Технологическая карта урока (ФГОС) Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока (ФГОС)

Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon imya_chislitelnoe_kravtsova.ppt2.58 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_kravtsova.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ: Рябичевская СОШ Подготовила Учитель русского языка и литературы Кравцова С.С. 2018 г.

Слайд 2

1.повторение изученного материала во теме «Имя числительное»; 2.развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксические разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в речи; развитие творческих способностей детей; 3. воспитание интереса к изучению русского языка, мотивация здорового образа жизни.

Слайд 3

Карта – схема «Грамматического биатлона» лексическая старт Фразеологическая словарная орфографическая текстовая грамматическая финиш

Слайд 5

Дополни предложения Имя числительно – самостоятельная часть речи, которая обозначает… Имена числительные отвечают на вопросы… Имена числительные делятся на … Имена числительные изменяются по … В предложении имена числительные могут быть…

Слайд 6

I . Образуйте другую часть речи, дописав единицу и один , укажите часть речи: Объ…ение, …ица, …ичный, …ственный, …очество, …окий, …очка, …арный. Проверь себя: Объ един ение (сущ.), един ица (сущ.), един ичный (прил.), един ственный (прил.), один очество (сущ.), один окий (прил.), один очка (сущ.), один арный (прил.)

Слайд 7

Подобрать к выражениям синонимичные фразеологизмы: Быть счастливым в 4 стенах Очень похожи на 7 небе Не выходить из дома как 2 капли воды Может кончится хорошо или плохо ни два ни полтора Весьма неопределенно палка о 2 концах

Слайд 8

Назовите числительные, которые пишутся с удвоенными согласными. Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя Ь (мягким знаком)? Назовите порядковое числительное с двумя удвоенными согласными. Проверь себя! Одиннадцать, миллион, миллиард. Восьмью, восьмьюдесятью. Миллионный

Слайд 9

Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем отдыхать! Раз и два – Покачалась голова! Раз, два, три – На соседей посмотри! А на счет четыре – пять – Будем прыгать и скакать. А дойдем до цифры восемь – Снова сесть за парту просим!

Слайд 10

I. Расшифруйте схему и вспомните правило «Мягкий знак на конце и середине числительных»: 5 ь- 20 ь, 30 ь 5 ь 0 – 8 ь 0 5 ь 00 – 9 ь 00 II. Впишите в клетки этой фигуру количественные числительные с мягким знаком на конце. ь ь ь ь III. Разместите в клетках сложные количественные числительные, которые пишутся с мягким знаком в середине: ь ь Проверь себя! Пять, восемь, двадцать, двенадцать Семьсот, девятьсот.

Слайд 11

Написать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные. 5 (спортсменок), 3 (атлета), 4 (лыжников), 2 (фигуристки), 9 (хоккеистов).

Слайд 12

Прочитайте текст, правильно произнося числительные, выполните задания. Олимпийские игры в Древней Греции устраивались в честь бога Зевса с 776 года до нашей эры. Отменены они были в 394 году нашей эры. Всемирные спортивные соревнования проводятся с 1896 года. XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. За это время было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. В 2014 году проведены XXII Зимние Олимпийские игры в России, в копилке 33 медали и сборная России на первом месте. С 9 по 25 февраля 2018 года в Пхёнчхане проходили XXIII Зимние Олимпийские игры, в которых принимали участие 92 страны. Олимпийские спортсмены из России завоевали 17 медалей, из них 2 золотых, 6 серебряных, 9 бронзовых. Озаглавьте текст. Произведите морфологический разбор – на первом (месте).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Рябичевская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока (ФГОС)

Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»

Предмет: русский язык

Класс: 6б

Учитель: Кравцова Светлана Семеновна

Тип урока: повторительно- обобщающий

Используемые на уроке технологии:

  • модульная технология;
  • обучение в сотрудничестве (обучение в команде, достижение групповых целей);
  • проблемное обучение (использование учащимися ранее полученных знаний для решения новых дидактических задач);
  • игровая технология («Грамматический биатлон»).

Цель урока:

  • повторение изученного материала по теме «Имя числительное»;
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксические разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в речи; развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка, мотивация здорового образа жизни

Задачи урока:

  • образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи.
  • развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков работы с текстом, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
  • воспитательная: сформировать навыки командной работы, развивать познавательную активность, мотивацию здорового образа жизни.

Планируемые результаты урока

ПРЕДМЕТНЫЕ

совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка  правильного употребления грамматических форм и формирование орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные

- развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- совершенствовать навыки работы с текстом.

- развитие  умений  действовать  со  знаково  - символическими  средствами  и структурировать  знания;  адекватно,  осознанно  и  произвольно  строить  речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные

обучение постановке  цели  работы,  умению  самостоятельно  работать  с  материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Коммуникативные

формирование навыков работы  в  группе,  умения  слушать  товарищей,  принимать коллективное решение, вести диалог.

Личностные

развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран для просмотра презентации, ключи к заданиям для самопроверки, карта-схема «Грамматического биатлона».

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (время в минутах)

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

  • Определить содержательные рамки урока («могу»)
  • Организационный момент, создание позитивного настроения на уроке, мотивация, актуализация знаний.

1.Формулирование темы урока, целей и задач.

-Я предлагаю вам отгадать загадку и сформулировать тему урока.

Я каждый день и час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Что узнали об этой части речи?

Зачем нам надо повторить и обобщить материал о имени числительном?

2. Люди никогда не могли обходиться без числительного. Среди множества сфер деятельности человека – спорт. Наш урок будет необычный – в форме соревнования, назовем его «Грамматический биатлон».

(слайд 3)

2.Словарная работа.

Биатлон (от лат.bis- дважды и греч.-atlon-состязание, борьба)- зимний вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.(Словарь иностранных слов) (слайд 4)

3.В течение урока за правильное выполнение заданий вы будете получать медали. Команда, получившая большее количество медалей, получит хорошую оценку.

Учащиеся приветствуют учителя, слушают, отгадывают загадку, формулируют тему, определяют цели урока.

Знакомство учащихся с происхождением слова «биатлон»

Формирование команд, знакомство с картой-схемой, станциями.

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Регулятивные: активная позиция в учебной деятельности

Личностные: положительное отношение к учёбе, получение нового знания

2.Актуализация знаний (время в минутах)

Цель: актуализировать знания об имени числительном, повторить понятия и алгоритмы.

1.Старт биатлона. Чтобы начать соревнования, необходим выстрел стартового пистолета. А он прозвучит для вас только в случае правильного ответа.

Задание: «Дополните предложения». (слайд 5)

Учащиеся дописывают предложения, содержащие определение числительного.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.  

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.  

Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими

  1. Станция «Лексическая».

(слайд 6)

Запись слов, в которых спрятаны числительные, определение части речи с последующей самопроверкой по слайду.

(вручение медалей командам)

Ученики записывают слова, определяют часть речи.

Объединение (сущ.), единица (сущ.), единичный (прил.), единственный (прил.), одиночество (сущ.), одинокий (прил.), одиночка (сущ.), одинарный (прил.)

  1. Станция «Фразеологическая».

(слайд 7)

Ребята, давайте подумаем, а могут ли числительные украсить нашу речь, сделать ее ярче и выразительнее?

Вспомним, что такое фразеологизмы?

Задание: «Подберите к выражениям синонимичные фразеологизмы»

       (вручение медалей командам)

Дети отвечают на вопросы, дополняют ответы, друг друга, делают вывод, что числительные часто используются в фразеологизмах. Читают выражения и подбирают синонимичный фразеологизм.

Быть счастливым- на 7 небе

Очень похожи- как 2 капли воды

Не выходить из дома –в 4 стенах

Может кончится хорошо или плохо – палка о 2 концах

Весьма неопределенно – ни два ни полтора

  1. Станция «Словарная»

(слайд 8)

 -Назовите числительные, которые пишутся с удвоенными согласными.

-Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя Ь (мягким знаком)?

  -Назовите порядковое числительное с двумя удвоенными согласными.

 

       (вручение медалей командам)

Учащиеся записывают слова, проводят самопроверку по слайду.

  1. Одиннадцать, миллион, миллиард.
  2. Восьмью, восьмьюдесятью.
  3. Миллионный

Физкульминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем отдыхать!

Раз и два –

Покачалась голова!

Раз, два, три –

На соседей посмотри!

А на счет четыре – пять –

Будем прыгать и скакать.

А дойдем до цифры восемь –

Снова сесть за парту просим!

(слайд 9)

4.Станция «Орфографическая».

(слайд 10)

-Ребята, какие числительные называются простыми? Какие – составными?

 А что вы знаете о написании Ь (мягкого знака) на конце и в середине числительных?

Расшифруйте схему. Впишите в клетки фигуры количественные числительные с ь на конце и в середине.

       (вручение медалей командам)

Ученики, используя схемы, рассказывают о написании ь на конце и в середине числительных.

Записывают в фигуру количественные числительные, проверяют по слайду.

Пять, восемь, пятнадцать, двенадцать.

Семьсот, девятьсот

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: учебное сотрудничество, построение речевых высказываний

  1. Станция «Грамматическая».

(слайд 11)

-Какие разряды количественных числительных вы знаете?

-В чем особенность сочетания собирательных числительных с существительными? 

       (вручение медалей командам)

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают примеры, правильно употребляя в речи собирательные числительные.

Пять спортсменок, трое атлетов, двое лыжников, две фигуристки, девять (девятеро) хоккеистов.

Познавательные: умение определять оптимальные способы решения учебной задачи. Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция

                                                    3.Включение в систему знаний и повторения работу с текстом

Цель: уметь читать текст с

числительными, правильно употребляя их в речи.

6.Станция «Текстовая»

(слайд 12)

Работа с текстом.

1.Прочитайте выразительно текст, употребив в нужном падеже числительные.

2.Докажите, что это текст, а не отдельные предложения.

3. Озаглавьте текст.

4. Произведите морфологический разбор порядкового числительного.

(вручение медалей командам)

Учащиеся читают текст (по одному предложению каждый), выполняя задания.

   Олимпийские игры в Древней Греции устраивались в честь бога Зевса с 776 года до нашей эры. Отменены они были в 394 году нашей эры.

   Всемирные спортивные соревнования проводятся с 1896 года.

   XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. За это время было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда.

  В 2014 году проведены XXII Зимние Олимпийские игры в России, в копилке 33 медали и сборная России на первом месте.

   С 9 по 25 февраля 2018 года в Пхёнчхане проходили XXIII Зимние Олимпийские игры, в которых принимали участие 92 страны. Олимпийские спортсмены из России завоевали 17 медалей, из них 2 золотых, 6 серебряных, 9 бронзовых.

Коммуникативные: соблюдение правила речевого поведения

Регулятивные: определение степени успешности работы

4.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новые знания, полученные на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения поставленных целей; выявить неразрешенные на уроке затруднения и продумать план ликвидации пробелов.

Выставление оценок по заработанным «Медалям».

(слайд 13)

Обсудить и записать домашнее задание.

 -Ребята, осознали ли трудности изучения темы «Имя числительное»?

Обнаружили пробелы в знаниях по данной теме?

Готовы ли к контрольному диктанту по теме «Имя числительное»?

Домашнее задание.

1.Напишите мини-сочинение о прошедших Олимпийских играх.

Или:

2.Просклоняйте 1-2 числительных разного разряда.

Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Выберите и прикрепите смайлики к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему

Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, выбирают и записывают домашнее задание.

Коммуникативные: соблюдение правила речевого поведения

Регулятивные: определение степени успешности работы

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

 Список литературы

  1. Баранов, М. Т. Русский язык. Учебник. 6 класс. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 6 классе», М., 2013
  3. Детская энциклопедия "Я познаю мир"/ Русский язык. Автор В.В.Волина. Москва "АСТ-ЛТД",1998 г.
  4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку.: Просвещение, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Н и НН в различных частях речи. Повторение и обобщение.

Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-9 классах....

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи (повторение и обобщение)"

Применялось в ходе открытого урока, посвященному повторению и обобщению темы "Деепричастие"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя числительное как часть речи. Повторение".

Данный урок апробирован, представлен в качестве конкурсного материала на муниципальном этапе конкурса "Педагог года-2017". Задания включают в себя разнообразные формы и методы повторения материала по ...

Технологическая карта урока по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок-исследование. Изучение нового материала по теме "Категория состояния как часть речи"...

Технологическая карта урока для 6 класса "Местоимение как часть речи"

Технологическая карта урока для 6 класса "Местоимение как часть речи"...