Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультатив "Слово и текст", 8 класс | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43»
« СЛОВО И ТЕКСТ»
Рабочая программа
факультативных занятий
по русскому языку
8 класс
Составила: учитель русского языка и литературы
Даянова Наталья Владимировна
20014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8классе. Благодаря данному курсу учащиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
- овладение основными текстоведческими понятиями
- развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной
- формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему
- составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
- контрольное списывание
- сжатие исходного текста
- редактирование текста
- составление текста по образцу
- составление обрамлений к рассказу
- восстановление частей текста
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему
- анализ текста художественного и публицистического стилей
- конспектирование, тезисирование
- работа с научной и публицистической литературой
- составление схем, таблиц, алгоритмов.
Ожидаемые результаты:
- в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте
- получат новые знания из области лингвистики и литературоведения
- научатся работать над сжатием исходного текста
- смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание программы
1. Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.)
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (4 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
Литература для учителя:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
- Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
- Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
- Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
- Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
- Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.
Литература для учащихся:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
- Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
- Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
Календарно-тематическое планирование курса
№п/п | Тема | Основное содержание | Знания умения и навыки | Дата |
Язык и речь (5ч.) | ||||
1. | Язык и речь, или почему мы умеем говорить? | Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи. | Знать, что такое речь. | 4.09 |
2. | Русский язык среди других языков мира. | Место русского языка среди других языков мира. История и происхождение. | Знать о месте русского языка среди других языков мира, уметь давать характеристику русскому языку(семья, группа, происхождение). | 11.09 |
3. | Выразительные возможности русского языка. | Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка. | Знать, что русский язык – язык русского народа, уметь приводить примеры из художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как языка родной страны и культуры. | 18.09 |
4. | Речь устная и письменная. | Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе. | Знать отличие устного общения от письменного. | 25.09 |
5. | Монолог. Диалог. Полилог. | Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте. | Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилог. | 3.10 |
Язык и его единицы (3ч.) | ||||
6. 7. | Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте. | Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. | Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте. | 10.10 17.10 |
8. | Предложение как единица языка. | Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения. | Знать о предложении как основной единице языка. | 24.10 |
Текст и его основные понятия (7 ч.) | ||||
9. | Текст. | Текст. Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана. | Уметь различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из предложенных текстов. | 31.10 |
10. | Микротема и абзац. | Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. | Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца. | 14.11 |
11. | Контекст. Подтекст. Затекст. | Контекст. Подтекст. Затекст. | Знать основные понятия. | 21.11 |
12. | Средства связи предложений в тексте. | Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. | Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их. | 28.11 |
13. | Типы связи | Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. | Знать типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов. | 5.12 |
14. | Основная мысль текста. | Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. | Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию. | 1 .12 |
15. | Текст как целостное композиционное единство. | Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»). | Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения. | 19.12 |
Стили речи (15ч.) | ||||
16. | Стили речи. | Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. | Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения. | 26.12 |
17. | Публицистический стиль. | Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. | Уметь анализировать текст публицистического стиля. | 16.01 |
18. | Публицистический стиль. | Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. | Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы. | 23.01 |
19. | Публицистический стиль. | Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. | Знать правила написания рецензии, уметь составлять сочинение-рецензию. | 30.01 |
20. | Художественный стиль речи и его структура | Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте. | Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля. | 6.02 |
21-22. | Сжатие текста художественного стиля. | Приемы сжатия. Составление текста по образцу. | Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами. | 13.02 20.02 |
23-24. | Сочинение-рассуждение по художественному тексту. | Структура сочинения рассуждения. Рецензия на написанное произведение. | Умение составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем. | 27.02 6.03 |
25-27. | Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте. | 13.03 20.03 3.04 |
28 29 30 | Научный стиль речи. | Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. | Знать структуру научного стиля, отличать его от других стилей Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему. | 10.04 17.04 24.04 |
Система работы над текстом (4ч.) | ||||
31. | Основные виды работы с текстом. | Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста. | Уметь выполнять основные виды работы с текстом. | 30.04 |
32. | Виды анализа текста. | Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа. | Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения. | 8.05 |
33. | Комплексный анализ поэтического текста. | Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору) | Уметь анализировать текст. | 15.05 |
34. | Комплексный анализ прозаического текста | Анализ рассказа А.Платонова (по выбору). | Уметь анализировать текст. | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку в 9 классе
факультатив по русскому языку в 9 классе...
Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...
факультатив по русскому языку для 8 класса
Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....
Факультатив по русскому языку в 7 классе "Хочу быть грамотным"
Рабочая программа факультатива поможет в интересной форме закрепить основные темы 7 класса...
Факультатив по русскому языку в 9 класс
Факультативный курс "Секреты орфографии" разработан для учащихся 9 класса....
Факультатив по русскому языку для 5 класса
Программа факультатива...
факультатив по русскому языку в 8 классе
Программа факультатива по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для 8 класса рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам под...