Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Янжимаева Туяна Владимировна

     В пятый класс приходят дети с различными учебными возможностями. Эпизодическая помощь таким ребятам, организация дополнительных занятий во внеурочное время увеличивает учебную нагрузку детей, не справляющихся с основной, вызывает у них порой протест, но не дает положительных результатов. Если же, ориентируясь на слабых учеников работать на материале средней трудности, это приведет к искусственному сдерживанию познавательных способностей сильных учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация дифференцированной работы

с  учащимися на уроках русского языка

     В пятый класс приходят дети с различными учебными возможностями. Эпизодическая помощь таким ребятам, организация дополнительных занятий во внеурочное время увеличивает учебную нагрузку детей, не справляющихся с основной, вызывает у них порой протест, но не дает положительных результатов. Если же, ориентируясь на слабых учеников работать на материале средней трудности, это приведет к искусственному сдерживанию познавательных способностей сильных учеников.

   Возможным, с нашей точки зрения, путем решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке. Это требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости. Принципы такого деления подробно рассмотрены в книге Т. К. Донской «Дифференцированная работа с учащимися на уроках русского языка». – Л., 1979.

   Мы делим учащихся на три группы:

1 группа – школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточные знания, высокий уровень познавательной активности, умеющие обобщать, анализировать, мыслить. Они гораздо меньше, чем другие, устают от напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным способностям.

2 группа – ребята со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и перехода части их них на работу по 1 варианту.

3 группа  - дети с пониженной успеваемостью. По утверждению психолога З. И. Калмыковой, в основе отставания детей в учении лежит расхождение «требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития». (Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.- М., 1982)

   Причины, порождающие отставание, многообразны. Однако для дифференцированной работы необходимо определить основную, ведущую к стойкой пониженной успеваемости. В работе Калмыковой З. И. рассматриваются два типа слабоуспевающих детей: К первому типу относятся дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний, порожденный различными причинами- педагогически запущенные школьники. Эти дети требуют большего внимания и контроля, систематической работы по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную деятельность. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу по 2 варианту.

    Ко второму типу относятся школьники, неуспеваемость которых вызвана  поверхностью, инертностью, неосознанностью мыслительной деятельности. Работа с этой категорией представляет для учителя наибольшую трудность. По нашему мнению, главное здесь не наращивание упражнений, а развитие умственных способностей этих детей. Необходимо постоянно учить детей сравнивать явления, находить черты сходства и различия, сопоставлять, обобщать, выделять главное.

   При объяснении нового материала необходимо давать образец рассуждения, опоры, пользуясь которыми ребенок может повторить. В работе с этими учениками мы используем письменные инструкции – алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы – напоминания. Для развития речи этих учащихся необходимы постоянные упражнения в устных связных высказываниях.   Работа по вариантам предоставляет учителю более широкие возможности.  

   Слабоуспевающие школьники, пользуясь данным планом, схемой, опорными таблицами, с помощью учителя,  могут осваивать этот сложный для них вид деятельности, не отнимая времени от общей работы класса.

   Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Между учителем и классом должны существовать доверительные отношения, атмосфера сотрудничества.
  2. Постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех вариантов, необходимо подчеркивать роль работы каждого варианта в решении общей познавательной задачи.
  3. Учитель обязан следить за ростом учащихся, замечать любое продвижение в их интеллектуальном развитии (даже самое небольшое), своевременно переводить учеников из одной группы в другую.
  4. Ребята должны участвовать в разнообразной внеклассной работе, способствующей их самоутверждению, помогающей проявить себя в различных сферах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.         Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда вдруг убеждаешься в...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.         Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда вдруг убеждаешься в...

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО

Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...