Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями).
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Вершинина Надежда Николаевна

Материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку .Предложен материал к заданию №17.Представлена система работы с вводными конструкциями,теоритические сведения,иллюстрация примерами,проверочные задания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями). Выполнила : Учитель русского языка: Вершинина Н.Н . ПК ИРО 2018

Слайд 2

Цель: Повторение и систематизация материала о вводных словах ,обращениях и пунктуации при них . Задачи: * Актуализировать и расширить знания учащихся об обращениях и вводных словах. *Закрепить навыки нахождения обращений и вводных слов. *Отработать постановку знаков препинания при вводных словах и обращениях в разных синтаксических конструкциях.

Слайд 3

Формулировка задания ВПР(АПРЕЛЬ) Выпишите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему этого предложения. 9 класс. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове ,обращении. 11 класс Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы ),на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(- ые ) при обращениях и вводных конструкциях.

Слайд 4

Теория Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Особенности: -произносятся с особой звательной интонацией ( т .е.интонация на этих словах повышается, а после них выдерживается пауза); -обращения могут состоять из 1 слова или иметь при себе пояснительные слова ( милый кум ); - служат для привлечения внимания собеседника. -выделяются на письме знаками препинания : 1.Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак. Ветер, ветер! Ты могуч! (А. Пушкин) 2.Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с обеих сторон. О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин). 3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу: точка, восклицательный или вопросительный знак. Здравствуй, дорогая доченька! -обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются

Слайд 5

Выпишите предложения с обращениями . Расставьте знаки препинания. 1.Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. 2.Тебя мой куманёк век слушать я готова . 3.Сыпь ты черемуха снегом, пойте вы птахи в лесу . 4.Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и росе. 5.Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей. 6.Плачет где-то иволга схоронясь в дупло.

Слайд 6

ГИА Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении. - Вот, (1) папа,(2) мы с тобой не можем заснуть, (3) и оба мы несчастливы. Отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5) вроде бы ничего не понимая. -Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моем доме – я счастлив! Я всхлипнула, (10) а он обнял меня, (11) как маленькую. Ему всего и нужно было, чтобы мы были все вместе.

Слайд 7

Риторические обращения В 2017 году расширился объём языкового материала в задании 17 «за счёт присоединения к этой теме обособления обращений. Следует заметить, что в качестве привлечённого в задании языкового материала может быть использован как прозаический, так и стихотворный текст . Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения.

Слайд 8

Стилистические разновидности обращений : Обращения-метафоры: Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал… Обращения-метонимии: … Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? ( А.Твардовский ) Обращения-иронии: Отколе, умная, бредёшь ты,голова ? ( И.Крылов ) Обращения-повторения: Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! ( Л.Леонов ) Обращения фольклорные: Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! ( А.Кольцов ) Обращения-присловья: Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! ( обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу )

Слайд 10

Теория Вводное слово — слово (или словосочетание), при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова можно изъять из предложения без изменений основной мысли синтаксической конструкции . Особенности: Не являются членами предложения. Выражают чувства , уверенность, указывают на источник сообщения. На письме выделяются запятыми , в речи – интонацией.

Слайд 12

Запомните слова, которые никогда не являются вводными словами! Ловушка№1. Авось , небось, вдруг, ведь, вот, все-таки, все же, вряд ли, даже, едва (едва ли), единовременно, именно, непременно, исключительно, как бы, как раз, как будто, будто бы, лишь, причем, почти, приблизительно, положительно, прочно, равно, решительно, словно, только, хотя (хоть), чуть, якобы . Ловушка №2 Бывало- частица, она выделяется зп .

Слайд 13

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 1. Давайте-ка мне руку (1) любезнейший (2) Федор Иванович (3) а то (4) однако (5) упадете, конфуз будет. 2.Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать ». 3.Когда Костя (1) наконец (2) вернулся в деревню, было (3) должно быть (4) уже далеко за полночь , поскольку в избах не светилось ни одного огонька . 4. Я (1) признаться (2) всегда очень волнуюсь, когда выхожу на сцену (3) однако (4) стараюсь тщательно это скрывать . 5. Проблема, которая (1) кажется (2) неразрешимой, исчезнет сама, если (3) конечно (4) ты проявишь выдержку и сохранишь спокойствие . Где ВЫ не поставили знаки препинания? Почему ?

Слайд 14

Необходимо различать вводные слова и омонимичные им формы и конструкции . Для того чтоб не ошибиться, следует держать в голове, что: а) к члену предложения есть возможность поставить вопрос; б) вводное слово не является членом предложения и имеет одно из вышеперечисленных значений; в) вводное слов обычно (однако не всегда) есть возможность изъять из состава предложения; г) в целом ряде всевозможных случаев аспектом разграничения вводных слов и членов предложения является возможность прибавления слова говоря. Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);

Слайд 15

Найдите предложения с вводными словами. 1.Может это и правда а может и нет. 2. Он вполне может успеть на поезд . 3. В сущности проблемы разобраться нелегко. 4. Такое решение вполне вероятно. 5. Вероятно ты выполнишь мою просьбу. 6.Он глуп однако хитёр.

Слайд 16

Различай вводные слова о омонимичные формы слов. ВВОДНЫЕ СЛОВА НЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА синонимично слову еще ; содержит оценку факта НАКОНЕЦ имеет значение «напоследок», «в результате всего», «после всего» синонимично словам следовательно, стало быть ЗНАЧИТ синонимично слову означает стоит в середине предложения или в конце предложения ОДНАКО стоит в начале предложения, равно по значению союзу но Синонимично слову- вообще говоря ВООБЩЕ Синонимично словам В общем, Всегда, совсем. В целом, ни при каком условии

Слайд 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Вызовет Деев Леньку: — А ну, поедем гулять: Сыну артиллериста Пора(1) к коню привыкать!— С Ленькой вдвоем поедет В рысь, а потом в карьер. Бывало(2) Ленька спасует, Взять не сможет барьер, Свалится и захнычет. — Понятно, еще малец!— Деев его поднимет, Словно(3) второй отец. Подсадит снова на лошадь: — Учись(4) брат(5) барьеры брать! Держись(6) мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!— Такая уж(7) поговорка У майора была.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с обращениями"

Урок русского языка проведен в 8 классе. По количеству уроков по теме "Обращения"-второй. Учащиеся работают в парах на рабочих листах. Работа проверяется на уроке и дети оценивают себя сами....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...