Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Савельева Елена Максимовна

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskuchnyy_urok_v_strane_fantazii.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

                               Интегрированный  урок развития речи.

Тип урока : Урок – путешествие.

Тема:  Нескучный урок в стране Фантазии.

Цель: 1. актуализировать знания  о фантастическом, углубить

               представление о фантастике;

           2. развивать образное и  логическое

               мышление, умение слушать других, высказывать оценочные

               суждения, формировать навыки монологической и

               диалогической речи, побуждать к самостоятельности и

               художественному  творчеству;  

           3. воспитывать  любовь к  языку, к  чтению и

               творчеству.

Тип урока: путешествие в страну Фантазию с элементами творческой

                     мастерской.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, портреты писателей, выставка

                            книг, рисунков и поделок.

                                            Ход урока:

( Звучит музыка. Слайд  - заставка : «Девочка с книгами»).

I.  Организационный момент.

А) Все у парты ровно встали

 Улыбнулись, подравнялись.

 Посмотрите на меня,

Мы как дружная   семья.

А теперь тихонько сядем

И работу вмиг наладим.

Б) Вступительное слово учителя. Сообщение темы   урока.

 ( Слайды №  2 «Нескучный урок в стране Фантазии». )

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим  урок развития речи. Чем же он будет отличаться  от обычных  уроков русского языка? Как вы думаете?

Ученики отвечают: На этих уроках мы развиваем устную и письменную речь, участвуем в диалоге и монологе,  составляем тексты разных типов и стилей речи, неживой предмет представляем живым.

II. Подготовка к путешествию. Сообщение целей урока. Актуализация знаний.

Учитель: И это может произойти только в стране, где царствует фантазия во всем своем всесилии. Какое интересное слово придумал Борис Заходер. Как вы понимаете его значение?

Ученик отвечает: Над всем властвует.

 Учитель: Готовы ли вы отправиться в путешествие?

Как вы представляете себе эту страну?

Ученики отвечают: Это страна библиотек, в ней живут лунатики, сказочные существа. Слайд №3).

Учитель: Когда Ойле Лукойле раскрывает над каждым из нас свои волшебные зонтики, мы попадаем с вами в страну Фантазию?

Ученик: Да, но это только сон.

Учитель: А сегодня мы с вами наяву совершим путешествие в эту удивительную страну, познакомимся с ее жителями и  будем  выполнять их задания, научимся дописывать стихи, составлять «Биномы фантазии», придумаем интересные   истории.  Для того чтобы попасть в эту страну, нам надо вспомнить, что такое фантазия, что можно  назвать  фантастическим, а  самое главное, пережить фантастические ощущения от путешествия, выполняя задания жителей этой удивительной страны.

 Учитель: Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, что обозначает слово Ф А Н Т А З И Я ?  

 Учащиеся  дают  определение слову фантазия, на экране проецируется   (Слайд № 4 ):

        Фантазия (гр) -  способность к творческому воображению,    Богатая ф. 2. Мечта, плод  воображения, выдумка. Предаваться фантазиям. 3. Нечто  невероятное, неправдоподобное, несбыточное, ложь. Не верить глупым фантазиям. 4. Прихоть, причуда (разг.) Пришла ф. прокатиться .5. Музыкальное произведение в свободной форме. Ф. на темы русских народных песен.

Учитель: Нужна ли  взрослым и детям  фантазия? Докажите свое мнение.

Предполагаемые ответы: Учащиеся дают утвердительные ответы, доказывая, что   фантазировать очень интересно.

Учитель:  Вспомните, что знаете вы о слове фантастика?

(Слайд № 5).

      Фантастикалитературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Это слово многозначное, потому что есть фантастическое начало в чем – н.( например, в народных сказках),а в разговоре можно сказать, что фантастика – это что-то невообразимое, невозможное.

Учитель:  Скажите, каких писателей-фантастов вы знаете, чьи произведения вы читали или читаете. (Слайды № 6 «Писатели-фантасты»)

(Ученики перечисляют авторов, на экране проецируется слайд. Учитель обращает внимание ребят на выставку  фантастических книг и  рисунков).  

III. Начало путешествия по стране Фантазии.  

 Учитель: Итак, мы начинаем. Слайд № 7 «Карта страны Фантазии». 

 Что вас заинтересовало в этой стране? Давайте внимательно рассмотрим карту.

Ученики рассматривают карту и перечисляют названия мест, где бы они хотели побывать.   

Учитель: Через минуту мы окажемся с вами в городе Стихотворцев. Как вы думаете, чем должны заниматься жители этого города?

Ученик: Они пишут стихи.

 (Слайд №  8  «Город Стихотворцев».)

Учитель:  Да, нас  встречает интересный человек  - Борис Владимирович Заходер – русский поэт и великолепный переводчик. Вспомните, какие произведения  Бориса Заходера вы читали?  

Предполагаемые ответы:

1) Он  автор нескольких сборников стихов («Мартышкин дом», «На задней парте», «Школа для птенцов», «Мохнатая азбука», «Остров Гдетотам»).Его стихам свойственны разговорность интонаций, живость ритмов, словесная игра.

2) А еще некоторые называют Бориса Заходера – сказочником, потому что он написал сказки про всех на свете: про зверей, про птиц, про насекомых… Это сказки: «Русачок», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари», «Про пана Трулялянского».

 3) Также Борис Заходер научил разговаривать по-русски англичан Мери Поппинс, Питера Пена, Алису из страны Чудес и плюшевого медвежонка Вини-Пуха.    

 Учитель: В этом городе все любят сочинять стихи. (Слайд № 9 «Допиши уже начатые стихи».) Жители даже придумали такой стишок:  

                           Как интересно стихи сочинять!

                           Не остановишься – стоит начать!       

Учитель: И они приготовили нам такое задание, чтобы не было скучно. За 2 минуты необходимо дописать уже начатые стихи, потому что слова рассыпались и все перепуталось.  ( Работа в парах,  звучит музыка).

На доске прикреплены на магнитах слова-подсказки: смешит, в коридоре,  раздражает, не спешит, горе, окружает, тому, киске, противный забор, в своем дому, сосиски, другой разговор)

Черепаха всех…                     Плачет киска…                           Собачку слегка…

Потому что…                          У нее большое…                          Что дачу высокий забор…

Но куда спешить…                Злые люди бедной…                   Ведь если б не этот…

Кто всегда…                           Не дают украсть…                       То с кошками был бы…

Учащиеся по просьбе учителя озвучивают стихи, которые они дописали. Учитель участвует в обсуждении, предлагает свой вариант, так  рождается  конечный вариант.

Учитель: По вашим улыбкам я вижу, что вам очень понравилось сочинять, но нас уже ждут в Городе Биномов (Слайд №10). Как вы себе представляете этот город?

Учитель: Итальянский детский писатель Джанни Родари, утверждал, что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в нее – и это куда забавнее – через форточку». Объясните смысл этого выражения.

( Учащиеся говорят о том, что писатель учит идти необычным путем, искать что-то новое и интересное в жизни.)

Учитель: Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения Джанни Родари вы читали?

Предполагаемые ответы:

1) Джанни Родари умел раскрыть в привычном и малом явлении сложность и значительность мира. «Филастрокке» - так называется забавный стишок, считалка, форма которого близка итальянскому детскому фольклору.

 2)В его книгах переплетаются фантазия и юмор. Мы читали такие произведения, как «Приключения Чиполлино», «Сказки по телефону», «Путешествие голубой стрелы», «Джельсольмино в стране лжецов», «Чем пахнут ремесла?» и др.

Учитель: Чтобы разбудить фантазию, писатель советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение – «бином фантазии», по выражению Джанни Родари.

(Слайд № 11)

     Слово  бином образовано сложением латинского bi  - «двое,

    дважды»  и греческого  nome – «часть, доля».

(Слайд № 12) Алгоритм составления бинома:

Учитель: Давайте 1)возьмем два далеких по смыслу существительных, разбудим фантазию, попробуем их «сплести в один узор», 2)обнаружить точки соприкосновения, 3)через одно выразить другое. В речи появятся интересные выражения.

Учитель:  Учимся    составлять «Биномы фантазии», помня, что в основе  «Бинома» используется прием сравнения.

Учитель: А что вы знаете о сравнении? (Слайд № 13.)

Предполагаемые ответы:

1)Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.

2)Сравнение – это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.

3) Метафора – скрытое сравнение.

 Учитель: Посмотрите, какие биномы придумывал Джанни Родари.

(Слайды № 14 ).

Окно – зеркало. В окно, как в зеркало, гляжусь. И в зеркале окон дома, машины, фонари.

Топор – мысль. Мысль ученого остра, как топор. Научная мысль как топор в зазубринах.

Письмо – речка. В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке в жаркий день.

Рука – береза. Белые, гибкие руки берез… Березовые ветви, как ласковые руки, протянулись к нам.

Лампа – роза. Как роза, кокетлива лампа настольная.

Учитель: Давайте  вместе поиграем, составляя «Бином фантазии»

 (Слайд № 15.) Звучит музыка. Самостоятельная работа в парах и группе по составлению биномов, например:

Запах                            Холодильник                          Голова

                     Шкаф                                             Земля

Человек                             Корова                                 Солнце

                  Мысль                                     Плод

Учитель: Давайте послушаем получившиеся тексты. Дополним их.

Ученик: Мысли хранятся, как в шкафу, в голове и др.

Учитель: Итак, мы научились создавать «Биномы фантазии, можем  продолжать наше путешествие, впереди у нас Город- Сад. (Слайд №  16.)

 Как вы думаете, почему его так назвали? Что может быть интересного в этом городе?

Ученик: Это город мечты и фантазии. Здесь растут волшебные яблоневые сады.

Учитель: Здесь нас встречают сказочные герои, они подготовили для нас задания. (Слайд №  17)

Отгадайте, из каких сказок эти отрывки? (Учащиеся работают по рядам с отрывками).

Отрывки:

1) Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

- Яблоня, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего лесного яблочка.

2) Русская народная сказка «Три поросенка».

Поросята быстро помчались мимо большой яблони, даже не задев ее. А волк не успел свернуть и налетел на яблоню, которая осыпала его румяными яблоками .                                                         

3)А.С. Пушкин «Сказка о Мертвой Царевне и о Семи Богатырях».

Старушонка хлеб поймала:

«Благодарствую, - сказала, -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

Учитель: Как вы думаете, ребята, что объединяет эти сказки?

Ученик: В каждой сказке есть яблоко.

Учитель: Послушайте, что сказал один старец:

  «Слово – оно что яблочко. С одного боку – красное, с другого – зеленое. Ты умей его, девица, повертывать». Как вы понимаете его слова?

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель делает вывод о значимости слова в речи устной и письменной. Девочки в кокошниках дарят  яблоки всем присутствующим.

Учитель: Эти яблочки передал нам в подарок мудрец . Как вы думаете, для чего?

Учащиеся высказывают разные  предположения.

Учитель: Давайте подержим яблочко на ладони, приглядимся к нему внимательно. Поможет нам в этом таблица. (Слайд № 18.)

 Мое восприятие                                                 Яблоко и я

               Что (кого) я                                                         О чем я

  • Вижу                                                        думаю
  • Слышу                                                     размышляю
  • Обоняю                                                    вспоминаю
  • Осязаю                                                     и т.д.
  • Ощущаю

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы держите яблоко на ладони.  Поделитесь своими ощущениями, озвучьте свои мысли.

Ответы:

Мое восприятие: вижу на дереве румяное, холодное, блестящее, ощущаю медовый вкус, волшебный аромат, знаю, что у него сочная мякоть, бывают сладкие и кислые, вижу червивое яблоко…

Яблоко и я: Вспоминаю деревню, рекламу, партию, песни, шарлотку. Думаю, с кем поделиться?

Учитель: Вспомните, пожалуйста, часто ли слово яблоко употребляется в нашей речи. Перед вами незаконченные выражения, допишите их, используя слова для справки, объясните значение получившихся выражений.

Глазное…      (яблоко)       … от яблони

… раздора                         … негде упасть

кони в …                            

 Учитель: А теперь представьте, как  яблоко поворачивается к вам и улыбается своим задорным бочком. О чем может оно рассказать или спросить у  вас, подумайте немного и ответьте на него  в виде монолога или диалога. Не забудьте, что  вам предстоит составить  текст. Слайд №  19.)

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Учитель: Итак, перед вами живое яблоко!  (Слайд №  20.) 

Выберите героя своей истории. Придумайте на выбор монолог или диалог с яблоками.

Через несколько минут учащиеся озвучивают свои тексты.

IV. Итоги урока. Скажите, быстро пролетел урок? Чему научились?                          

V.Рефлексия. (Слайд № 21)

Учитель: У вас на столах квадратики трех цветов.

 Оцените свою работу на уроке: красный – я доволен; зеленый – можно лучше, желтый – я не работал, подняв один из них. Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова.

 Путь творчества прекрасно бесконечен,

 В нем место есть для каждого из нас.

 Желаю вам удачи и говорю: «До встречи!

 Спасибо за урок. Вы показали высший  класс!»

Примечание: У каждого учащегося на уроке есть лист для работы с распечатанными  на нем заданиями для экономии времени, но можно    могут выполнять все задания в тетради.( Смотри конспект урока, например, допишите уже начатые стихотворения или составьте бином)

   

 

   

             

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/

Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться ...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...