«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться друг другу, видеть прекрасное…
Но многое дано нам, словесникам, не нам ли Пушкин завещал, «чувства добрые лирой» пробуждать? А еще нам дан целый мир литературы, музыки , живописи. Это и есть путь к пробуждению, путь к любви, на котором главную роль следует отвести обучению мыслить, чувствовать.
Мой урок развития речи и творческой фантазии " В прекрасном и яростном мире" имеет именно такую идею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Посвящаю Володе Б.
«В прекрасном
и
яростном мире…»
/Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/
учителя русского языка
и литературы
Куприяновой Л. Н.
Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться друг другу, видеть прекрасное…
Но многое дано нам, словесникам, не нам ли Пушкин завещал, «чувства добрые лирой» пробуждать? А еще нам дан целый мир литературы, музыки , живописи. Это и есть путь к пробуждению, путь к любви, на котором главную роль следует отвести обучению мыслить, чувствовать.
В этом особенно помогают уроки развития речи, на которых мы учим не только внимательному, грамотному отношению к Слову, но и словом же формируем нравственные качества.
В пятом классе читали рассказ Драгунского «Что любит Мишка». Детям было предложено написать и о своей любви. Как мудры и непросты наши дети! Мы, взрослые, порой всю жизнь в поисках ответа на вопрос проводим, а маленькая девочка за пятнадцать минут урока истину открыла: «Уметь любить нам Бог помогает и люди. Бог хочет сделать так, чтобы все люди любили друг друга. Он решил послать бедных, потому что хотел, чтобы у людей появилось чувство жалости. Они представили бы себя на месте бедного и научились любить.» Кому из взрослых придет такая светлая и обезоруживающая мысль?!
Узнают ли когда-нибудь богатые, почему существуют бедные?
Идею добра и радости общения, откровения и доверия несу на уроки – посвящения, которыми стараюсь помочь детям в решении их недетских проблем.
Настоящий урок посвящен мальчику, которому была необходима дружеская поддержка, а провели мы этот урок после прочтения рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Урок начала так: «Мои добрые, славные друзья! Как много вам предстоит узнать и понять в жизни, как много еще нужно получить уроков от неё самой, что бы постичь два, кажется несовместимых, а, на самом деле, неразделимых понятия «прекрасный и яростный мир».
Мне будет очень приятно, если сегодняшний урок послужит вам в этом мире путеводной звездой. (Читаю отрывок из стихотворения В. Маяковского «Послушайте»)
Если звезды зажигают,
Значит, это необходимо,
Значит, кто-то хочет,
Чтобы они были…
Прошу поднять листочки с изображением звезды (все материалы к уроку разложены на парты), если вам понравилось стихотворение и если вы хотели бы его сделать эпиграфом к нашему уроку. (Звездочки подняли все! И улыбнулись).
Продолжаю: «Я люблю, когда мы так легко понимаем друг друга, когда светит солнце, когда оно в ваших глазах… А могли бы вы поделиться тем, что любите или не любите вы? Впишите это в листочек, который лежит на вашей парте».
Люблю | Не люблю |
После урока в листочках я прочитаю милые откровения моих учеников: «Я люблю чистый, свежий воздух, рассвет и закат солнца, росы на траве, лес, поле, а больше всего родителей, книги и цветы»; «Люблю ночь, потому что ночью думается хорошо»; «Люблю зиму, потому, что она красивая, добрая, справедливая»; «люблю, когда смеются и всем хорошо»; «Я не люблю ссор, зависти»; «Я не люблю, когда кому-то плохо».
А на уроке достаточно было одного взгляда, чтобы определить, что графа «Люблю» у абсолютного большинства ребят заполнена значительно больше.
Говорю детям, что рада за то, что они так много любят и спрашиваю: «Определяет ли ваше «люблю» прекрасное, а «не люблю» синонимично ли слову «яростный»?
Ответы ребят утвердительные. «Яростный» в их понимании - пугающий, неизвестный, таящий опасность. Вновь возникает повод порадоваться за ребят, что ярость мира еще не сильно коснулась их, если графа «не люблю» заполнена незначительно.
- Давайте вспомним героев известных вам литературных произведений, которые ощутили на себе пугающую вас ярость мира.
В первую очередь они называют машиниста Мальцева из рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире», Васю из платоновского рассказа «Корова», помогаю им вспомнить Самсона Вырина из повести А. Пушкина «Станционный смотритель».
Дети сочувственно отзываются о героях произведений, вспоминая жизненные ситуации, в которых те оказались.
Хвалю детей за умение понять другого человека, посочувствовать ему, за работу души.
- О том, как важна работа души говорит нам поэт Н Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться». Давайте прочитаем это стихотворение.
/Оно у всех есть в распечатанном варианте, после урока оставим его детям на память/
- Какие строчки этого стихотворения вам понравились и заставили задуматься?
Большинство ребят отметили строчку «Душа обязана трудиться…».
Мы обратили внимание на метафорические определения души: она «царица», «рабыня», «лентяйка», которую необходимо держать в «черном теле».
- И вот сейчас потребуется труд вашей души, понимание, умение поддержать. Верю, у вас это получится.
На прошлом уроке мы писали с вами этюд под музыку С. Рахманинова («Вокализ»). Постарайтесь поговорить с автором вот этого сочинения: «Музыка Рахманинова пробудила во мне тяжелые чувства. Я вспомнил свой малый возраст, что скоро уеду, а многие мальчики кажется этому рады. Какой грустный наш мир!».
Слова этому автору дети нашли прекрасные, волнующие: «Ты не грусти, мы тебе писать будем», «У меня тоже иногда бывает такое настроение, но оно проходит», «Ты хороший друг» и так далее.
- Хочется сказать вам, что более пяти веков назад русский народ победил страшную силу Казанского ханства и в честь этого поставлен прекрасный Храм Василия Блаженного, названный именем простого ремесленника, который своим прозорливым умом, мудростью, блаженством (святостью) умел унять ярость и силу царя Ивана Грозного.
/Показываю цветное изображение Храма Василия Блаженного/
Храмы, соборы, церкви – это олицетворённая мечта народа о красоте и гармонии, желание создать рай на земле.
Общение с миром прекрасного делает человека сильнее, богаче духовно, а значит, - способнее противостоять злу.
Сегодня мы послушаем маленький отрывок из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось» (песню Кончиты) и вы попробуете сочинить свое либретто, не зная авторского замысла.
Скажу только, что есть такие высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости становятся наравне с великими шедеврами искусства.
Дети под музыку пишут либретто.
Из отдельных работ.
«Заброшенные места, где никто не живет. Раньше здесь жили люди, но началась война, и люди были вынуждены уехать от родных рек, лесов и цветов. А потом через много лет они встретились, и все стали плакать. Они плакали не от горя, а от радости…»
«Это история «Маленького принца». Когда он долго на возвращался с Земли, роза его ждала, волновалась и пела…»
«Печальная мать ждет своего сына, а он, русский витязь, сражен булатом на поле боя…»
Мои дети настоящие поэты и мудрецы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся....
Конспект урока по развитию речи "Мастерская творческого письма" 6-8 класс
В данном конспекте урока по русскому языку представлена разработка на тему: «Мастерская творческого письма».В течение урока учащиеся работают со словом, подбирают к нему ассоциации, которые возникли, ...
Театрализация как творческий метод и средство развития речи в младших и средних классах
Театрализация понятна и доступна детям, и ученики с большим удовольствием играют в театральных постановках, спектаклях, и им это нравится. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья - описание проекта "Перечитывая заново"...
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья- описание проекта...
Книга (игра-путешествие) по развитию речи и творческих способностей ребенка "Верните речь".
Увлекательное путешествие в страну, где люди забыли о правильной и красивой речи. Вместе с главными героями предлагаем взрослым провести серию развивающих занятий по раз...