факультатив по русскому языку 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Факультатив по русскому языку в 10 классе "Совершенствование навыков написания сочинения"" направлен на подготовку обучающихся к написанию сочинения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
«Практический курс речеведения»
для учащихся 9 «В» класса
Пояснительная записка
Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ЕГЭ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению ОГЭ в 9 классе.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Цели данной программы:
-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
-подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
-оказать помощь при формировании нравственной позиции;
-способствовать интеллектуальному развитию ученика;
-воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименование темы | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения |
1 2-3 4-5 6 7-8 9 10-11 12-13 14 15-16 17-18 19-20 21 22-23 24-25 26 27-28 29 30-31 32 33-34 | Введение. Что изучает лингвистика? Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста. Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение по памяти. Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста. Лингвистический анализ текста художественного стиля. Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста. Сочинение-рассуждение о русском языке. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. Рецензирование творческих работ на основе примеров. Лингвистические тайны текста (конкурс по русскому языку). Сочинение-рассуждение о Родине. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. Работа с текстом о нравственных проблемах. Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах. Рецензирование и редактирование собственных творческих работ о нравственности. Обучающее сочинение - рассуждение по словам мудрых людей о нравственности. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. Творческая мастерская. Сочинение - рассуждение по словам мудрых людей. | 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 1 2 1 2 | Тв./р Тв./р Тв./р, тест Тест с/р с/р тест Тв./р с/р с/р тв./р тв./р тест с/р тв./р тв./р с/р тв./р с/р тв./р с/р тв./р | |
ВСЕГО: | 34 ч. |
Содержание программы
Наименование раздела | Количество часов |
РАЗДЕЛ 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики. РАЗДЕЛ 2. Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста. РАЗДЕЛ 3.Рецензирование и редактирование творческой работы. РАЗДЕЛ 4. Самостоятельная творческая работа. | 5 18 7 4 |
ИТОГО: | 34 часа |
Список литературы
- Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт. – сост. О.В.Касперская. –Волгоград: учитель, 2010. – 119 с.
- Русский язык. 5 – 9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268с.
- Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Совершенствование навыков написания сочинения» (факультатив)
10 класс
Пояснительная записка
Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
10 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | План |
1 | Что такое сочинение и каким оно должно быть. | 1 час |
2 | Основные требования к сочинению. | 1 час |
3 | Схемы — анализы: а) прозаического произведения; б) лирического произведения. | 1 час |
4 | Тема и основная мысль сочинения: а) заглавие, тема и основная мысль сочинения; б) способы раскрытия основной мысли; в) эпиграф; г) тема и жанр сочинения. | 2 часа |
5 | Собирание и систематизация материала для сочинения: а) простой и сложный план; б) тезисы и конспекты; в) цитаты, ссылки, их оформление; г) собирание материала по литературным источникам; д) аннотация. | 1 час |
6 | Виды сочинений: а) отзыв; б) рецензия. | 4 час |
7 | Технология написания сочинения: а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); б) заключение, виды; в) типы сочинений по видам анализа художественного произведения:
| 19 часов |
8 | Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 час |
9 | Совершенствование написанного (работа над ошибками). | 1 час |
Список литературы
- Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
- Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
- Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
- Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
- Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
- Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
- Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
- Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
- Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
- Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку в 9 классе
факультатив по русскому языку в 9 классе...
Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс
Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....
Факультатив по русскому языку 8 класс
Законы русской орфографии...
Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...
Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса
Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...
факультатив по русскому языку для 8 класса
Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....
Факультатив по русскому языку 7 класс
Факультатив по русскому языку 7 класс...