Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В пятый класс приходят дети с различными учебными возможностями. Эпизодическая помощь таким ребятам, организация дополнительных занятий во внеурочное время увеличивает учебную нагрузку детей, не справляющихся с основной, вызывает у них порой протест, но не дает положительных результатов. Если же, ориентируясь на слабых учеников работать на материале средней трудности, это приведет к искусственному сдерживанию познавательных способностей сильных учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_differentsirovannoy_raboty_s_uchashchimisya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация дифференцированной работы
с учащимися на уроках русского языка
В пятый класс приходят дети с различными учебными возможностями. Эпизодическая помощь таким ребятам, организация дополнительных занятий во внеурочное время увеличивает учебную нагрузку детей, не справляющихся с основной, вызывает у них порой протест, но не дает положительных результатов. Если же, ориентируясь на слабых учеников работать на материале средней трудности, это приведет к искусственному сдерживанию познавательных способностей сильных учеников.
Возможным, с нашей точки зрения, путем решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке. Это требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости. Принципы такого деления подробно рассмотрены в книге Т. К. Донской «Дифференцированная работа с учащимися на уроках русского языка». – Л., 1979.
Мы делим учащихся на три группы:
1 группа – школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточные знания, высокий уровень познавательной активности, умеющие обобщать, анализировать, мыслить. Они гораздо меньше, чем другие, устают от напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным способностям.
2 группа – ребята со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и перехода части их них на работу по 1 варианту.
3 группа - дети с пониженной успеваемостью. По утверждению психолога З. И. Калмыковой, в основе отставания детей в учении лежит расхождение «требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития». (Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.- М., 1982)
Причины, порождающие отставание, многообразны. Однако для дифференцированной работы необходимо определить основную, ведущую к стойкой пониженной успеваемости. В работе Калмыковой З. И. рассматриваются два типа слабоуспевающих детей: К первому типу относятся дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний, порожденный различными причинами- педагогически запущенные школьники. Эти дети требуют большего внимания и контроля, систематической работы по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную деятельность. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу по 2 варианту.
Ко второму типу относятся школьники, неуспеваемость которых вызвана поверхностью, инертностью, неосознанностью мыслительной деятельности. Работа с этой категорией представляет для учителя наибольшую трудность. По нашему мнению, главное здесь не наращивание упражнений, а развитие умственных способностей этих детей. Необходимо постоянно учить детей сравнивать явления, находить черты сходства и различия, сопоставлять, обобщать, выделять главное.
При объяснении нового материала необходимо давать образец рассуждения, опоры, пользуясь которыми ребенок может повторить. В работе с этими учениками мы используем письменные инструкции – алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы – напоминания. Для развития речи этих учащихся необходимы постоянные упражнения в устных связных высказываниях. Работа по вариантам предоставляет учителю более широкие возможности.
Слабоуспевающие школьники, пользуясь данным планом, схемой, опорными таблицами, с помощью учителя, могут осваивать этот сложный для них вид деятельности, не отнимая времени от общей работы класса.
Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение следующих условий:
- Между учителем и классом должны существовать доверительные отношения, атмосфера сотрудничества.
- Постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех вариантов, необходимо подчеркивать роль работы каждого варианта в решении общей познавательной задачи.
- Учитель обязан следить за ростом учащихся, замечать любое продвижение в их интеллектуальном развитии (даже самое небольшое), своевременно переводить учеников из одной группы в другую.
- Ребята должны участвовать в разнообразной внеклассной работе, способствующей их самоутверждению, помогающей проявить себя в различных сферах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда вдруг убеждаешься в...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда вдруг убеждаешься в...
Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»
Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения. Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...
Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО
Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...
Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»
Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...
Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»
Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...