Технологическая карта урока
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Волчкова  Татьяна Витальевна

Технологическая карта урока в 7 классе по теме"Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_7_klasse.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 7В классе

Дата открытого урока: 12.12.2018г.

Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ Школа №47  Волчковой  Татьяной Витальевной.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: интерактивная доска (заранее приготовленная презентация)

                                                                    Технологическая карта изучения темы 

Тема

Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».

Цели

Образовательные: обеспечить формирование системы знаний о деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности;

- познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Основные понятия

Причастный и деепричастный обороты,  пунктограмма

Межпредметные связи

Русский язык. Литература

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Русский язык. 7класс. Рыбченкова Л.М. Распечатанные разноуровневые задания (карточки), таблица «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида», таблички для каждого учащегося

Организация пространства

Фронтальная работа,   индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные        

 Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)

Цели:

Уточнить тип урока;

Уточнить тематические рамки;

Создать атмосферу сотрудничества;

Мотивировать на успешную деятельность

Готовятся к восприятию информации

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Записывают тему в тетради

Целеполагание урока. Уточняет тип урока

Уточняет тематические рамки и важность урока для подготовки к контрольной работе.

Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания

        

(Коммуникативные УУД)

Уметь слушать собеседника

II. Актуализация и проблематизация (3 мин.)

Цели:

Через развивающее задание повторить знания о ранее изученном, сопоставить и сравнить  деепричастие с другими частями речи

        Работают в парах

Отвечают на вопросы

Делают вывод: деепричастие – ч.р., имеющая признаки глагола и наречия

Инструкция по работе в парах по таблице.

Постановка проблемы: чем отличается деепричастие от других частей речи?

С какими частями  речи есть общее?

развивающее задание

слова из текста заносят в таблицу «Самостоятельные части речи»

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Знания об общем категориальном значении деепричастия

Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

(Регулятивные УУД).

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

III.Работа по теме урока.(5мин.)

Цель: повторить и систематизировать знания о деепричастии через решение развивающих заданий.

1)Фронтальный опрос(2мин)

Цели:

Повторить сведения о деепричастии, образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры. (вопросы в учебнике на стр. 102 – 103)

Организует фронтальный опрос учащихся

Вопросы:

Что называется деепричастием?

Назовите грамматические признаки деепричастия.

Как образуются деепричастия?

От чего зависит выбор гласной в деепричастии?

Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

(Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .

2)Работа с вопросами  в учебнике.(6мин)

Цели:

Закрепить умение правильно образовывать деепричастия от глаголов совершенного и несовершенного вида, правописание НЕ с деепричастиями; знаки препинания при деепричастном обороте; при фразеологическом обороте , повторение орфоэпических норм при деепричастном обороте.

Заполняют таблички «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Пояснение каждого задания

Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, поможет закрепить материал.

Минутка для здоровья знаки препинания при деепричастном обороте(гимнастика для глаз)

Закрепили умение правильно образовывать деепричастия и определять их вид, правописание НЕ с деепричастиями, знаки препинания при деепричастном обороте; повторение орфоэпических норм.

(Познавательные УУД).

Уметь работать с таблицей

(Коммуникативные УУД).

Уметь составлять задания для партнера.

(Регулятивные УУД).

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.

3)Работа  с текстом.(2мин.)

Цели:

Проверить уровень усвоения темы: «Знаки препинания при деепричастном обороте», лексическая работа.

Задание предусматривает  групповую работу.

Подготовить  текст для групповой работы.

Найдите и выпишите только деепричастия  и деепричастные обороты с глаголами, к которым они относятся. Расставьте знаки препинания.

Работа в группах позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.

Закрепили знания о постановке знаков препинания при деепричастном обороте.

(Регулятивные УУД).

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

(Познавательные УУД).

Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

4) Работа по развитию речи. (3мин)

Цели:

Повторить сведения о деепричастном обороте и правилах его употребления и выделения на письме.

Работа по предложенному тексту. Выразительное чтение текста, определение темы и основной мысли текста.

Задает вопросы:

- Какова основная мысль текста?

- Определите основную мысль текста.

1.По засыпа__ому галькой берегу шли три медведя. 2.Большая медведица стала переходить (не) широкую, но быструю реку. 3.(Шлёпать) по воде лапами медведица  дошла до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. 4.С её шкуры стекала вода.       

           5.Примеру её последовал небольшой медведь. 6.На правой стороне речушки остался маленький медвеж_нок. 7.Он побрёл по воле, но  (достигнуть) глубокого места и не (решаться) идти дальше, остановился.       

           8.Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвеж__нка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель.

       9. (Схватиться) обеими лапами за левое ухо  он заорал диким голосом. 10.(Продолжать)  держаться лапой за ушибле__ое место    он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и   всё ещё (вскрикивать) переволок его через глубокое место.        11.Вся гру__а исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказа___ого медвеж__нка.     

Тема семьи, взаимопомощи, поднятые в тексте, способствуют воспитанию ответственности, прилежания, усердия. (Воспитательная)

(Коммуникативные УУД). Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

(Регулятивные УУД). Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

(Познавательные УУД). Уметь находить нужную информацию.

5) Работа с орфограммами и пунктограммами. (7 мин).

Цели:

Учить разграничивать причастные и деепричастные обороты, видеть случаи, когда запятые не ставятся.

Работа в группах. Ученик, выбранный командиром команды,объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся.

Третий- объясняет орфограммы.

Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.

(Познавательные УУД).

Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы.

IV.Обсуждение итогов работы.. (2мин.)

Обобщают информацию.

Вопрос:

-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?

В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о деепричастии.

(Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

(Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

V.Домашнее задание. (1мин.)

Работают с учебником

Дает краткий инструктаж

Подготовиться к уроку РР. Прочитать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».Какой должна быть мечта, чтобы она исполнилась под Новый год?

(Познавательные УУД).

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

VI.Рефлексия. (2мин.)

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Вопросы:

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Общий ответ: «Мы находили деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты.

(Личностные УУД). Мотивация учебной деятельности,способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...