Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса к учебнику Ладыженской, 140 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7_klass.docx109.01 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосуркинская основная общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

                                                                                                               «Утверждено»  

                                                                                                                                 Педагогическим советом  

                                                                                                                                           протокол от 29.08.2017 г. №1

                                                                                                                                                 Введено приказом от29.08.2017г.

                                                                                                №50

                                                                                                                                                      Директор МБОУ «НовосуркинскаяООШ»

                                                                                                                                                                 __________ Григорьева О.В.

Рабочая программа

по  русскому языку для 7 класса (количество часов в неделю – 4, 140 часов в год)

Составитель: Айкина Елена Владимировна, учитель русского  языка и литературы,  I квалификационной категории

 

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от28.08.2017г. №1

Руководитель МО ________ Айкина Е.В.                  

с. Новое Суркино

2017 г.

Планируемые результаты        

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Речь. Речевая деятельность.

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари.
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • использовать знание алфавита при поиске информации.
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • писать отзыв, тезисы, рефераты, доклады, конспекты, доверенности, интервью  и другие жанры;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного  и читательского опыта; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использование приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентаций.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

           Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Сформированность ответственного отношения к учению.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Культура речи

Общие  сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Фонетика. Орфоэпия и графика.

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;

создание презентаций.

Морфемика и словообразование

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • использовать орфографические словари.
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;

создание презентаций.

Лексика и фразеология

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентаций.

Морфология

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари.
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентаций.

Синтаксис

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари.

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентаций.

Правописание : орфография и пунктуация

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на  грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • использовать орфографические словари.

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентаций.

 

                                                                         



Содержание учебного предмета

Раздел

Краткое содержание

Кол-во часов

Речь. Речевая деятельность

Основные особенности функциональных стилей (публицистического), языка художественной литературы.

Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (статья, интервью).

Текст как продукт речевой деятельности.

Функционально-смысловые типы текста (рассуждение).

Анализ текста.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

22

Культура речи

Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

4

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. 

Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари.

Работа со словарной статьей.

7

Фонетика, орфоэпия и графика

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

2

Морфемика и словообразование

Морфемный анализ слова.

Словообразовательный анализ слова.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

2

Лексикология и фразеология

Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексическая сочетаемость.

Сферы употребления русской лексики.

Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре.

Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.)

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

2

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Традиционная классификация частей речи.

Самостоятельные (знаменательные) части речи.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

(причастий и деепричастий).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

63

Синтаксис

Грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения простые и сложные.

Внутритекстовые средства связи.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

4

Правописание: орфография и пунктуация

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация.

Знаки препинания и их функции.

Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

34

Итого

140 часов


 Календарно-тематическое планирование

УМК (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., Русский язык, 7 класс, М.: Просвещение, 2017)

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество

часов

Дата урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

По плану

Фактически

Общие сведения о языке.  (1 ч.)

Общие сведения о языке.

Русский язык как развивающееся явление

1

04.09

Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Пишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.

Синтаксис. (1 ч.) Фонетика и орфоэпия.(1ч.)  Морфология.(2 ч.)   Правописание: орфография и пунктуация.  (1 ч.)  Лексикология и фразеология. (1 ч.)  Морфемика и словообразование.  (1 ч.)  Речь (3ч.)

  1.  

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор.

.

1

06.09

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор (полный и частичный).

Лексикология и фразеология 

Лексика и фразеология

1

08.09

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы. Работают над лексическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп. Пишут диктант.

Фонетика и орфоэпия..

Фонетика и орфография

1

11.09

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста. Применяют знания по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование 

Словообразование и орфография.  Морфемный и словообразовательный разбор

1

13.09

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм. Применяют знания  по морфемике и словообразованию в практике правописания.

6,7

Морфология 

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

2

15.09.

18.09.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. Выполняют задание интегрированного характера — готовят доклад о М. В. Ломоносове. Развивают речь: формулируют основную мысль текста, создают аргументативную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии. Выполняют письменно творческое задание по картине.

8

 Правописание: орфография и пунктуация 

Входной контрольный диктант

1

20.09.

Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания.  Выполняют грамматические задания.

9

Речь. Речевая деятельность

Развитие речи .

Работа над ошибками.Текст .

1

22.09.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи. Списывают текст, деля на абзацы, попутно работая над орфографией. Составляют связный текст и озаглавливают его. Пишут свободный диктант. Формулируют, что такое текст и каковы его типы.

10

Речь. Речевая деятельность

Диалог как текст. Виды диалога

1

25.09.

Работают с текстом. Составляют диалог.

11

Речь. Речевая деятельность. Стили речи.

Стили литературного языка.

Публицистический стиль

1

27.09.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи .Определяют стиль текста.  

Морфология. (59 ч.) Синтаксис. (2ч.) Правописание: орфография и пунктуация.  (32 ч.)Речь. Речевая деятельность. (19ч.)  Культура речи (4 ч.). Общие сведения о языке  (5 ч.)

12

Морфология

Причастие  как часть речи

1

29.09

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия.

Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.

13

Морфология

Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

02.10

Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

14.

Морфология

Причастный оборот.

1

04.10

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выполняют творческое задание — описание окрестностей с элементами рассуждения.

15

Морфология

Выделение причастного оборота запятыми

1

06.10

Разбирают предложения. Расставляют знаки препинания. Составляют предложения по схемам.  

16

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи (1 ч.)

 Описание внешности человека.

1

09.10

 Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.

17

Морфология

Действительные и страдательные причастия.

1

11.10

Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах.

18

Морфология

Краткие и полные страдательные причастия.

1

13.10

Распознают краткие и полные формы страдательных причастий. Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении.

19

Морфология

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

16.10

Распознают действительные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями.

20

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи

Функционально смысловые типы текста. Повествование. Структура текста.  Рассказ на основе услышанного. Анализ языковых особенностей текста.

1

18.10

Работают с текстом. Определяют тему и идею, принадлежность к функционально  смысловым типам речи.

21

Морфология

Действительные причастия прошедшего времени.

1

20.10.

Распознают действительные причастия прошедшего времени.

Работают по таблице и с материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Пишут изложение от 3-го лица.

22

Морфология

 Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

23.10

Распознают страдательные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдательные. Пишут диктант.

23

Морфология

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

25.10

Распознают страдательные причастия прошедшего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу.

Правописание: орфография и пунктуация Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

27.10

Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания и предложения с указанными причастиями для описания внешности человека. Проводят самопроверку усвоенного правила.

26

27

Правописание: орфография и пунктуация 

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

3

06.11.

07.11.

08.11

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

1

10.11.

Анализируют тексты, составляют тезисный план, пересказывают, конспектируют, находят основную информацию.

Морфология

Краткие причастия. Н в кратких причастиях. Правописание кратких причастий и употребление их в речи.

1

13.11

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы; работают над типом и стилем текста. Пишут выборочное изложение.

    30

    31

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.

Изложение. Написание выборочного изложения. (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

2

14.11

15.11

Работают с текстом, составляют план, пересказывают текст, пишут сжатое изложение.

32

33

Праврписание: орфография и пунктуация. Контрольный диктант по теме «Причастие» и его анализ.

2

17.11

20.11.

Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания.  Выполняют грамматические задания.

34

Правописание: орфография и пунктуация 

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

21.11

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм связанных с написанием не (слитно или раздельно).

35

Правописание: орфография и пунктуация 

Практическая работа «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

1

22.11.

36

Правописание: орфография и пунктуация 

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени.

1

24.11.

Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют свои предложения.

37

Речь. Речевая деятельность.

Подготовка к сочинению-описанию внешности человека.

1

27.11

Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение.

38

39

Морфология

Систематизация» обобщение изученного по теме «Причастия».

Правильное употребление причастий в речи. Морфологический разбор причастия. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

2

28.11.

28.11.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему. Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.

40

Морфология

 Переход причастий в другие части речи. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Проверочный тест

1

29.11.

 Работают со словарями. Выполняют тестовую работу.  

41

Культура речи

Развитие речи

 Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

1

01.12.

Работают со словарями. Оценивают правильность речи одноклассников.

       42

43

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи . Функционально-смысловые типы речи: описание . Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Написание сочинения-описания  «Зима»

2

04.12

06.12

Анализируют тексты, составляют тезисный план, пересказывают, конспектируют, находят основную информацию. Пишут сочинение.

44

Морфология

Контрольный диктант по теме “Причастие”

1

08.12

Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания.  Выполняют грамматические задания.

45

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

 Морфология

Работа над ошибками. Понятие о деепричастии. Вопрос о деепричастии в системе частей речи.

1

11.12

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.

Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.

46

Морфология

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание НЕ  с деепричастием.

1

13. 12

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.

Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.

47

48

Морфология

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

2

15.12

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упражнений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте.

49

Правописание: орфография и пунктуация.

Правописание НЕ  с деепричастием.

Повторяют правописание с НЕ различных частей речи. Выполняют синтаксический разбор предложений. Объясняют орфограммы и пунктограммы.

50

Синтаксис 

Синтаксический разбор предложений с деепричастным оборотом.

1

18.12

Выполняют синтаксический разбор предложений, графически обозначают деепричастные обороты.

     51

     52

Морфология

Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Морфологический разбор деепричастия.

1

20.12

Опознают деепричастия несовершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. Опознают деепричастия совершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Пишут диктант. Составляют рассказ по картине.

53

54

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»

2

Собирают материал к сочинению, пишут сочинение.

55

Правописание: орфография и пунктуация 

Гласная перед суффиксом деепричастия.

1

22.12.

Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий.

Пишут свободный диктант по отрывку из художественного произведения.

56

57

Морфология

 Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. Особенности употребления деепричастий в текстах. Правильное употребление деепричастий в речи.

2

08.01.

10.01.

Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. Опознают деепричастия совершенного вида.

Синтаксис 

Синонимия предложений, осложненных деепричастными оборотами и сложных предложений. Пунктуационный разбор предложений с деепричастным оборотом

1

12.01

Выполняют синтаксический разбор предложений, расставляют знаки препинания, рисуют схемы, составляют предложения.

Морфология

Основные морфологические нормы русского литературного языка

(причастий и деепричастий).

1

15.01

 Редактируют предложения.

Морфология

Урок-обобщение по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».  Тест «Деепричастный оборот»

2

17.01

19.01

Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий. Выполняют проверочный тест

62

Правописание: орфография и пунктуация. Контрольный диктант  по теме «Деепричастие» .

1

Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания.  Выполняют грамматические задания.

63

64

Речь. Речевая деятельности.

Работа над ошибками. Развитие речи .

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (статья, интервью).

2

22.01

24.01

Анализируют тексты, составляют тезисный план, пересказывают, конспектируют, находят основную информацию. Пишут интервью.

65

НАРЕЧИЕ

Морфология

Наречие как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства наречия.

1

26.01

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.

Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий.

66

67

Морфология

Разряды наречий. Обстоятельственные и определительные наречия.

2

29.01

31.01.

Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий. Выполняют творческое задание по картине.

68

Морфология

Степени сравнения наречий.

1

02.02

Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Выполняют практическую работу.

69

70

Правописание: орфография и пунктуация 

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. Словарный диктант.

2

05.02

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Читают тексты, находят наречия.

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи

 Сочетание разных типов речи в одном тексте. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Изложение выборочное «Там , где жил А.С. Пушкин» 

1

1

07.02

09.02

Анализируют тексты, составляют тезисный план, пересказывают, конспектируют, находят основную информацию. Пишут выборочное изложения.

Правописание: орфография и пунктуация Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1

12.02

Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не или ни на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок.

Правописание: орфография и пунктуация

 Анализ изложения. Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е.

1

14.02

Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н или нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию.

 Морфология.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.

1

16.02

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют грамматические задания.

Правописание: орфография и пунктуация

 Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

19.02

Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.

77

78

Правописание: орфография и пунктуация 

Буквы А, О на конце наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

2

Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий и ь после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы.  Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины.

Речь. Речевая деятельность.

Развитие речи

Описание действий. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Сочинение  «Мое хобби»

2

23.02

26.02

Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение о труде как заметку для стенгазеты.

81

82

83

Правописание: орфография и пунктуация 

Дефис между частями слова в наречиях.  .

3

28.02.

Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу.

84

85

Правописание: орфография и пунктуация 

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

.

2

02.03

Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.

86

Правописание: орфография и пунктуация.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Усваивают правило написания мягкого знака после  шипящих на конце наречий.  Вспоминают правило написания мягкого знака после шипящих в других частях речи. Выполняют упражнения.

87

Правописание: орфография и пунктуация 

 Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

1

05.03

Отвечают на контрольные вопросы. Списывают текст , вставляют орфограммы и пунктуационные знаки.

Общие сведения о языке

Развитие речи (2ч.). Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

 Написание  сочинения  по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

2

07.03

09.03

Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение  по картине.

Морфология

Систематизация и обобщение темы «Наречие». Морфологический разбор наречия. Словари грамматических трудностей.

1

12.03

Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих.

91

92

Правописание: орфография и пунктуация 

Практическая работа по теме «Наречие»

2

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут словарный диктант. Выполняют проверочный тест.

93

94

Правописание: орфография и пунктуация 

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» и его анализ.

1

14.03

.  Пишут  диктант с грамматическим заданием.

95

96

Культура речи

Развитие речи (1ч.)

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

2

16.03

Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы. Определяют понятие и структуру учебного доклада.

Составляют сложный план текста. Готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в учебнике.

97

98

Морфология

Категория состояния как часть речи.  Категория состояния и другие части речи.

2

19.03

Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями.

Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Отличают слова категории состояния от других частей речи.

Морфология

 Морфологический разбор категории состояния.

1

21.03

Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль. Пишут сжатое изложение по данному тексту.

Морфология

Повторение темы «Самостоятельные части речи». Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

23.03

Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таблицу. Выполняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изученных в теме «Самостоятельные части речи». Составляют таблицу.

Морфология

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Предлог как часть речи.

1

04.04

Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно.

Морфология

Употребление предлогов. Простые и составные предлоги.

1

06.04

Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога.

Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога. Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля. Знакомятся с теоретическими сведениями. Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов.

Морфология.

Непроизводные и производные предлоги.

1

Исправляют речевые ошибки. Изучают теоретический материал. Выполняют упражнения.

Морфология.

Простые и составные предлоги.

1

Отличают простые предлоги от составных. Выполняют упражнения. Разбирают словосочетания.

Речь. Речевая деятельность.

Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

Выполняют словарную работу. Собирают материал к сочинению. Пишут сочинение.

Морфология

Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Гласная Е на конце производных предлогов.

2

09.04.

11.04

Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.

Правописание: орфография и пунктуация.

Практическая работа «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

1

Выполняют практическую работу

Морфология

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог». Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

1

13.04

Распознают производные и непроизводные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление предлогов. Попутно работают над разными видами орфограмм и оформлением диалога. Распознают простые и составные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложными словосочетаниями и различными видами орфограмм.

Общие сведения о языке

Развитие речи (2 часа). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.

Написание сочинения  «Человек, который мне нравится (не нравится)

2

16.04

18.04

Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение.

Морфология

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.

1

20.04

Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза.

Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов. Распознают простые и составные союзы.

Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об учёном, составляют план и пересказывают текст.

Правописание: орфография и пунктуация 

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

23.04

Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам.

    114

    115

 Морфология

Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов   по   значению. Сочинительный  союз  в  простом    и    сложносочиненном предложении.

2

25.04

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы. Работают с таблицей постановки запятых между однородными членами. Составляют предложения по схемам. Пишут сочинение. Подбирают свои примеры на употребление союзов в поэтической речи.

Речь. Речевая деятельности.

Развитие речи. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).  Анализ текста.

Сжатое изложение по тексту-рассуждению «Книга- окно в мир»

1

27.04

Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут изложение.

Культура речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

1

30.04.

Работают с изобразительно-выразительными средствами, находят их в художественных текстах, определяют роль. Приводят примеры, заполняют таблицу. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Морфология Подчинительные союзы. Анализ сочинения. Употребление     подчинительных союзов.

1

02.05.

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению подчинительные союзы в упражнениях. Составляют сложноподчинённые предложения из данных простых. Составляют сложные предложения по схемам. Попутно повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы.

Морфология Морфологический разбор союза. Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Орфограмма «Отсутствие пробела в союзах».

1

04.05

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы по содержанию. Пишут сочинение на тему «Книга — наш друг и советчик». Усваивают правила написания союзов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант.

Морфология Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз».  Омонимия слов разных частей речи.

Тест «Союзы и предлоги»

1

07.05

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами. Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.

Правописание: орфография и пунктуация 

Итоговая контрольная работа.

1

09.05

Пишут контрольную работу.

Морфология Частица как служебная часть речи.  Раздельное  написание частиц.   Отличие   частиц   от знаменательных частей речи.

1

11.05

Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях.

123

124

125

Морфология Разряды частиц. Формообразующие частицы.

3

.

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы. Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла.

Смыслоразличительные частицы

Раздельное и дефисное написание частиц.

126

Морфология Отрицательные частицы НЕ и НИ.

1

18.05

Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.

127

Морфология.

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1

Пишут выборочный диктант. Выполняют упражнения

128

Речь. Речевая деятельность. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

Определяют стиль, основную мысль рассказа, озаглавливают его. Пишут сочинение.

129

Морфология.

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ…НИ

1

Пишут объяснительный диктант. Изучают теоретический материал. Выполняют упражнения.

130

Морфология.

Обобщение по теме «Частица»

1

131

132

Морфология

Междометия и звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях.

Омонимия слов разных частей речи.

2

21.05.

23.05.

Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи.

Фонетика и графика (1 ч.). Лексикология и фразеология(1 ч.). Морфемика и словообразование (1ч.). Морфология (2 ч.). Синтаксис и пунктуация (1 ч.). Общие сведения о языке (1ч.). Правописание: орфография и пунктуация. (1ч.)

133

Правописание: орфография и пуктуация.

Итоговая контрольная работа.

1

Выполняют контрольную работу

134

Фонетика. Графика.

Фонетика и графика.

1

Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками

135

Лексикология и фразеология

Развитие речи (1ч.)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.)

1

25. 05

Работают с изобразительно-выразительными средствами, находят их в художественных текстах, определяют роль. Приводят примеры, заполняют таблицу.

136

Морфемика. Словообразование.

Морфемика. Словообразование.

1

Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм. Применяют знания  по морфемике и словообразованию в практике правописания.

    137

Морфология Повторение изученного о причастиях и деепричастиях.

1

Выполняют синтаксический разбор предложений. Обозначают причастные и деепричастные обороты, составляют схемы, обобщают материал.

138

Морфология 

Причастный и деепричастные обороты. Знаки препинания при них. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

1

Выполняют орфографический и пунктуационный разборы слов.

139.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация.

1

Выполняют синтаксический и пунктуационные разборы.

140.

Общие сведения о языке Словарь как вид справочной литературы. Основные виды лингвистических словарей. Отражение норм русского литературного языка в разных типах лингвистических словарей. Работа со словарной статьей.

 

1

Работают со словарями. Обобщают изученный материал, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...