КАк писать сочинение
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Синтак

шагов к написанию сочинения на ЕГЭ

Сочинение, которое пишется в рамках ЕГЭ, представляет собой публицистическое рассуждение на основе исходного текста. Следовательно, по жанровой характеристике это будет именно сочинение-рассуждение.

Шаг за шагом мы учимся писать сочинение-рассуждение.

Шаг 1.

Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению и критериями его проверки.

Знание критериев помогает выстроить работу, увидеть композицию и четко представлять те требования, которые к ним предъявляются. Составляем композиционную схему сочинения.

Композиционная часть сочинения

Номер абзаца

Содержание и объем

Вступление

1

Автор и тема исходного текста. 2-4 предложения.

Проблема

2

Основной вопрос, поставленный в тексте.2 -4 предложения.

Комментарий

3

Прокомментировать ход мыслей автора. 6-10 предложений.

Позиция автора

4

Ответ автора на поставленный вопрос. 1-3 предложения.

Собственная позиция
Первый аргумент
Второй аргумент

5
6

Доказательства. 8-12 предложений.

Заключение

7

Вывод.  2 предложения.

Шаг 2.

Внимательное чтение и осмысление текста:

  1. прочитать;
  2. подчеркнуть самые важные предложения;
  3. определить тему текста;
  4. найти вопрос, который ставит перед читателем автор. Это будет проблема текста;
  5. найти ответ на поставленный вопрос. Это будет позиция автора.

Таким образом, мы устно определили тему текста, что будет вступлением к сочинению, проблему и позицию автора.

Шаг 3.

Записываем полученные наблюдения. Во вступлении формулируем тему исходного текста. Можно высказать мнение об актуальности поднятой темы.

Следующий абзац – формулирование проблемы, которую мы уже выявили. Следует помнить, что проблема обозначает отрицательное явление: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании». В формулировке можно использовать отглагольные существительные: «проблема возрождения милосердия», «проблема влияния природы на человека».

Два наиболее простых способа формулировки проблемы:

  1. своими словами;
  2. в виде вопроса.

Шаг 4.

Комментарий текста.

Прокомментировать текст – это значит, проследить ход авторской мысли, опираясь на прочитанный текст.

Следует помнить, что, комментируя, мы говорим о том, что делает автор; пересказывая, мы говорим о том, что делает герой.

Обращаем внимание на подчеркнутые предложения.

Итак, автор рассказывает, утверждает, раскрывает, подчеркивает, заостряет внимание, сравнивает, сожалеет, восхищается и т.д.

Здесь уместно использовать небольшие цитаты.

Вопросы, помогающие в полном объёме прокомментировать все аспекты текста.

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Речевые клише.

Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор обращает внимание на…

Автор особо подчеркивает, что…

Следует обратить внимание на мысль о том, что…

Автора волнует…

Шаг 5.

Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Способом отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте. Если в тексте есть фраза, ясно передающая точку зрения автора, в сочинении можно использовать прямую речь. Например:

Автор четко выражает свою позицию: «…»

Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет: «…»

Если позиция не выражена в тексте прямо, её следует сформулировать, исходя из общего содержания текста.

Шаг 6.

Собственная позиция и её аргументация.

Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (согласен || не согласен). Позиция пишущего должна быть подтверждена двумя аргументами. В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

Чаще всего выпускники согласны с позицией автора: следовательно, тезисы автора и выпускника будут совпадать. Здесь обращаем внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои в виде двух аргументов из  жизненного опыта и литературы.

Так как жизненные ситуации, к которым обращается автор сочинение не всегда являются подтверждение мысли автора исходного текста, выгоднее сослаться на мнение авторитетного источника, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости.

С начала десятого класса мы с учениками собираем банк пословиц, поговорок, изречений, которые заранее распределяются по темам: образование, книга, культура, духовность, экология, красота и т.д.

К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях ЕГЭ. Школьники либо вообще не находят в своём интеллектуальном багаже подходящих примеров, либо избегают их из боязни допустить неточность.

Шаг 7.

Заключение.

Оно должно быть логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Чаще используют риторическое восклицание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 шагов к написанию сочинения на ЕГЭ

Сочинение, которое пишется в рамках ЕГЭ, представляет собой публицистическое рассуждение на основе исходного текста. Следовательно, по жанровой характеристике это будет именно сочинение-рассуждение.

Шаг за шагом мы учимся писать сочинение-рассуждение.

Шаг 1.

Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению и критериями его проверки.

Знание критериев помогает выстроить работу, увидеть композицию и четко представлять те требования, которые к ним предъявляются. Составляем композиционную схему сочинения.

Композиционная часть сочинения

Номер абзаца

Содержание и объем

Вступление

1

Автор и тема исходного текста. 2-4 предложения.

Проблема

2

Основной вопрос, поставленный в тексте.2 -4 предложения.

Комментарий

3

Прокомментировать ход мыслей автора. 6-10 предложений.

Позиция автора

4

Ответ автора на поставленный вопрос. 1-3 предложения.

Собственная позиция
Первый аргумент
Второй аргумент

5
6

Доказательства. 8-12 предложений.

Заключение

7

Вывод.  2 предложения.

Шаг 2.

Внимательное чтение и осмысление текста:

  1. прочитать;
  2. подчеркнуть самые важные предложения;
  3. определить тему текста;
  4. найти вопрос, который ставит перед читателем автор. Это будет проблема текста;
  5. найти ответ на поставленный вопрос. Это будет позиция автора.

Таким образом, мы устно определили тему текста, что будет вступлением к сочинению, проблему и позицию автора.

Шаг 3.

Записываем полученные наблюдения. Во вступлении формулируем тему исходного текста. Можно высказать мнение об актуальности поднятой темы.

Следующий абзац – формулирование проблемы, которую мы уже выявили. Следует помнить, что проблема обозначает отрицательное явление: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании». В формулировке можно использовать отглагольные существительные: «проблема возрождения милосердия», «проблема влияния природы на человека».

Два наиболее простых способа формулировки проблемы:

  1. своими словами;
  2. в виде вопроса.

Шаг 4.

Комментарий текста.

Прокомментировать текст – это значит, проследить ход авторской мысли, опираясь на прочитанный текст.

Следует помнить, что, комментируя, мы говорим о том, что делает автор; пересказывая, мы говорим о том, что делает герой.

Обращаем внимание на подчеркнутые предложения.

Итак, автор рассказывает, утверждает, раскрывает, подчеркивает, заостряет внимание, сравнивает, сожалеет, восхищается и т.д.

Здесь уместно использовать небольшие цитаты.

Вопросы, помогающие в полном объёме прокомментировать все аспекты текста.

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Речевые клише.

Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор обращает внимание на…

Автор особо подчеркивает, что…

Следует обратить внимание на мысль о том, что…

Автора волнует…

Шаг 5.

Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Способом отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте. Если в тексте есть фраза, ясно передающая точку зрения автора, в сочинении можно использовать прямую речь. Например:

Автор четко выражает свою позицию: «…»

Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет: «…»

Если позиция не выражена в тексте прямо, её следует сформулировать, исходя из общего содержания текста.

Шаг 6.

Собственная позиция и её аргументация.

Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (согласен || не согласен). Позиция пишущего должна быть подтверждена двумя аргументами. В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

Чаще всего выпускники согласны с позицией автора: следовательно, тезисы автора и выпускника будут совпадать. Здесь обращаем внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои в виде двух аргументов из  жизненного опыта и литературы.

Так как жизненные ситуации, к которым обращается автор сочинение не всегда являются подтверждение мысли автора исходного текста, выгоднее сослаться на мнение авторитетного источника, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости.

С начала десятого класса мы с учениками собираем банк пословиц, поговорок, изречений, которые заранее распределяются по темам: образование, книга, культура, духовность, экология, красота и т.д.

К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях ЕГЭ. Школьники либо вообще не находят в своём интеллектуальном багаже подходящих примеров, либо избегают их из боязни допустить неточность.

Шаг 7.

Заключение.

Оно должно быть логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Чаще используют риторическое восклицание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

Учимся писать сочинение.

План занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Рассматривается строение сочинения-рассуждения, прилагается презентация....

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...