Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2018 год
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" для обучающихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_ot_slova_k_tekstu_5_klass_2018_god.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»
Искитимского района Новосибирской области
Принято МО Учителей гуманитарного цикла протокол № от «___»______________2018г. Руководитель МО учителей _____________ роспись Ф.И.О. | Согласовано: Зам. директора по УВР МКОУ «СОШ ст. Евсино» _______________Г.К.Шакирова Роспись Ф.И.О. «___»__________________2018г. |
Рабочая программа
по элективному курсу «От слова к тексту»
для основного общего образования
6 класс
Составитель: Иванникова Т.Б.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
ст. Евсино
2018 -2019 уч. г.
Пояснительная записка
Место курса в учебном плане
Программа элективного курса для 6-х классов рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), построена с учетом принципов системности, доступности и научности учебного материала.
Общая характеристика элективного курса
Курс посвящен одной из ключевых учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. В 5-6 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, который является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.
Понимание прочитанного текста является необходимым условием полноценного общения ученика с книгой (учебником, литературным произведением) - только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.
Курс даёт учащимся возможность освоить приёмы понимания и анализа текста, овладеть универсальными учебными действиями, которые будут способствовать успешному освоению программы средней школы.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных лингвистических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.
Программа электива расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи пятиклассников, развитию навыков и умений самостоятельного понимания и анализа предложенного текста.
Цели курса заключаются в
- формировании умений чтения и анализа текстов с привлечением базовых лингвистических понятий и необходимых сведений по теории языка;
- приобретении опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой основной и второстепенной информации;
- формировании коммуникативных умений учащихся при работе над текстом;
- овладении основных текстоведческих понятий;
- приобретении опыта анализа текстов разных стилей.
Общая характеристика курса
Элективный курс посвящён одной из ключевых задач образования в школе – пониманию-анализу текста, т.к. текст – очень сложное, многоаспектное явление. С этим связаны те трудности, которые возникают в процессе его изучения, а также в ходе анализа конкретных произведений.
Программа курса включает следующие разделы: «Пояснительную записку» (цели, задачи и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном), «Содержание курса», «Примерное тематическое планирование», «Учебно-методическое обеспечение курса».
Основные формы работы – индивидуальные, групповые. На занятиях используются приемы технологии критического мышления, работа с клоуз-тестом, диагностический материал в форме тестов, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.
Формами входного и итогового контроля могут стать проверочные работы по чтению познавательных текстов, обучающие сочинения, собеседование, создание кроссворда, презентация кластера по теме курса.
Содержание образования элективного курса и практическая направленность
Курс состоит из 4 больших разделов: «Текст и его основные понятия», «С чего начинается понимание текста», «Функционально-смысловые типы речи в тексте», «Виды работы с текстом». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:
- Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка и литературы, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
- Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).
Введение
Знакомство с элективным курсом. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.
Раздел 1. Текст и его основные понятия
Определение текста
Тема текста. Тема, основная мысль
Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).
Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов
Контекст. Подтекст. Затекст
Ключевые слова
Взаимодействие названия (заголовка) и текста
Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь)
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические)
Смысловая и композиционная целостность текста
План как вид информационной переработки текста
Раздел 2. С чего начинается понимание текста
Виды информации в тексте
Диалог с текстом
Учимся делать монтаж текста
Раздел 3. Функционально - смысловые типы речи в тексте
Описание
Повествование
Рассуждение
Раздел 4. Виды работы с текстом
Тезирование текста
Конспектирование текста
Редактирование текста
Анализ текста
Требования к результатам изучения элективного курса
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы курса являются следующие умения и качества:
- стремление к совершенствованию собственной речи;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы курса являются:
- способность адекватно понимать прочитанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей (определять тему, основные мысли текста, объяснять смысл названия, основную и дополнительную информацию);
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
- уметь задавать вопросы к тексту;
Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы курса являются:
- осознание русского языка как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- способность извлекать необходимую информацию в зависимости от коммуникативной задачи;
- проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
Уровни усвоения учебного материала
Ученик будет иметь представление
- о видах информации в тексте;
- о функционально-смысловых типах речи в тексте;
- о видах работы с текстом.
будет знать
- признаки текста;
- лингвистические термины;
- алгоритм анализа текста;
будет уметь
- анализировать текст;
- формулировать, обосновывать свою точку зрения;
- выполнять задания творческого характера в рамках курса;
- создавать самостоятельные творческие работы на заданную тему;
будет иметь опыт (владеть)
- иметь опыт анализа текста;
- применять на практике полученные знания, умения и навыки;
- иметь опыт работы со справочной и дополнительной литературой филологической направленности;
- иметь опыт в составлении кроссвордов, в выполнении тестовых заданий.
Литература для учащихся
- Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
Литература для учителя
- Владовская Е.А. Комплексный анализ текста. рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Граник Г.Г. С.М. Бондаренко и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - Москва, «Астрель-АСТ», 2001.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой.- М.: «Мой учебник», 2007.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика,1991.
- Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность, 2003, №1.
- Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку.5-7 классы-Ростов н/Д: Легион, 2013.
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.
Календарно-тематическое планирование курса
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.
- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
- Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.
- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, вопросы, план).
- Извлекать информацию из словарной статьи.
- Анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, различать, задавать вопросы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
- Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
- Владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.
- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, план, текст).
Коммуникативные УУД
- Владеть монологической речью.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.
- Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в парах.
- Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
- Выступать с сообщением перед аудиторией сверстников.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.
- Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
- Высказывать предположения на основе наблюдений.
- Стремиться к речевому взаимодействию, работать в парах.
- Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
Регулятивные УУД
- Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.
- Соотносить цели и результаты своей деятельности.
- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
- Высказывать предположения на основе наблюдений.
- Соотносить цели и результаты своей деятельности.
- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Личностные результаты
- Стремиться к речевому самосовершенствованию.
- Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, ведению диалога с автором.
- Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.
- Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
№ | Тема | Основное содержание по темам | Кол-во час | Дата проведения | План | Факт |
1 | Введение | Знакомство с элективным курсом | 1 | 1 | ||
2-3 | Определение текста Тема текста. Тема, основная мысль | Устанавливать различия между набором предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы. | 2 | 2 | ||
4 | Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение). | Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца. | 1 | 1 | ||
5 | Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов | Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста | 1 | 1 | ||
6 | Контекст. Подтекст. Затекст | Знать основные понятия. | 1 | 1 | ||
7-8 | Ключевые слова | Уметь выделять в тексте ключевые слова. | 2 | 2 | ||
9-10 | Взаимодействие названия (заголовка) и текста | Работа с заголовком текста. Определять тему текста; различать широкие и узкие темы; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. | 2 | 2 | ||
11-12 | Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь) | Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений. Анализировать тексты. | 2 | 2 | ||
13-14 | Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические) | Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. | 2 | 2 | ||
15 | Смысловая и композиционная целостность текста | Работа над анализом текстов. Совершенствовать умение выразительно читать текст и делать комплексный анализ текста. Уметь аргументировать свою точку зрения. | 1 | 1 | ||
16-17 | План как вид информационной переработки текста | Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного); соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана | 2 | 2 | ||
18 | Виды информации в тексте | С чего начинается понимание текста | 1 | 1 | ||
19 | Диалог с текстом | Последовательность работы с текстом. | 1 | 1 | ||
20-21 | Учимся делать монтаж текста | Учимся делать монтаж текста. | 2 | 2 | ||
22-23 | Описание | Описание как тип речи. Композиция описания. Сопоставлять типы речи на материале предложенных текстов и опыта речевого общения. Упражняться в определении типа речи. Редактировать написанное. | 2 | 2 | ||
24-25 | Повествование | Повествование как тип речи. Рассказ как повествовательный жанр. | 2 | 2 | ||
26-27 | Рассуждение | Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения. | 2 | 2 | ||
28-30 | Тезирование текста Конспектирование текста Редактирование текста | Основные виды работы с текстом. Уметь выполнять основные виды работы с текстом. | 3 | 3 | ||
31-35 | Анализ текста | Учиться анализировать текст по плану | 5 | 5 | ||
Итого | 35 | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии по курсу 8 класса 2018/2019
Рабочая программа по географии 8 класса на 2018/2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 6 Б класс 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа элективного курса Слово о переводе для учащихся 9-х классов всех типов школ.
Задача данного курса - осветить гораздо более широкий круг вопросов общей теории и практики перевода, то есть перевода вообще, а не только в каком-нибудь одном его жанр...
Рабочая программа элективного предмета по физике 11 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа элективного предмета по физике 11 класс 2017-2018 учебный год к аттестации...