«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Куприянова Любовь Николаевна

Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться друг другу, видеть прекрасное…

Но многое дано нам, словесникам, не нам ли Пушкин завещал, «чувства добрые лирой» пробуждать? А еще нам дан целый мир литературы, музыки , живописи. Это и есть путь к пробуждению, путь к любви, на котором главную роль следует отвести обучению мыслить, чувствовать.

Мой урок развития речи и  творческой фантазии " В прекрасном и яростном мире" имеет именно такую идею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:




Посвящаю Володе Б.











«В прекрасном
и
яростном мире…»
 





/Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/









учителя русского языка
и литературы
 
Куприяновой Л. Н.







Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться друг другу, видеть прекрасное…

Но многое дано нам, словесникам, не нам ли Пушкин завещал, «чувства добрые лирой» пробуждать? А еще нам дан целый мир литературы, музыки , живописи. Это и есть путь к пробуждению, путь к любви, на котором главную роль следует отвести обучению мыслить, чувствовать.

В этом особенно помогают уроки развития речи, на которых мы учим не только внимательному, грамотному отношению к Слову, но и словом же формируем нравственные качества.

В пятом классе читали рассказ Драгунского «Что любит Мишка». Детям было предложено написать и о своей любви. Как мудры и непросты наши дети! Мы, взрослые, порой всю жизнь в поисках ответа на вопрос проводим, а маленькая девочка за пятнадцать минут урока истину открыла: «Уметь любить нам Бог помогает и люди. Бог хочет сделать так, чтобы все люди любили друг друга. Он решил послать бедных, потому что хотел, чтобы у людей появилось чувство жалости. Они представили бы себя на месте бедного и научились любить.» Кому из взрослых придет такая светлая и обезоруживающая мысль?!

Узнают ли когда-нибудь богатые, почему существуют бедные?

Идею добра и радости общения, откровения и доверия несу на уроки – посвящения, которыми стараюсь помочь детям в решении их недетских проблем.

Настоящий урок посвящен мальчику, которому была необходима дружеская поддержка, а провели мы этот урок после прочтения рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Урок начала так: «Мои добрые, славные друзья! Как много вам предстоит узнать и понять в жизни, как много еще нужно получить уроков от неё самой, что бы постичь два, кажется несовместимых, а, на самом деле, неразделимых понятия «прекрасный и яростный мир».

Мне будет очень приятно, если сегодняшний урок послужит вам в этом мире путеводной звездой. (Читаю отрывок из стихотворения В. Маяковского «Послушайте»)

Если звезды зажигают,
        Значит, это необходимо,
        Значит, кто-то хочет,
        Чтобы они были…

Прошу поднять листочки с изображением звезды (все материалы к уроку разложены на парты), если вам понравилось стихотворение и если вы хотели бы его сделать эпиграфом к нашему уроку. (Звездочки подняли все! И улыбнулись).

Продолжаю: «Я люблю, когда мы так легко понимаем друг друга, когда светит солнце, когда оно в ваших глазах… А могли бы вы поделиться тем, что любите или не любите вы? Впишите это в листочек, который лежит на вашей парте».

Люблю

Не люблю

После урока в листочках я прочитаю милые откровения моих учеников: «Я люблю чистый, свежий воздух, рассвет и закат солнца, росы на траве, лес, поле, а больше всего родителей, книги и цветы»; «Люблю ночь, потому что ночью думается хорошо»; «Люблю зиму, потому, что она красивая, добрая, справедливая»; «люблю, когда смеются и всем хорошо»; «Я не люблю ссор, зависти»; «Я не люблю, когда кому-то плохо».

А на уроке достаточно было одного взгляда, чтобы определить, что графа «Люблю» у абсолютного большинства ребят заполнена значительно больше.

Говорю детям, что рада за то, что они так много любят  и спрашиваю: «Определяет ли ваше «люблю» прекрасное, а «не люблю» синонимично ли слову «яростный»?

Ответы ребят утвердительные. «Яростный» в их понимании - пугающий, неизвестный, таящий опасность. Вновь возникает повод порадоваться за ребят, что ярость мира еще не сильно коснулась их, если графа «не люблю» заполнена незначительно.

- Давайте вспомним героев известных вам литературных произведений, которые ощутили на себе пугающую вас ярость мира.

В первую очередь они называют машиниста Мальцева из рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире», Васю из платоновского рассказа «Корова», помогаю им вспомнить Самсона Вырина из повести А. Пушкина «Станционный смотритель».

Дети сочувственно отзываются о героях произведений, вспоминая жизненные ситуации, в которых те оказались.

Хвалю детей за умение понять другого человека, посочувствовать ему, за работу души.

-  О том, как важна работа души говорит нам  поэт Н Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться». Давайте прочитаем это стихотворение.

 /Оно у всех есть в распечатанном варианте, после урока оставим его детям на память/

- Какие строчки этого стихотворения вам понравились и заставили задуматься?

Большинство ребят отметили строчку «Душа обязана трудиться…».

Мы обратили внимание на метафорические определения души: она «царица», «рабыня», «лентяйка», которую необходимо держать в «черном теле».

- И вот сейчас потребуется труд вашей души, понимание, умение поддержать. Верю, у вас это получится.

На прошлом уроке мы писали с вами этюд под музыку С. Рахманинова («Вокализ»). Постарайтесь поговорить с автором вот этого сочинения: «Музыка Рахманинова пробудила во мне тяжелые чувства. Я вспомнил свой малый возраст, что скоро уеду, а многие мальчики кажется этому рады. Какой грустный наш мир!».

Слова этому автору дети нашли прекрасные, волнующие: «Ты не грусти, мы тебе писать будем», «У меня тоже иногда бывает такое настроение, но оно проходит», «Ты хороший друг» и так далее.

- Хочется сказать вам, что более пяти веков назад русский народ победил страшную силу Казанского ханства и в честь этого поставлен прекрасный Храм Василия Блаженного, названный именем простого ремесленника, который своим прозорливым умом, мудростью, блаженством (святостью) умел унять ярость и силу царя Ивана Грозного.

/Показываю цветное изображение Храма Василия Блаженного/

Храмы, соборы, церкви – это олицетворённая мечта народа о красоте и гармонии, желание создать рай на земле.

Общение с миром прекрасного делает человека сильнее, богаче духовно, а значит, - способнее противостоять злу.

Сегодня мы послушаем маленький отрывок из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось» (песню Кончиты) и вы попробуете сочинить свое либретто, не зная авторского замысла.

Скажу только, что есть такие высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости становятся наравне с великими шедеврами искусства.

Дети под музыку пишут либретто.

Из отдельных работ.

«Заброшенные места, где никто не живет. Раньше здесь жили люди, но началась война, и люди были вынуждены уехать от родных рек, лесов и цветов. А потом через много лет они встретились, и все стали плакать. Они плакали не от горя, а от радости…»

«Это история «Маленького принца». Когда он долго на возвращался с Земли, роза его ждала, волновалась и пела…»

«Печальная мать ждет своего сына, а он, русский витязь, сражен булатом на поле боя…»

Мои дети настоящие поэты и мудрецы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся....

Конспект урока по развитию речи "Мастерская творческого письма" 6-8 класс

В данном конспекте урока по русскому языку представлена разработка на тему: «Мастерская творческого письма».В течение урока учащиеся работают со словом, подбирают к нему ассоциации, которые возникли, ...

Театрализация как творческий метод и средство развития речи в младших и средних классах

Театрализация понятна и доступна детям, и ученики с большим удовольствием играют в театральных постановках, спектаклях, и им это нравится. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской...

Книга (игра-путешествие) по развитию речи и творческих способностей ребенка "Верните речь".

Увлекательное путешествие в страну, где люди забыли о правильной и красивой речи. Вместе с главными героями предлагаем взрослым провести серию  развивающих занятий по раз...