Факультатив по русскому языку 7 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

Михайленко Виктория Александровна

Факультатив по русскому языку 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Факультатив 7 класс190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №  2

«___»________ 2013 г.

Рабочая программа

 Факультативного курса по русскому языку

«К пятерке шаг за шагом»

для учащихся 7 класса

Составитель

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2

Михайленко В.А.

2013-2014 уч. год


ВВЕДЕНИЕ 

          Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

            Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

            Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями  другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем  национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала  России.

 Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, также в нём учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

В примерной программе по литературе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
[1]
           Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

          Проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть актуальной научной проблемой, поэтому в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя, следовательно, основой базового компонента литературного образования являются чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

          На сегодняшний день школа сталкивается с ситуацией потери мотивации к чтению у обучающихся, снижением эффективности освоения базового курса по литературе. Методы и приёмы, направленные на решение этой проблемы, не могут быть успешно реализованы только во время основных занятий по литературе, таким образом возникает необходимость в факультативных, внеурочных занятиях по литературе, с целью преодоления возникающих проблем и трудностей.

           Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей.[2]

         Внеклассное чтение, по утверждению Богдановой А.Ю., является одним из важных направлений в работе учителя-словесника. Она заявляет, что в методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.[3] 

           Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей.[4]        

           Внеклассное чтение, по словам Маранцмана В.Г., создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это - основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Отношение к художественному произведению в 7 классе становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к отдалению  от текста, произвольному его истолкованию.

Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино. 

          Важность дополнительного внеклассного чтения отмечают многие учителя-словесники, широко использующие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависит от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.

Факультативные занятия – один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 году с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию.

 Тема исследования: технологии формирования читательской культуры учащихся, повышение мотивации к чтению.

Объект исследования: учебно-воспитательская деятельность учителя, направленная на формирование читательской культуры учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования читательской культуры учащихся.

Цель исследования: разработка факультативного курса литературного кружка для учащихся 7 класса, методические рекомендации к нему.

Задачи исследования:

  • определить основные особенности (задачи, умения, временные рамки реализации) факультатива;
  • разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса;
  • раскрыть особенности содержания факультатива;
  • определить основные формы учебной деятельности на факультативе.

ГЛАВА 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Литературный клуб любителей чтения.

                                 

 Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.

                                                              С.Я.Маршак

        

На сегодняшний день очень часто приходится сталкиваться с проблемой прочтения художественного произведения школьниками, с проблемой их приобщения к миру литературных произведений, с достаточно низким уровнем читательского развития и интереса.

В общеобразовательных учебных заведениях необходимы факультативные курсы, направленные на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры, а также организации самостоятельного чтения.

Принципы внеклассной работы по литературе те же, которыми руководствуется учитель в течение урока, однако необходимо учитывать особенность проведения внеурочных мероприятий, а именно: добровольность, повышенный интерес учащихся к предмету, а также самостоятельность учащихся.

Темы факультативного курса занятий подобраны в соответствии с  программой по литературе для 7 класса и с учётом возрастных особенностей учащихся и являются дополнением к основному курсу литературы.

Особенностями читательского восприятия учащихся 7 класса являются:

  • активность сопереживания героям;
  • развитое, богатое воображение;
  • стремление в разных формах проявить себя.

Особенности содержания факультативного курса по литературе заключаются в его избирательном характере, занимательности.

В продолжение разговора о фольклоре, после изученных ранее русских и зарубежных народных сказок, учащиеся знакомятся с новыми фольклорными жанрами: былинами, пословицами, частушками и анекдотами. Учащиеся ознакомятся с текстом онежской былины «Алёша Попович и Тугарин Змей», а затем просмотрят наиболее яркие моменты мультипликационного фильма и сравнят его с оригинальным текстом.

Затем учащимся предстоит разговор об образе короля Артура, легендарного короля бриттов, о рыцарях Круглого стола – своеобразного рыцарского братства. Семиклассники узнают о воинской доблести короля Артура, его подвигах во имя родины, о его мудром правлении, верности слову, доброте и щедрости.  

В седьмом классе пословица предстанет как теоретическая тема со своими особенностями и как средство обогащения речи. Наряду с русскими пословицами учащиеся познакомятся с английскими пословицами, постараются сопоставить английские и русские пословицы на одну и ту же тему, попытаются найти их сходства и различия.

Включение в программу факультатива образцов произведений английской литературы мотивировано тем, что учащиеся изучают в качестве иностранного языка английский язык. Они уже получили определённые знания о культуре, традициях и литературе Англии, и эти дополнительные занятия будут способствовать расширению лингвокультуроведческих горизонтов учащихся.

Семиклассники познакомятся с принципиально  новым для них малым фольклорным жанром - анекдотом. Они узнают о его происхождении, тематике, персонажах. Учащиеся 7 классов глубоко воспринимают юмор и сатиру А.П.Чехова, поэтому им предстоит узнать об анекдоте в творчестве Чехова на примере его рассказа «Кухарка женится».

Школьники 12-13 лет, как уже было отмечено, обладают богатым воображением, именно поэтому в программу факультативных занятий включено достаточно большое количество произведений со сказочными и фантастическими сюжетами. Учащиеся познакомятся с ролью солдата в народной и литературной сказке, узнают о творчестве С.Чёрного и персонажах его цикла « Солдатские сказки».

В завершении разговора о фольклоре можно поговорить о суеверных рассказах на примере литературной сказки В.Ф.Одоевского « Игоша». Эта сказка – образец психологической, сказочной повести с уникальной системой рассказчиков, о чём и предстоит узнать учащимся. А также учащиеся познакомятся с жанром сказочной притчи.

На занятии, посвященном истории книги, учащиеся познакомятся со структурой книги, освоят некоторые литературоведческие термины и понятия, поработают с литературоведческими словарями.

С общеобразовательной целью программой факультатива предусмотрено время для разговора об авторах, писавших под псевдонимами, о людях, являющихся прототипами героев известных произведений.

В продолжение знакомства с зарубежной литературой, семиклассникам предложено поговорить о произведениях Шекспира, узнать о специфике театра в эпоху Елизаветы, о своеобразии национальной английской драматургии.

Разговор о героическом характере в литературе будет проведен на основе новеллы П.Мериме « Маттео Фальконе».

После прочтения текста О.Генри « Дары волхвов» на уроке в качестве программного произведения, учащимся будет предложен адаптированный английский вариант рассказа. На занятии можно обсудить, удалось ли переводчику передать особое  настроение и дух этой трогательной истории, обратить внимание на жизненную ситуацию, в которой оказались главные герои рассказа.

Работа данного литературного клуба, проведённая в тесной связи с уроками литературы, должна существенно помочь учащимся наилучшим образом воспринимать предлагаемые тексты, а впоследствии правильно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, развивая свои читательские способности. А также внеклассная деятельность факультатива способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую языковую культуру учащихся.

В завершение изучения литературных произведений предусмотрены уроки развития речи.

Значительное место во внеклассной работе занимают   конкурсы, викторины, литературные игры, которые должны помочь расширению круга чтения учащихся, углублению прочтения шедевров русской и зарубежной литературы, избранной учителем для внеклассных занятий. Игровая форма занятий является немаловажным фактором в поддержании интереса учащихся к литературе, способствует развитию

у учащихся эстетического вкуса.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа адресована учащимся 7 класса общеобразовательной школы.

Работа факультативных занятий рассчитана на годичный курс с одним уроком по 45 минут в неделю(34-35 уроков в год).

Основная направленность программы – нравственно-эстетическая направленность.

Основными типами уроков предполагаются: традиционный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-викторина, урок-игра, уроки развития речи.

Основные виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

 ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

3.1 Задачи программы

  1. Обучающие:

формирование  читательского интереса у учащихся и навыков восприятия печатного текста;

  • ознакомление с некоторыми литературоведческими терминами.
  1. Развивающие:
  • развитие усидчивости, дисциплинированности;
  • развитие внимания;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;
  • развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;
  • развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;
  • развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  • развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.
  1. Воспитательные:
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;
  • стимуляция роста личности учащихся.

3.2 Цели программы

  1. Развитие и поддержка интереса к чтению.
  2. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.
  3. Формирование читательской культуры.
  4. Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.
  5. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
  6. Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.
  7. Развитие любви к чтению.
  8. Повышение уровня чтения.

ГЛАВА 4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результаты:

- овладение новой литературоведческой терминологией;

- умение проанализировать текст художественного произведения;

- умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы  героев литературного произведения;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,  литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  повышение мотивации к чтению;
  •  развитие читательской культуры учащихся.

Проверка результатов работы учащихся проводится в течение занятия, в ходе выполнения ими творческих заданий, в процессе участия в литературных конкурсах, играх, викторинах.

ГЛАВА 5. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Смежные искусства помогают усилить переживания учащихся, выразить определённые чувства. Кругозор учащихся расширяется, их представления о прекрасном обогащаются, уроки приобретают эмоциональность, субъективное начало.

 Целесообразным будет использование на занятиях  культуроведческой информации, привлечение  на уроки музыки и живописи. Повышенная эмоциональность музыки, её способность глубоко и взволнованно выражать жизнь человеческой души, её сходство с интонациями человеческой речи роднят музыку и литературу как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы. Работа с иллюстрациями на уроках литературы  - это прямое осуществление межпредметных связей, к которому ученики, кроме уроков изобразительного искусства, подготовлены иллюстрированной книгой, иллюстрированными учебниками-хрестоматиями, а также выполнением заданий, связанных с устным словесным рисованием.  Анализ рисунка, являющегося основой любой художественной иллюстрации, неизбежно дополняется рассмотрением его тесной, органической связи с текстом литературного произведения.

 При изучении биографии писателя необходимо отмечать его неотделимость от эпохи, от тех исторических событий, свидетелем которых он был. Разговор о писателях и истории создания литературных произведений должен опираться на исторические познания учащихся.

ГЛАВА 6. ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

На факультативных занятиях по литературе рекомендуется использовать различные виды творческих работ, учитывая особенности изучаемых произведений и возможности учащихся 7 классов.

Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности учащихся.

6.1 Выразительное чтение и анализ произведения

Чтение является одним из самых полезных видов работы на данном этапе обучения. Вдумчивое чтение (при изучении драматического произведения можно ввести чтение по лицам), передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают учащимся должным образом понять внутренний мир героев, соотнести их поступки со своим мироощущением.

Разнообразные формы чтения (выразительное чтение, чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение) помогают учащимся глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуя навыки чтения, обогащают устную речь семиклассников.

6.2 Литературное творчество

– это создание учащимися словесных, устных и письменных художественных произведений. При этом формируются речевые, читательские умения, активизируется речевая деятельность учащихся, стимулируется развитие речевых умений. Основой для литературного творчества является изучаемое произведение или жанр, фольклорный или литературный. Целью является активизация литературно-творческой деятельности учащихся при работе с литературным произведением, достижение более точного понимания замысла автора, смысла отдельных образов и произведения в целом.

Метод реализуется при помощи таких приёмов, как сочинение-отзыв о прочитанном произведении, сочинение на тему изученного произведения, сочинение в заданном жанре. Для выполнения этих видов работ предусмотрены уроки развития речи.

6.3Словесное рисование

Учащиеся перечитывают отдельные фрагменты художественного произведения, нумеруя события, объединяют более мелкие действия в более крупные. Затем описывают образы или картины, которые возникают в сознании при чтении литературного произведения.

Этот приём направлен на развитие способностей к конкретизации словесных образов и воображения.

6.4 Изучение биографии писателя

Знакомство с жизнью и творчеством писателя проводится с целью оживить облик писателя, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, сомнениям, идеалам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что личность писателя неотделима от его исторической эпохи, от тех исторических событий, участником которых он был.

6.5 Просмотр экранизаций произведений

На уроке для просмотра используются наиболее яркие эпизоды, помогающие лучше понять изучаемое литературное произведение, учащиеся сопоставляют фрагменты экранизации и оригинальный текст. При этом сопоставлении проводится коллективное обсуждение изучаемого материала. Этот вид работы призван научить учащихся оценивать экранизацию с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссёров с авторским замыслом, осмысливать  роль планов, музыки, цвета.

6.6 Работа с аудио материалом

Работа с аудиокассетой позволяет сформировать культуру чтения художественных произведений. Учащиеся должны услышать и прочувствовать те языковые особенности, которые отличают данный художественный текст. Исполнение актёров помогает услышать особенности языка, которым автор написал своё произведение.

Также будет полезным привлечение музыки на факультативные занятия, что является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, росту их эстетического развития.  

Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет объём знаний и умений учащихся. Музыка воздействует на чувства, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углублённого понимания литературного произведения. Музыка не способна передать конкретные представления и понятия, но она может глубоко и непосредственно отобразить переживания человека, отразить его внутренний мир способом, который сходен с интонациями человеческой речи.

Включение прослушивания музыкальных произведений в уроки литературы заметно оживляют их, заражают учащихся общим настроением. Полезно одновременное прослушивание музыкальных записей при анализе литературного произведения, что способствует эмоциональному восприятию учащимися текста и прояснению особенностей авторской позиции.

Основная задача использования музыкальных произведений – развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки.

6.7 Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями)

Из всех видов изобразительного искусства наиболее близка литературе графика, которая изображает действительность средствами рисунка. Условность средств живописи позволяет выразить впечатление от предметов при минимальной предметности самого изображения, что особенно ярко проявляется в художественной иллюстрации. Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, истолковывать, пояснять его в зрительных образах. Именно эта особенность художественной иллюстрации представляет особую ценность на уроках изучения литературного произведения.

Художник-иллюстратор является помощником читателя: он переводит словесные образы писателя в образы рисунка, которые помогают объяснить литературный текст, подчёркивают какие-то стороны композиции и сюжета произведения, обращают внимание читающего на протекающее действие и на облик персонажей произведения.

Сопоставление литературного произведения с иллюстрацией к нему является толчком для создания проблемной ситуации на занятии и подталкивает учащихся к анализу художественного текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Взаимодействие читательской деятельности со зрительской деятельностью в процессе сопоставительного анализа становится средством повышения качества восприятия художественного текста. Этот приём направлен на активизацию внимания учащихся и способствует развитию читательского воображения и формирования умений анализировать композицию эпизода и образы персонажей, видеть приёмы выражения авторского отношения к героям и понимать его, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения художника, понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.  

6.8 Беседа

Беседа требует для своего проведения достаточно большое количество учебного времени, а при довольно небольшом составе группы занимающихся открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся, создаётся обстановка гораздо большей, в сравнении с уроками, непосредственности общения преподавателя с учениками. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер. Она фрагментарно может быть включена в лекцию, может стать разновидностью практических занятий. В процессе беседы применяется эвристический метод, проблемные задания, что повышает познавательную активность учащихся и эффективность процесса обучения. Также подобная форма работы является наиболее плодотворной для развития диалогической речи учащихся.

        6.9 Лекция

Лекция учителя содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал. В лекции освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания, готовности и умения  слушать.

6.10 Литературные игры, викторины, конкурсы

Наличие в программе факультативных занятий игровых моментов призвано способствовать развитию у учащихся эстетического вкуса и творческого воображения.


ГЛАВА 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер

темы

Количество

часов

Тема

Тип занятия

Дата

1

1

Знакомство с программой работы факультатива. Вводный урок.

Традиционный

2

3

Русский фольклор. Былины.

«Алёша Попович иТугарин Змей».

Отзыв на экранизацию.

Традиционный

Просмотр м/фильма.

Развитие речи.

3

3

Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре.

«Меч Экскалибур».

Отзыв о прочитанном.

Традиционные

развитие  речи.

4

1

История книги: книга на камне, бересте, папирусе, рукописные книги.

-игра.

 Знакомство со структурой книги.

5

1

Солдат как герой народной сказки.

«Пётр Первый и находчивый солдат».

Традиционный

6

1

Чёрный С. Солдатские сказки.

«Солдат и русалка».

Традиционный.

7

1

Конкурс « Придумай сказку».

развития речи.

8

1

«Узнай сказку по аннотации».

-викторина.

9

1

Крылатая мудрость. Пословицы, поговорки народов мира.

Традиционный

10

1

Частушки, нескладушки, небылицы: тематика, современность, язык частушек.

-игра (закончи частушку).

11

1

Анекдоты: происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов.

Традиционный

12

1

Анекдот в творчестве А.П.Чехова.

-беседа.

13

1

Музыка в литературе.

Традиционный

14

1

Живопись в литературе.

Традиционный

15

1

Моя любимая книга. Иллюстрация к любимой книге.

Традиционный.

Выставка рисунков.

16

3

Суеверные рассказы.

Одоевский В.Ф.Игоша.

Отзыв о прочитанном.

Традиционные.

развитие речи.

17

1

Конкурс « Говорящие вещи».

викторина.

18

2

Жанр сказочной притчи. Развитие понятия о драме.

Шварц Е.Л.Тень.

Традиционные

19

2

Мир зарубежной литературы.

Театр и актёры в эпоху Шекспира.

Трагедии и комедии Шекспира.

лекция.

викторина.

20

3

Героический характер в литературе.

Мериме П.Маттео Фальконе.

Отзыв о прочитанном.

лекция.

развитие речи.

21

2

Истинные и ложные ценности.

Генри О.Дары волхвов.

Письмо от имени одного из героев.

Традиционный

развитие речи.

22

1

Скрывшие своё имя: из истории анонимов и псевдонимов.

-игра.

23

1

Герои до встречи с писателями.

Традиционный

24

1

Человек в литературе. Итоговая читательская конференция.

-беседа.


ГЛАВА 8. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА

Программа факультативного курса по литературе составлена таким образом, чтобы на выбранном литературном материале можно было вести разговор о многообразии способов создания и раскрытия художественного образа в литературном произведении, о ведущей роли поступка героя. Также становится возможным раскрытие психологизма, художественное исследование внутреннего мира героя, роль рассказчика в фантастическом произведении.

Учащимся предстоит вспомнить о многообразии жанров эпических произведений: сатирический рассказ, рождественская новелла. Они познакомятся с новыми для них малыми фольклорными жанрами – пословицами и анекдотами. Также семиклассники продолжат знакомство с литературными произведениями зарубежных писателей. Включение иностранной литературы в факультативный курс значительно расширяет кругозор учащихся в литературе, обычаях, мировоззрении других народов.

Тема №1. Вводное занятие.

Цель: выявление навыков и умений, приобретённых учащимися за предыдущие годы обучения, знакомство с планом работы факультатива, развитие диалогической речи учащихся.

Учащихся знакомят с программой факультативного курса. Учитель выясняет, насколько учащиеся подготовлены к восприятию данного курса литературы, насколько широк их читательский кругозор, какова культура речи и какова реакция на вопросы. Учитель выявляет основные навыки и умения, приобретённые учащимися за предшествующие годы:

  • умение рассказать о прочитанном произведении;
  • умение пересказать текст;
  • умение построить рассказ о писателе;
  • умение выстроить рассказ о героях того или иного произведения.

Беседу можно начать с вопросов о прочитанных книгах, впечатлениях от просмотренных фильмов. За основу разговора можно взять следующие вопросы:

  • Что вы читали летом?
  • Личность какого писателя вас заинтересовала?
  • Какие литературные произведения вам особенно понравились? Перескажите их краткое содержание/ прочитайте наизусть стихотворение.
  • Какие герои прочитанных произведений показались вам наиболее близкими и интересными? Расскажите об этих героях. Чем они вам близки?
  • Речь какого героя особенно поразила вас? Чем?
  • Какие литературные приёмы помогли вам лучше разобраться в прочитанном, представить себе героев и их характеры и поступки?

Тема№2. Русский фольклор. Былины.

Цели : введение новых литературоведческих терминов( фольклор, устное народное творчество, былина), ознакомление с оригинальным текстом былины, развитие письменной речи учащихся.

Учащиеся узнают об особенностях построения былины, образности её языка, соотнесённости с легендами, с жизнью и бытом людей времени, о котором повествует былина.

Семиклассники читают текст онежской былины « Алёша Попович и Тугарин Змей», просматривают мультипликационный фильм, и сравнивают экранизацию с оригинальным текстом.

На занятии развития речи учащимся предлагают написать отзыв на экранизацию данной былины.

Тема№3. Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре и  рыцарях Круглого стола. Урок развития речи.

Цели : введение литературоведческих терминов (миф, легенда), ознакомление с легендами о короле Артуре и рыцарях круглого стола, развитие письменной речи.

На занятиях школьники узнают об источнике легенд о знаменитом короле бриттов, рыцарском романе писателя 15 века Томаса Мэлори «Смерть Артура». В этом повествовании соединяются сведения о реальных исторических событиях (борьба бриттов с англами и саксами), столкновение с Римом) и мифологические сказания древних европейцев.

Учащимся будет предложено написать отзыв на прочитанный рассказ « Меч Экскалибур».

Тема№4. История книги.

Цели: знакомство с новой литературоведческой терминологией, закрепление изученного материала.

Учащимся предстоит разговор о первых носителях письменной информации: книгах на камне, бересте, папирусе.

На этом занятии учащиеся ознакомятся с такими литературоведческими терминами как аннотация, абзац, эпиграф, фронтиспис и т.д.

В завершении разговора о книге семиклассникам будет предложена игра в литературное домино.

Тема№5. Солдат как герой народной сказки.

« Петр Первый и находчивый солдат».

Цели: ознакомление учащихся с жанром бытовой сказки, прочтение текста сказки « Пётр Первый и находчивый солдат».

Семиклассники уже знакомы с образом находчивого солдата в русской народной сказке (в младших классах они читали сказку «Каша из топора»). На факультативных занятиях учащиеся будут говорить не только о солдате, но об образе Петра Первого в бытовых сказках. С эпохой правления Петра Великого школьники уже ознакомились на уроках истории.

Тема№6. С.Чёрный. Солдатские сказки.

Цели: ознакомление с творчеством С.Чёрного и с текстом сказки « Солдат и русалка».

Семиклассникам кратко рассказывают о жизни и творчестве С.Чёрного, о его цикле

« Солдатские сказки»(1933), написанном в своеобразном стиле, близком к сказу Николая Лескова и Михаила Зощенко. Затем учащиеся знакомятся с текстом сказки « Солдат и русалка».

Тема №7. Конкурс «Придумай сказку».

Цели: развитие навыков устной речи.

Учащиеся, работая в парах, сочиняют сказку о солдате по заданному началу и финалу. Например:

 Охотился как-то раз царь Пётр Первый, погнался за красным зверем, да и заблудился.

Кружил, кружил, в рожок играл – никто не отзывается. Должно стать, далеко от своих охотников отбился.

День к вечеру, а дороги нет как нет. Конь притомился, и самому отдохнуть захотелось. Только спешился, как услыхал – неподалёку кто-то песню поёт.

Вскочил на коня, поехал на голос и скоро выбрался на неширокую дорогу.

У обочины на камне солдат сидит и заунывную песню поёт…

…И произвёл Пётр Первый солдата в полковники, и сам гулял у него на свадьбе.[5]

Тема№8. Викторина « Узнай сказку по аннотации».

Цель: повторение литературоведческого термина «аннотация», развитие воображения и речи.

Учащиеся индивидуально готовят аннотации к сказкам, по очереди их зачитывают, остальные должны узнать  загаданное произведение. Например:

  1. Рассказ о сироте, мечта которого о любящем отце превращается в чудесную сказку о Стране Дальней. Попав в эту страну, герой не только радуется жизни, катается верхом, слушает сказки волшебного колодца, но и побеждает жестокого рыцаря, который губит всё светлое и прекрасное  на земле.
  2. В огороде выросло нечто очень крупное. Только после того, как свои усилия приложило совсем маленькое существо, урожай был собран.

Тема№9. Крылатая мудрость: пословицы,

поговорки народов мира.

Цели: ознакомление с литературоведческими терминами « пословица, поговорка», расширение кругозора учащихся.

Учащимся предстоит разговор о малых фольклорных жанрах, относящихся к числу древнейших, - пословицах, поговорках, загадках. Школьники узнают, что художественный мир пословиц создаётся при помощи сравнений, метонимии, параллелизма, иронии.

Семиклассникам будут предложены английские пословицы с тем, чтобы учащиеся постарались подобрать русские аналоги к ним. Например:

Look before you leap.- Не зная броду, не суйся в воду.

Keep your mouth shut and your eyes open. – Держи рот на замке, а гляди в оба.

If you try to please all you will please none. – Всем не угодишь.

He works best who knows his trade. – Дело мастера боится.

He that has a great nose thinks everybody is speaking of it. – На воре шапка горит[6].

Тема№10. Частушки, нескладушки, небылицы.

Цели: продолжение знакомства с малыми фольклорными жанрами, развитие речи.

Учащимся рассказывают о тематике частушек, их современности, языке.

Работая в парах, семиклассники сочиняют свои частушки или пытаются закончить частушки, предложенные учителем. Например:

Нынче ходят по России

Люди с круглыми глазами.

Цены поднимаются – глазки …[7]

Тема№11. Анекдоты.

Цели: знакомство с новым жанром.

Семиклассникам рассказывают о жанре городского фольклора – анекдоте, его происхождении, тематике, персонажах, злободневности.

Тема№12. Анекдот в творчестве А.П.Чехова.

«Кухарка женится».

Цель: развитие диалогической речи, анализ рассказа.

Учащиеся повторяют литературоведческие термины « юмор, сатира», а затем читают тест рассказа Чехова «Кухарка женится».

Вопросы для анализа произведения:

1. Какие герои вам понравились? Почему?

2. Какие герои не понравились? Почему?

3. Как вы относитесь к поступку героя-мальчика? Почему он так поступил?

4. О каких качествах говорит его поведение?

5. Как мальчик Гриша относится к Пелагее? Почему вы так считаете?

 6. Меняется ли его отношение?

7. Каким герой видит мир?

8. Что для героя является важным? Что он ценит в людях, мире? Как эти факты характеризуют героя?

Тема№13. Музыка в литературе.

Цели: развитие творческого воображения и эстетического вкуса учащихся, развитие способностей конкретизации словесных образов и воображения.

Учащиеся вспоминают, какие музыкальные произведения написаны на сюжеты известных им текстов художественной литературы (на былинные и сказочные сюжеты). Прослушивая отрывки музыкальных произведений, используя приём словесного рисования, семиклассники описывают картины и образы, возникающие в их воображении.

Тема№14. Живопись в литературе.

Цели: активизация внимания учащихся, развитие читательского воображения.

Семиклассникам предстоит сопоставить иллюстрации с литературными произведениями. Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию, ставя перед ними конкретные вопросы:

  • Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?
  • К какому эпизоду произведения сделана иллюстрация? Обоснуйте своё мнение.
  • Кто изображён на иллюстрации? Почему вы так решили?
  • Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению, которое она вызывает? Почему вы так считаете?
  • Что удалось художнику передать, а что у него не получилось? Почему вы так считаете?

Тема№15.Моя любимая книга.

Цель: развитие эстетического вкуса.

Учащиеся организуют выставку рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям.

Тема№16. Суеверные рассказы. В.Ф.Одоевский «Игоша».

Цели: чтение текста сказочной повести, ознакомление с уникальной системой рассказчиков повести.

После краткого рассказа о творчестве писателя, учащимся объясняют, каким являлся Игоша в представлении суеверных людей. Можно процитировать М.Забылина: «Шишиморы, шишиги – это беспокойные духи, которые стараются созорничать над человеком в то время, когда он торопится и что-то делает без молитвы. Сюда также относят Игошу, т.е. безрукого, безногого невидимого духа, который тоже признаётся большим озорником, которому некоторые суеверы клали за столом лишнюю ложку и кусок хлеба»[8].

Разговаривая о системе рассказчиков (мужики, отец мальчика, сам мальчик), необходимо обратить внимание учащихся на то, что ими по-разному создаётся образ Игоши. Целесообразно попросить школьников прочитать каждую из характеристик и ответить на вопросы:

  • Кто верит в существование Игоши?
  • Для кого это просто нелепая детская выдумка?
  • На чьей стороне автор?
  • Когда и от кого главный герой-рассказчик узнаёт об Игоше?
  • Что в словах няни настораживает?
  • Почему она как бы не хочет говорить о сказочном герое?

На занятии учащиеся пишут отзыв о прочитанном произведении.

Тема№17. Конкурс « Говорящие вещи».

Цели: научить семиклассников ощущать достоверность предмета, скрытого за словом, воспринимать его, соотносить зримое представление вещи с художественным словом.

Учащимся демонстрируют различные предметы и предлагают назвать литературные произведения и персонажи, к которым данные предметы имеют отношение.

  1. Иллюстрация одного из изображений Мадонны с младенцем.

 Предмет из повести « Ночь перед Рождеством».

«Вступивши в четвёртую залу, он невольно подошёл к висевшей на стен картине. Это была пречистая дева с младенцем на руках».

  1. Карамзин « Наталья, боярская дочь».

Предмет из повести А.С.Пушкина « Барышня-крестьянка». По этой повести Акулина училась читать под руководством Алексея Берестова.

  1. Пяльцы с вышивкой.

Предмет из повести «Дубровский».

«Марья Кирилловна сидела в своей комнате и вышивала в пяльцы».

  1. Медный нательный крест.

Предмет из « Песни…про купца Калашникова».

«Пошатнулся Степан Парамонович,

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева».

  1. Гораций. Оды.

Предмет  из повести « Тарас Бульба».

«Как бишь того звали, кто латинские вирши писал? Я грамоте разумлю не сильно, а потому и не знаю…Гораций, что ли?»

  1. Трубка.

Предмет из повести «Тарас Бульба».

«И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома».

  1. Перстень и жемчужное ожерелье.

Предметы из «Песни…про купца Калашникова».

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное…».

  1. Пушечное ядро.

Предмет из «Бородино».

«Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

  1. Кинжал.

Предмет из «Песни о Вещем Олеге».

«И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы».

  1.  Деревянная чаша.

Предмет из баллады «Светлана».

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой».

Тема№18. Жанр сказочной притчи. Е.Л.Шварц «Тень».

Цели : развитие понятий о драме, чтение художественного произведения. Учащиеся развивают понятие о драме как литературном роде, узнают о жанре сказочной притчи.

Тема№19. Мир зарубежной литературы.

Театр и актёры в эпоху Шекспира.

Трагедии и комедии Шекспира.

Цели: расширение кругозора учащихся, развитие творческого воображения.

Школьникам рассказывают о своеобразии национальной английской драматургии, о воздействии театра на умы и сердца зрителей, о воспитательной функции театра.

Для некоторого оживления обстановки, учащимся демонстрируют отрывки из мультипликационных экранизаций трагедий и комедий Шекспира. Школьники должны постараться узнать данные произведения, назвать главных героев.

Тема№20. Героический характер в литературе.

П.Мериме «Маттео Фальконе». Урок развития речи.

Цели: ознакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме, изучить содержание новеллы, развитие письменной речи учащихся.

Учитель рассказывает школьникам об известном французском писателе и драматурге, о том, что в созданных им произведениях глубоко воплощена жизненная правда и напряжённые периоды в истории народов.

Учащимся предстоит задуматься о справедливости и жестокости, долге и предательстве.

Тема№21. Истинные и ложные ценности.

О.Генри «Дары волхвов».

Цели: расширение кругозора учащихся, развитие письменной речи.

На занятии учащимся предстоит поговорить об особенностях сюжета рождественского рассказа, с которым они уже знакомы из основных уроков литературы. Вниманию школьников будет предложен адаптированный вариант рассказа на английском языке с целью сравнения двух текстов. Учащихся попросят задуматься, удалось ли переводчику отразить особенное настроение рассказа.

На уроке развития речи семиклассники напишут письмо от имени одного из персонажей рассказа.

Тема№22. Скрывшие своё имя.

Из истории анонимов и псевдонимов.

Цели: расширение кругозора учащихся, знакомство с литературоведческими терминами.

На занятии учитель раскрывает значение терминов «псевдоним» и «аноним», рассказывает о причинах, принуждавших авторов скрывать свои имена, о происхождении псевдонимов, о способах их образования.

Тема№23. Герои до встречи с писателями.

Цель: повышение эффективности самостоятельного чтения, повышение мотивации к чтению.

Учитель кратко рассказывает о том, как создавали свои произведения известные писатели, обращает внимание учащихся на поиски писателями прототипов героев своих будущих произведений.

Тема№24. Человек в литературе.

Итоговая читательская конференция.

Учащимся будет предложено поразмыслить над ролью книг в жизни современного подростка, о роли и месте человека в литературе.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • доска;
  • парты;
  • стулья;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • тетради;
  • раздаточный материал.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для углублённого изучения литературы в высокой степени актуальна общность процесса литературного образования во всех его организационных формах.

Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе являются общими с целями изучения литературы на основных уроках.

На факультативных занятиях применяются те же методы и приёмы обучения, что и на уроках литературы.

Однако специфическим отличительным признаком факультативного изучения литературы является достаточно свободный выбор литературных произведений как предмета изучения, целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества тех или иных писателей и литературных процессов, усвоения дополнительных теоретических литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину восприятия художественного текста, анализ и оценку литературно- художественных фактов и явлений.

Основное предназначение факультатива – совершенствование результатов изучения литературы по основной базовой программе в школе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление ранее полученных знаний на новом материале.

Для изучения на факультативных занятиях избираются существенные для идейного и эстетического воспитания и развития учащихся темы, которые соотносятся с уровнем и возможностями читательского восприятия учащихся, а также с кругом вопросов и проблем, их интересующих.

На факультативах активно используются элементы игр, соревнований, приёмы занимательности, викторины, выставки, создаётся более свободная , по сравнению с уроками, обстановка занятий в классе.

Факультативная форма обучения очень важна и необходима, потому что воспитание читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено только лишь на уроках в классе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Баландина А.И. Онежские былины. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1983.
  2. Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. – М: Просвещение, 1984
  3.  Гварджаладзе И.С. Английские пословицы и поговорки. – М: Высшая школа, 1971.
  4. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М: Академия, 2004.
  5. Долинина С.Я. Литературный турнир. – М: Флинта, 2001.
  6. Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Р.-на-Д: Феникс, 2008.
  7.  Забылин М. Русский народ. – СП б: Мысль,1994.
  8. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СП б: Союз, 1997.
  9. Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. – М: Просвещение,1995.
  10.  КутузовА.Г. Как войти в мир литературы 7 класса. Методические рекомендации для учителя. – М: Дрофа.
  11. Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю.,Маранцмана В.Г.В 2ч.- М: 1995


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ.

            1.   Нечаев, А. Находчивый солдат. - М: Малыш. – 1978. -    С.91.

          2. Литературные сказки народов СССР. – М: Правда. - 1989.-С.153.

            3.Баландина А.И. Онежские былины. – Архангельск: Северо-   западное книжное издательство. -1983.- С.160.

            4.Мериме П. Маттео Фальконе. – М: Детская литература. - 1985.-   С.5.

       5.Чехов А.П. Рассказы. -  М: Советская Россия 1985.-С.222.

            6.Чёрный С. Солдатские сказки. – М., 1996.

            7.Шварц Е.Л. Тень. - М., 2001.

            8. Английские предания и легенды. - М: Астрель. – 2004.-С.121.


[2] Леонтьев А.А.Проблемы социологии и психологии чтения/А.А.Леонтьев//Просвещение. – 1975. – С.40.

[3] Богданова О.Ю.Методика преподавания литературы/О.Ю.Богданова//Просвещение .- 1999. – С.27.

[4] Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. - Т.2/Н.А.Рубакин//Москва. – 1975. – С.140.

[5] Находчивый солдат // Малыш. – 1978. – С.5

[6] Гварджаладзе, И.С., Мчедлишвили, Д.И. . Английские пословицы и поговорки / И.С. Гварджаладзе, Д.И. Мчедлишвили // Высшая школа. – 1971. – С.39 -48

[7] Козак О.Н. Путешествие в страну игр/О.Н.Козак//Союз. – 1997. –С.21.

[8] Забылин,  М. Русский народ / М. Забылин // Мысль. – 1994. – С.725.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по русскому языку в 9 классе

факультатив по русскому языку в 9 классе...

Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

Факультатив по русскому языку 8 класс

Законы русской орфографии...

Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса

Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...

Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

факультатив по русскому языку для 8 класса

Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....