методы обучения
Основные виды контроля:
Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:
Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).
Текущий – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов;
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменение роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учёта динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер участия в групповой работе.
Планируемые результаты изучения русского языка
- повышение практической грамотности обучающихся;
- развитие учебно-познавательных, речеведческих, коммуникативных, культуроведческих компетенций;
- воспитание любви к русскому языку.
Речь и речевое общение
Пятиклассник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки
Речевая деятельность
Пятиклассник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации).
Календарно-тематический план
по русскому языку
5 класс
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | |||
контр работ | разви тие речи | лабор., практ. работ | план. | факт. | |||
Язык и общение (3ч.+1р/р) | |||||||
1 | Язык и человек. Язык и речь. | 1 | |||||
2 | Общение устное и письменное. | 1 | |||||
3 | Читаем учебник. | 1 | |||||
4 р/р | Стили речи. | 1 | 1 | ||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (18ч.+5р/р) | |||||||
5 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | |||||
6 | Орфограмма | 1 | |||||
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | |||||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | |||||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | |||||
10 | Буквы И, У,А после шипящих. | 1 | |||||
11 | Разделительные Ь и Ъ. | 1 | |||||
12 | Разделительное написание предлогов с другими словами. | 1 | |||||
13 р/р | Текст. Что мы знаем о тексте. | 1 | 1 | ||||
14-15 р/р | Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому упр.70) «Хитрый заяц» | 2 | 2 | ||||
16 | Части речи. | 1 | |||||
17 | Глагол. | 1 | |||||
18 | Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | 1 | |||||
19 р/р | Тема текста. | 1 | 1 | ||||
20-21 | Личные окончания глаголов. | 2 | |||||
22 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||||
23 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |||||
24 | Местоимение как часть речи. | 1 | |||||
25 р/р | Основная мысль текста. | 1 | 1 | ||||
26 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в начальных классах». | 1 | 1 | ||||
27 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29ч. +4р/р) | |||||||
28 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | |||||
29 | Словосочетание. | 1 | |||||
30 | Разбор словосочетания. | 1 | |||||
31 р/р | Сжатое изложение. Упр.127 | 1 | 1 | ||||
32 | Предложение. | 1 | |||||
33 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |||||
34 | Восклицательные предложения. | 1 | |||||
35 р/р | Сочинение на свободную тему. | 1 | 1 | ||||
36 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | |||||
37 | Сказуемое. | 1 | |||||
38 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |||||
39 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | |||||
40 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | |||||
41 | Определение. | 1 | |||||
42 | Обстоятельство. | 1 | |||||
43-44 | Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 2 | |||||
45 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. | 1 | |||||
46 | Предложения с обращениями. | 1 | |||||
47 р/р | Письмо. | 1 | 1 | ||||
48 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | |||||
49 р/р | Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» | 1 | 1 | ||||
50 | Пунктуационный разбор предложения. | 1 | |||||
51 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис простого предложения». | 1 | 1 | ||||
52 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |||||
53 | Простые и сложные предложения. | 1 | |||||
54 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | |||||
55-56 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 2 | |||||
57 | Диалог. | 1 | |||||
58 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | |||||
59 | Контрольный диктант №3 по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | 1 | ||||
60 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14ч.+ 4р/р) | |||||||
61 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | |||||
62 | Согласные звуки. | 1 | |||||
63 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | |||||
64 | Согласные твёрдые и мягкие. | 1 | |||||
65 р/р | Повествование. | 1 | 1 | ||||
66-67 р/р | Обучающее изложение-описание (К.Г.Паустовский «Шкатулка») | 2 | 2 | ||||
68 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | |||||
69 | Графика. Алфавит. | 1 | |||||
70 р/р | Описание предмета. | 1 | 1 | ||||
71 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | |||||
72-73 | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. | 2 | |||||
74 | Орфоэпия. | 1 | |||||
75 | Фонетический разбор слова. | 1 | |||||
76 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1 | |||||
77 | Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1 | 1 | ||||
78 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 1 | |||||
Лексика. Культура речи. (10ч.+3 р/р) | |||||||
79 | Слово и его значение. | 1 | |||||
80 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |||||
81 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | |||||
82 | Омонимы. | 1 | |||||
83 | Синонимы. | 1 | |||||
84 | Синонимы, их роль в речи. | 1 | |||||
85 р/р | Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | 1 | ||||
86 | Антонимы. | 1 | |||||
87 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | |||||
88 | Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | 1 | ||||
89 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 1 | |||||
90-91 р/р | Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег»). | 2 | 2 | ||||
Морфемика. Орфография.Культура речи (18ч.+3 р/р). | |||||||
92 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | |||||
93 | Окончание и основа слова. | 1 | |||||
94 р/р | Сочинение по личным впечатлениям. | 1 | 1 | ||||
95 | Корень слова. | 1 | |||||
96 р/р | Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Секрет названия» | 1 | 1 | ||||
97 | Суффикс. | 1 | |||||
98 | Приставка. | 1 | |||||
99 р/р | Выборочное изложение с изменением лица. | 1 | 1 | ||||
100 | Чередование звуков. | 1 | |||||
101 | Беглые гласные. | 1 | |||||
102 | Варианты морфем. | 1 | |||||
103 | Морфемный разбор слова. | 1 | |||||
104 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | |||||
105 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 | |||||
106 | Буквы А-О в корне –ЛАГ- – -ЛОЖ-. | 1 | |||||
107 | Буквы А-О в корне –РАСТ- -РОС-. Правописание корней с чередованием гласных. | 1 | |||||
108 | Буквы Ё – О после шипящих в корне слова. | 1 | |||||
109 | Буквы И – Ы после Ц. | 1 | |||||
110 | Повторение по теме «Морфемика». | 1 | |||||
111 | Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика». | 1 | 1 | ||||
112 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |||||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (16ч.+4 р/р) | |||||||
113 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||||
114 р/р | Доказательства в рассуждении. | 1 | 1 | ||||
115 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | |||||
116 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | |||||
117 | Род имён существительных. | 1 | |||||
118 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 | |||||
119-120 р/р | Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр.513) | 2 | 2 | ||||
121 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | |||||
122 | Три склонения имён существительных. | 1 | |||||
123 | Падеж имён существительных. | 1 | |||||
124 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён сущ-ных в единств. числе. | 1 | |||||
125р/р | Подробное изложение с изменением лица. | 1 | 1 | ||||
126-127 | Множественное число имён существительных. | 2 | |||||
128 | Правописание О- Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | |||||
129 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||||
130 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | |||||
131 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное». | 1 | 1 | ||||
132 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |||||
Имя прилагательное (7ч.+ 4 р/р) | |||||||
133 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |||||
134 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. | 1 | |||||
135-136 р/р | Описание животного. Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»). | 2 | 2 | ||||
137 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | |||||
138р/р | Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение». | 1 | 1 | ||||
139 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||||
140 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 | |||||
141 р/р | Проект «Имена прилагательные в названиях» | 1 | 1 | ||||
142 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное». | 1 | 1 | ||||
143 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |||||
Глагол (17ч.+4р/р) | |||||||
144 | Глагол как часть речи. | 1 | |||||
145 | НЕ с глаголами. | 1 | |||||
146р/р | Рассказ | 1 | 1 | ||||
147 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |||||
148 | Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | 1 | |||||
149 | Виды глагола. | 1 | |||||
150 | Буквы Е-И в корнях с чередованием. | 1 | |||||
151р/р | Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 | 1 | ||||
152 | Время глагола. Прошедшее время | 1 | |||||
153 | Настоящее время. | 1 | |||||
154 | Будущее время. | 1 | |||||
155 | Спряжение глаголов. | 1 | |||||
156 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | |||||
157 | Морфологический разбор глагола. | 1 | |||||
158-159р/р | Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф. Савчук. «Шоколадный торт» - упр.688). | 2 | 2 | ||||
160 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. | 1 | |||||
161 | Употребление времён. | 1 | |||||
162 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | |||||
163 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол». | 1 | 1 | ||||
164 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |||||
Повторение и систематизация изученного (6ч). | |||||||
165 | Разделы науки о языке. | 1 | |||||
166 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | |||||
167 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголах. | 1 | |||||
168 | Употребление букв Ъ и Ь. | 1 | |||||
169 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | |||||
170 | Итоговый контрольный тест. | 1 | |||||
Итого: | 170 | 9 | 32 |
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класса
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
фонетика и графика
- выделять в слове звуки речи;
- давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- разбирать слова фонетически;
орфоэпия
- правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
- опознавать звукопись как поэтическое средство;
- использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
- разбирать слова орфоэпически;
- работать с орфоэпическим словарем;
лексика
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
- опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
- пользоваться толковым словарем;
словообразование
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
- по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
- разбирать слова по составу;
- пользоваться словарем морфемного строения слов;
морфология
- квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
- правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
- образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
- разбирать слово морфологически;
синтаксис
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
- пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- составлять простой план текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
- писать сочинения повествовательного характера;
- совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
- основные признаки стилей языка;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
- производить фонетический разбор слова;
- соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
- свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
- не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
- пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
- толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся
Учебники:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Методические материалы:
- Михайлова М, Ю. Ключи к орфографии. - М.: Просвещение, 2016.
- Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной
работы в классе и дома: 5 класс. - М.: Искатель, 2017. - Баранов М.Т. Дидактический материал по русскому языку. 5класс. М.:
Просвещение, 2017. - Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. -
4-е изд.М., 1999. - Дейкина А.Д., Т.М. Пахнова. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 класс. –М.: Дрофа, 2017.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снотова Г.П. Школьный
толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П.Филина. - 2 изд.,
дораб.М., 1998. - Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель
О.А.Михайлова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - Поникарова Л.А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях.
М.: Просвещение, 2016. - Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. М.:
Просвещение, 2007
10.Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. М.:
Просвещение, 2017.
Материалы для контроля:
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 класс. М.:
Просвещение, 2017.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по
русскому языку. 5-7 класс / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. М.:
Сфера, 2017. - Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля:
Русский язык.5-8 класс. П./ред. Капинос В.И. - М.: Интеллект-Центр,
2017.
Литература для учителя
Учебники:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Методические материалы:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя.
М.: Просвещение, 2017
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный
подход. -М.: Айрис-Пресс, 2016. - Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 5 классе /
Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов. М.: Просвещение,
2017. - Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной
работы в классе и дома: 5 класс. М.: Искатель, 2017.
Дидактические материалы:
1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. М.:
Просвещение, 2016.
- Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 5-7 класс /
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. - М: Дрофа, 2017.
3. Ефремова Е.А.. Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Прсвещение, 2016г.
4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии.5 класс. М.:
Просвещение, 2016.
5. Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной
работы в классе и дома: 5 класс. - М.: Искатель, 2017.
Материалы для контроля:
1. Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку:
5 класс. М.: Просвещение, 2016.
2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по
русскому языку. 5 класс / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. М.:
Сфера, 2016.
3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля:
Русский язык. 5 класс. П./ред. Капинос В.И. -М.: Интеллект-Центр,
2016.
Образовательные электронные ресурсы:
- Информационные источники Интернета:
http://www.edu. ru - Федеральный центр информационно-
образовательных ресурсов.
http://www/ict.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
2. Образовательные сайты:
www.mon.gov.ru - Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
www.fipi.ru - ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений.
http://www.school.edu.ru – Российский образовательный портал.
http://www.philology.ru./default.htm/ - Российский филологический портал
http://som.fio.ru/ - Сетевое объединение методистов.
Список литературы, использованный при разработке программы
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2015.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2015.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей. М.:Просвещение,2017.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2017.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2016.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....