Рабочая программа элективного курса «От слова – к предложению, от предложения – к тексту» для учащихся 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka._ot_slova_-_k_predlozheniyu_ot_predlozheniya_-_k_tekstu._elektivnyy_kurs.docx | 39.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2018г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 333 от «3» сентября 2018г. |
ПРОГРАМММА
элективного курса
«От слова – к предложению, от предложения – к тексту»
для учащихся 9 класса
(35 часов)
Составитель:
ОмарбековаСуваржат Владимировна
Нижневартовск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………............3
2. Цель элективного курса.……………...………………………................................................3
3. Планируемые результаты курса…………….………………………………………………4
4. Содержание курса «От слова – к предложению, от предложения – к тексту»..……..…..4
5. Календарно-тематическое планирование…...........................................................................6
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.....……………………..8
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся 9-ых классов, получивших базовые умения владения орфографией ипунктуацией в пределах программы.
Объём программы – 35 часов учебной нагрузки, которая может быть реализована в течение одного года обучения. Программа состоит из 3-х частей, соответствующих экзаменационной работы.
Часть 1. Изложение исходного текста.
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Часть 2. Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Часть 3. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
Цели изучения элективного курса «От слова – к предложению, от предложения – к тексту».
– подготовить учащихся к ОГЭ;
– обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;
– создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Цели и содержание программы соотнесены с требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ОГЭ и на основе спецификации.
Задачи курса:
– развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ;
– совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;
– развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах;
– совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
– формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
– развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей;
– создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ порусскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработатьнавыки построения связной речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные:знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть 1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типаА, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
3. Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац – это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац – это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному.
Приёмы компрессии текста:
а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение);
б)обобщение однородных явлений(например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);
в) сочетание исключения и обобщения(например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1) Практикум понаписанию и анализу сжатого изложения.
Часть 2. Работа над частью 2 (тесты)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З/С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.)
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)
12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)
13. Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)
Часть 3. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения:
1 часть – тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней);
2 часть – аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату);
3 часть – заключение (либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос).
Работа с текстом и цитатой:
1 шаг – определение ключевых слов в цитате;
2 шаг – толкование слов-ключей,
3 шаг – сопоставить цитату с текстом.
Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
Контроль знаний (часть С). Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.
Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Литература:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход.М.: КНОРУС, 2010.
2. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговойаттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
3. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговаяаттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
4. Егораева Г.Т.Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений. М.: Экзамен, 2013.
5. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новойформе): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М.: Линка-Пресс, 2010.
7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новойформе). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
8.Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение,2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
11. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н."Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ". – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Интерактивная приставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты простого предложения" (8 класс)
Рабочая программа элективного курса «Секреты простого предложения» для 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12...
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2018 год
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" для обучающихся 5 класса....
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год....
Рабочая программа элективного курса «От слова к тексту» 6 класс
Программа элективного курса расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет личностные, метапредметные и предметные результаты, позволяет восполнить пробелы в з...