Лингвистический КВН в 9-х классах "Veni, vidi, vici"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Лингвистический КВН в 9-х классах "Veni, vidi, vici"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_27.03.docx | 23.72 КБ |
kartochki_dlya_kvna.docx | 14.06 КБ |
lingvisticheskiy_kvn_veni_vidi_vici.pptx | 925.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический КВН по русскому языку для обучающихся 9-х классов
Цели мероприятия:
- проверка знаний учащихся в игровой форме; формирование языковой компетенции учащихся развитие логического мышления и интеллектуального уровня;
- воспитание любви к родному языку.
Оборудование:материалы, необходимые для выполнения заданий, карточки, проектор.
Предварительная подготовка: формирование состава команд; подбор занимательного материала для КВНа.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной недели науки
2. Представление жюри
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята!
- Представление команд (2-3 минуты) .Эмблема, название команды,девиз. капитаны(Кожина и Макеев).
Первое , что произносит ребенок, когда начинает говорить – это звуки. Да и в курсе русского языка раздел , с которого мы начинаем изучать предмет, называется фонетикой. Начнем мы с фонетической разминки
- « Фонетическая разминка». 1минута
Вопросы для фонетического блиц-опроса.Отвечать на вопросы нужно на листочке, выданном команде. Потом зачитаем и сравним ответы.
- В каком слове пять о? (о-пять) ( по 1 баллу за правильный ответ)
2. Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])
3. В каких словах 100 согласных? ( сто-г, сто-л, сто-п …)
4. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? ( за-я-ц)
5. Какой алфавит состоит из 6 букв? ( азбука)
2. Палиндромы. («движущийся обратно») — это слова, словосочетания и предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. 4 минуты
А роза упала на лапу Азора.
Коту тащат уток
2 минуты на подготовку.
3.Конкурс капитанов
Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Пассивных сейчас быть не должно -
Помните: «Один за всех, и все за одного!»
Команда может подсказывать
Определите изобразительно-выразительные средства. 2 минуты
Прочитать для первого капитана:
- «Бескровные лица, угасшие глаза, усталые голоса – тусклая безучастность холодного вечера осени…»
а) олицетворение б) эпитет в) метафора
- «Весной, что внуки малые, играют облака»
а) сравнеие б) эпитет в) метафора
Для второго капитана:
- «Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…»
а) олицетворение б)гипербола в) метафора
- «В сто сорок солнц закат пылал»
а) сравнение б) гипербола в) антитеза
Кто первый ответит:
5. «Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона»
а) антитеза б) сравнение в) олицетворение
1) б; 2) а; 3) в; 4) б; 5) в
4. «Лексический бой» 3 минуты
Задание: по лексическому значению определить слово.По 1 баллу за слово
1. Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (иллюминация)
2. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (майонез)
3. Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. (комплимент)
4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках (фейерверк)
5. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо (сувенир)
6. Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек (сервиз)
7. Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо (тост)
8. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю (юбилей)
9. Неожиданный подарок (сюрприз)
5) Конкурс актёрского мастерства (4 минуты на подготовку) 2-3 минуты на выступление
Команда выбирает произведение , изученное в 9 классе, и ставит по нему пантомиму .Вторая команда отгадывает произведение.За правильно отгаданное произведение команда получает 3 балла, но и команда, исполняющая пантомиму, получает за актерское мастерство 2 балла.
6) «Найди начало»
Задание: подобрать слова, заканчивающиеся на –кот.
( скот, рокот, цокот, бойкот, антрикот
7) Шуточный вопрос
Трудно ребус разгадать,
Надо ум свой напрягать.
От неудач не вешайте нос,
Вот вам конкурс «Шуточный вопрос».
1) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
2) Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)
3) В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга они ненавидели)
8. Ох, уж эти фразеологизмы.Разминка. 5 любых фразеологизмов по порядку от каждой команды по очереди. 1 минута на подготовку.Записываем на листочках свои фразеологизмы.
Усложняем задание.Считается, что цифра 7 – счастливая цифра, ее называют великолепной ,счастливая семеркой. Так вот вам необходимо назвать максимальное количество фразеологизмов, в которых присутствует цифра 7.
3 минуты на подготовку.
Семеро одного не ждут, семь пятниц на неделе, семи пядей во лбу
Пядь - это мера длины. Пядевая система исчисления использовалась многими славянскими племенами еще на заре истории.О подобной мере длины стали постепенно забывать около ста лет назад.
- На седьмом небе (кстати, фразеологизмы о погоде)
- Бешеной собаке семь верст не крюк (также, фразеологизмы о собаке)
- За семь вёрст киселя хлебать (кстати, фразеологизмы о еде)
- Седьмая вода на киселе (кстати, фразеологизмы со словом кисель)
- Семеро по лавкам
- На семи ветрах (кстати, фразеологизмы к слову ветер)
- За семью морями
- За семерых (работать)
- Семь чудес света
- Семеро одного не ждут
- За семью замками
- Семимильными шагами
- Семь вёрст до небес
- Семь бед – один ответ
- Работать до седьмого пота
- Семь потов сойдёт
- У семи нянек дитя без глаза
9. В чём заключается необычность стихотворения В.Брюсова? (2 балла)
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет. (слова по алфавиту)
10. Конкурс «Ты -мне, я- тебе». У вас на листочках записаны фразеологизмы.Надо изобразить их на доске в прямом значении, команде-сопернице узнать и назвать их.
-4 балла ( Подливать масла в огонь. Одним выстрелом убить двух зайцев)
Вот вам конкурс «Шуточный вопрос»
Здесь записана хорошо известная пословица, но написана она необычным способом, так что её сразу не узнаешь. Можете ли вы привести её в обычный вид?
Объекты, которые почти идеально отражают лучи, испускаемые как естественными, так и искусственными источниками света, необязательно представляют собой драгоценный металл. ( Не всё то золото, что блестит) -5 баллов
11. Конкурс «Заморочки из бочки». За правильный ответ -1 балл.
1) определите часть речи : мой, стекло, сев ( мест.,глагол; глагол, сущ., дееприч.. сущ.)
2) Найдите лишнее: Сельдь, карась, лосось, плотва, окунь, треска, форель, кефаль. (окунь -5 букв, в остальных -6)
3) Если перевести это слово с латыни , оно будет означать « сидящий впереди». Назовите это слово. (президент)
4) это слово придумал чешский писатель Карел Чапек. В 1920 году он написал пьесу, где впервые употребил это слово. В переводе оно значит « выполняющий самую тяжёлую работу». Сейчас это слово известно всем. Назовите его .(робот).
5) Кто написал первую Российскую грамматику? (Ломоносов)
6) Переведите на современный язык древнерусское слово «персты» (пальцы)
Один из членов жюри считает баллы.
Пока идет подсчет баллов, давайте обсудим, кто и что нового узнал на сегодняшнем мероприятии?
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Выберите из предложенных фраз палиндромы. Придумайте свой палиндром:
- 1. Около Мити молоко
- 2. Арбуз зубра
- 3. Я нем: лисица укусила меня
- 4. Голод долог
- 5. Азот , калий, лактоза
- 6. Хорош шорох
- Придуманное слово-палиндром – 1 балл, фраза – 3 балла.
Выберите из предложенных фраз палиндромы. Придумайте свой палиндром:
- 1. Около Мити молоко
- 2. Арбуз зубра
- 3. Я нем: лисица укусила меня
- 4. Голод долог
- 5. Азот , калий, лактоза
- 6. Хорош шорох
- Придуманное слово-палиндром – 1 балл, фраза – 3 балла.
- Вопросы для первого капитана:
- Бескровные лица, угасшие глаза, усталые голоса – тусклая безучастность холодного вечера осени…»
- а) олицетворение б) эпитет в) метафора
- «Весной, что внуки малые, играют облака»
- а) сравнение б) эпитет в) метафора
- Вопросы для второго капитана:
- «Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…»
- а) олицетворение б)гипербола в) метафора
- «В сто сорок солнц закат пылал»
- а) сравнение б) гипербола в) антитеза
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Палиндромы - это слова, словосочетания и предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево, например: А роза упала на лапу Азора
Выберите из предложенных фраз палиндромы.Придумайте свой палиндром. 1. Около Мити молоко 2. Арбуз зубра 3. Я нем: лисица укусила меня 4. Голод долог 5. Азот , калий, лактоза 6 . Хорош шорох Придуманное слово-палиндром – 1 балл, фраза – 3 балла.
Вопросы для первого капитана: Бескровные лица, угасшие глаза, усталые голоса – тусклая безучастность холодного вечера осени…» а) олицетворение б) эпитет в) метафора «Весной , что внуки малые , играют облака» а) сравнеие б) эпитет в) метафора Для второго капитана: « Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…» а) олицетворение б)гипербола в) метафора « В сто сорок солнц закат пылал» а) сравнение б) гипербола в) антитеза 5. «Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона» а) антитеза б) сравнение в) олицетворение
Лексический бой
Пантомима по произведениям, изученным в 9 классе (3 минуты на подготовку)
Конкурс «Шуточный вопрос»
Ох, уж эти фразеологизмы!
Хорошего дня! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....
Презентация к уроку "Лингвистический КВН для 9 классов "Veni, vidi, vici"
Презентация к уроку "Лингвистический КВН для 9 классов "Veni, vidi, vici"...
О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)
Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но у...