факультатив по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_8.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку « Использование изобразительно-выразительных средств русского языка в тексте » изучается в 8 классе для тех , кто желает изучать русский язык на более глубоком уровне, а также для тех, кто проявляет интерес к словесности, к речевому общению, к чтению, к творческой мысли.
Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- сравнение и сопоставление; синтез и обобщение;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы;
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Целевая направленность факультативного курса
Развивающие цели:
- развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей личности;
- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приемам использования их выразительных средств.
Обучающие задачи:
- понимание роли выразительных средств в развитии аналитического мышления человека;
- развитие монологической и диалогической речи, речевого самоконтроля, культуры публичной речи;
- формирование навыка создания текстов разных стилей речи;
- знакомство с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции и использование ее в речи;
- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
- пользование нормативными словарями и справочными материалами.
В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю). По годовому календарному учебному графику – 34 часа ( 1 час – праздничный день: )
Данный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся. Уч-ся учатся создавать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления уч-ся с сообщениями по материалам учебной литературы, исследования, диспуты.
Эффективно использовать:
- проблемное изложение программного материала;
- самостоятельное исследования текста;
- рецензирование;
- сообщения как результат наблюдений;
- составление текста устного выступления на заданную тему.
Структура занятий:
- анализ текста;
- конструирование текста;
- редактирование текста;
- создание собственного текста;
- обсуждение прочитанного, услышанного, созданного;
- защита творческих работ;
- поиск текстов разных стилей речи с определенным выразительным средством.
Федеральные государственные требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны овладеть в процессе изучения данного элективного курса следующими умениями и навыками:
- умение строить диалог и высказывать свою точку зрения;
- осуществлять запрос информации;
- уметь обращаться за разъяснениями;
- говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура» (Д.Лихачев);
- отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
- владеть устной и письменной речью; различными видами монолога и диалога;
- соблюдать нормы построения текста;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- кратко передавать содержание полученной информации;
- отделять главную информацию от второстепенной;
- понимать аргументацию;
- определять отношение к прочитанному и сказанному;
- расширять словарный запас;
- проводить самостоятельные исследования текста.
Ученик должен :
Знать/ понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
Уметь
- анализировать структуру и языковые особенности текста.
Приобретенные знания, умения способствуют самореализации, самовыражению личности, развивают навыки самостоятельной деятельности, совершенствуют коммуникативные способности, увеличивают словарный запас; расширяют круг используемых языковых и речевых средств.
Содержание обучения
№ | Раздел | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Введение | Введение. Роль изобразительно выразительных средств языка | 1 |
2 | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте | Эпитет в тексте. Работа метафоры в тексте. Роль олицетворения в тексте. Метонимия в тексте. Использование сравнения в тексте. Работа литоты и гиперболы в тексте. Работа аллегории в тексте. Работа оксюморона в тексте. Аллитерация и ассонанс в тексте. Стилистически окрашенная лексика в тексте. Работа оценочной лексики в тексте. Синонимы и антонимы в тексте. Антитеза . использование омонимов в тексте. Роль паронимов в тексте. Роль фразеологизма в тексте. Работа архаизма в тексте. Заимствованные слова в тексте. Перифраз в тексте. Работа анафоры и эпифоры в тексте. Градация в тексте. Инверсия в тексте. Использование синтаксического параллелизма в тексте. Роль риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте. Работа парцелляции, эллипсиса в тексте. | 25 |
3 | Культура речи | Виды монолога. Виды диалога. Нормы построения текста. | 3 |
4 | Работа с текстом | Анализ и конструирование текста. Редактирование текста. Яркие словесные образы русских писателей и поэтов. Работа над проектом: «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов». Защита и обсуждение проекта. | 6 |
Итого: 35 часов
Основное содержание всех тем (блок-модули)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте | 25 |
3 | Культура речи | 3 |
4 | Работа с текстом | 6 |
Итого: 35 часов
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема | Кол-во часов План факт | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | ||
Введение ( 1 ч) | ||||||||
1 | Роль изобразительно-выразительных средств языка | 1 | Вводный урок | Беседа | Устный опрос | |||
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте ( 25 ч) | ||||||||
2 | Эпитет в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа. Редактирование собственного текста. Устранение ошибок в предложении | Исследование | |||
3. | Работа метафоры в тексте | 1 | Урок-практикум | Практикум | Задания и упражнения | |||
4 | Роль олицетворения в тексте | 1 | Урок-практикум | Практикум | Словарная работа | |||
5 | Метонимия в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция | Работа с текстом | |||
6 | Использование сравнения в тексте | 1 | Урок-практикум | Практикум | Редактирование текста | |||
7 | Работа литоты и гиперболы в тексте | 1 | Урок-практикум | Работа с поэтическими и прозаическими текстами | Словарный диктант на основе ключевых слов темы | |||
8. | Работа аллегории в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов уч-ся | Словарная работа | |||
9 | Работа оксюморона в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом | Редактирование текста | |||
10 | Аллитерация и ассонанс в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Устные выступления уч-ся. Работа со словарем | Поисковая работа | |||
11 | Стилистически окрашенная лексика в тексте | 1 | Урок-лекция | Лекция. Исследование текстов. | Выводы, сделанные в ходе исследования текстов | |||
12 | Работа оценочной лексики в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Устное выступление. . Исследование текстов. | Поисковая работа на примерах текстов писателей | |||
13 | Синонимы и антонимы в тексте. Антитеза . | 1 | Урок- исследование | Исследование | Поисковая работа | |||
14 | Использование омонимов в тексте | 1 | Урок-лекция | Лекция. Исследование | Поисковая работа на примерах текстов писателей | |||
15 | Роль паронимов в тексте | 1 | Урок-лекция | Лекция. Работа со словарем | Исследование на основе поэтического текста | |||
16 | Роль фразеологизмов в тексте | 1 | Урок-семинар | Семинар. | Задания и упражнения | |||
17 | Работа неологизма в тексте | 1 | Урок-беседа | Беседа. Исследование | Ответы на вопросы | |||
18 | Работа архаизма в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | Написание статьи | |||
19 | Заимствованные слова в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом | Задания и упражнения | |||
20 | Перифраз в тексте | 1 | Урок -беседа | Строение текста. Роль концовки | Стилизация текста | |||
21 | Работа анафоры и эпифоры в тексте | 1 | Урок-лекция | Лекция. Анализ текста художественной лит-ры | Ответы на вопросы | |||
22 | Градация в тексте | 1 | Урок-семинар | Семинар. Исследование текста | Выводы на основе практической работы | |||
23 | Инверсия в тексте | 1 | Урок- исследование | Работа с текстом | Редактирование текста | |||
24 | Использование синтаксического параллелизма | 1 | Урок изучения нового материала | Исследование | Работа с текстом | |||
25 | Роль риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте | 1 | Урок- исследование | Работа с текстом | Редактирование текста | |||
26 | Работа парцелляции, эллипсиса в тексте | 1 | Урок изучения нового материала | Исследование | Работа с текстом | |||
Культура речи ( 3 ч) | ||||||||
27 | Виды монолога | 1 | Урок-лекция | Лекция. Исследование фрагментов текста | Работа с текстом | |||
28 | Виды диалога | 1 | Урок-лекция | Лекция. Исследование фрагментов текста | Работа с текстом | |||
29 | Нормы построения текста | 1 | Урок-семинар | Семинар. Исследование текста | Выводы на основе практической работы | |||
Работа с текстом ( 6 ч) | ||||||||
30 | Анализ и конструирование текста | 1 | Урок-практикум | Работа с поэтическими и прозаическими текстами | Словарный диктант на основе ключевых слов темы | |||
31 | Редактирование текста | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом | Редактирование текста | |||
32 | Яркие словесные образы русских писателей и поэтов | 1 | Урок-исследование | Исследование | Работа с текстами русских писателей и поэтов | |||
33 34 | Работа над проектом «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов» | 2 | Уроки-практикум | Обсуждение проекта | Проектная деятельность | |||
35 | Защита и обсуждение проекта | 1 | Обобщающий урок | Защита и обсуждение проекта | Анализ и оценка проекта |
Итого: 35 часов
Учет и контроль образовательных достижений обучающихся
Формы контроля:
1.Текущий контроль: проводится на каждом уроке. Объекты контроля – виды речевой деятельности или лексические и грамматические навыки.
2. Промежуточный контроль : проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты.
Может носить тестовый характер.
3. Итоговый контроль : проводится в конце учебного года. Объекты контроля – умения во всех видах деятельности: создание проекта.
Виды контроля:
- устный ответ;
- диспут;
- исследование;
- опрос;
- работа с текстом;
- беседа;
-работа со словарем;
-исследование текстов;
-защита проекта;
- редактирование текста.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
- традиционное обучение;
- развивающее обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- проблемное обучение;
- коммуникативные технологии.
На занятиях используется групповая, фронтальная и индивидуальная работа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Печатные пособия
- Булатова Л.Н, Касаткин Л.Л, Строганова Т.Ю. О русских народных говорах.- М.: Просвещение, 1976.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.,1984.
- Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М., 2007.
- Горшков А.П. Русская словесность. – М., 2001.
- Каменская Р.А. Культурология.- М.:Просвещение, 2004.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.,1975.
7. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И.Молоткова.- М.,1979.
8. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 2001.
9. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Знание, 1988.
- Цифровые образовательные ресурсы
Для обеспечения плодотворности учебной программы используются следующие сайты:
- www.engmatrix.com/german.html.
- deutsch-uni.com.ru.
- germ-mania.narod.ru.
- Учебно-практическое оборудование
В учебном процессе используется следующее оборудование :
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- доска.
4. Демонстрационные пособия
Наглядные пособия: грамматические таблицы.
Творчество поэтов
- Ахматова А.
- Бальмонт К.
- Блок А.
- Брюсов В.
- Державин Г.
- Есенин С.
- Лермонтов М.
- Лохвицкая М.
- Мандельштам О.
- Маяковский В.
- Пушкин А.
- Твардовский А.
- Тютчев Ф.
- Фет А.
- Цветаева М.
Творчество писателей
- Булгаков М.
- Гоголь Н.
- Горький М.
- Достоевский Ф.
- Кассиль Л.
- Зощенко М.
- Платонов А.
- Чехов А.
Устное народное творчество
- Былины
- Загадки
- Лирические песни
- Пословицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку в 9 классе
факультатив по русскому языку в 9 классе...
Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс
Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....
Факультатив по русскому языку 8 класс
Законы русской орфографии...
Факультатив по русскому языку 7 класс
Факультатив по русскому языку 7 класс...
Факультатив по русскому языку 7 класс
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общео...
Факультатив по русскому языку 8 класс
Факультатив по русскому языку 8 класс...
Факультатив по русскому языку "Занимательно о русском языке"
Программа факультативного курса...