Карточки "Изобразительно-выразительные средства языка"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Материал предназначен для подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (олицетворение, перифраза, сравнение, эллипсис, эпитет):

  1. Она свежа, как вешний цвет,
    Взлелеянный в тени дубравной.
    Как тополь киевских высот,
    Она стройна. (А. Пушкин)
  2. И в глуши задремавшего бора
    Все звенят и звенят бубенцы… (Н. Рубцов)
  3. Звезда полей во мгле заледенелой,
    Остановившись, смотрит в полынью… (Н. Рубцов)
  4. По небу синему грозный Илья прокатился.
    Бросил, Громовник, стрелу – змейкой свернулась она.
    Из-за попова сарая надвинулась гулкая туча. (П. Радимов)
  5. Манящий образ женщины желанной…
    Да – помыслы, да – книги,
    Да – борьба. (В. Солоухин)
  6. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

________________________________________________________________________________________

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (градация, метонимия, перифраза, сравнение, эпитет):

  1. Руки голы выше локтя, а глаза, синей, чем лед.
    Едкий, душный запах дегтя, как загар тебе идет. (А. Ахматова)
  2. Поток, разбуженный весною,
    Катился в пене кружевной,
    И озаряемый луною
    Светился тихо край родной. (Н. Рубцов)
  3. Слезы – на лисе моей облезлой!.. (М. Цветаева)
  4. Милый, милый, смешной дуралей,
    Ну куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница? (С. Есенин)
  5. Покорно звуки в музыку сливались,
    Но постепенно стал я различать
    Подспудное и смутное броженье неясных сил,
    Их шепот, пробужденье,
    Их нарастанье, ропот, приближенье,
    Глухие их подземные толчки.
    Они уже почти землетрясенье. (В. Солоухин)
  6. О, белизна бумажного листа!
    Ни завитка, ни черточки, ни знака,
    Ни мысли и ни кляксы. Немота.
    И слепота. Нейтральная бумага. (В. Солоухин)

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (олицетворение, перифраза, риторический вопрос, сравнение, эпитет):

  1. Так иду от весны до весны я,
    Над лугами грохочет гроза,
    И смотрю я в озера земные,
    Все равно что любимой в глаза. (В. Солоухин)
  2. Он шел. Но угрюмо и грозно
    Белели снега впереди!
    Он вышел на берег морозной,
    Безжизненной, страшной реки! (Н. Рубцов)
  3. А голос был все глуше, тише,
    Жизнь угасала навсегда,
    И стало слышно, как над крышей
    Тоскливо воют провода… (Н. Рубцов)
  4. Тлен не растлил, и сила не сломала.
    И медлит та, с косою на горбе. (В. Солоухин)
  5. И если я умру, то кто же
    Мои стихи напишет вам,
    Кто стать звенящими поможет
    Еще не сказанным словам? (А. Ахматова)
  6. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко)

________________________________________________________________________________________

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (гипербола, олицетворение, словесные повторы, сравнение, эпитет):

  1. Ползут года улиткой склизкой,
    Знать, умереть придется здесь… (В. Солоухин)
  2. … И третий, кажется, автобус
    Бежит по линии шестой. (Н. Рубцов)
  3. Въезжаем в рощу золотую,
    В грибную бабушкину глушь… (Н. Рубцов)
  4. Но я ее любил,
    Как сорок тысяч братьев
    Любить не могут!
                          Гамлет! (М. Цветаева)
  5. Там, по дороге самой торной,
    На ощупь двигались бы вы.
    Лишь ветер мокрый, ветер черный
    Средь черной рыскает травы. (В. Солоухин)
  6. Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (анафора, литота, олицетворение, сравнение, эпитет):

  1. Я не слыхала звонов тех,
    Что плавали в лазури чистой.
    Семь дней звучал то медный смех,
    То плачь струился серебристый… (А. Ахматова)
  2. Все степное душа сохранит
    Подорожником к резаной ране…
    Я по жизни своей, как улитка,
    На себе эту память несла. (К. Спицина)
  3. Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную –
    Вынесет все, что господь не пошлет! (Н. Некрасов)
  4. Ольха цветет, надеется, зовет,
    Еще не зная страшного подвоха… (В. Солоухин)
  5. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Н. Некрасов)
  6. Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,
    Дворцы, сады, монастыри,
    Бухарцы, сани, огороды,
    Купцы, лачужки, мужики,
    Бульвары, башни, казаки,
    Аптеки, магазины, моды,
    Балконы, львы на воротах…(А. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (анафора, метафора, метонимия, сравнение, эллипсис):

  1. А в саду была в пруду золотая рыбка.
    И кружились под луной,
    Точно вырезные,
    Опьяненные весной,
    Бабочки ночные. (К. Бальмонт)
  2. …То ночь новогодняя
    Бьет хрусталем о хрусталь. (М. Цветаева)
  3. Губы веющего ветра
    Ищут, что поцеловать. (В. Брюсов)
  4. Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Клянусь позором преступленья
    И вечным правды торжеством. (М. Лермонтов)
  5. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский)
  6. Солнца контур старинный, золотой, огневой,
    Апельсиновый и винный
    Убежал на покой. (А. Белый)

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (метафора, метонимия, параллелизм, сравнение, эпифора):

  1. И время от ласки до ласки
    Рекой полноводной текло,
    И бремя о сказки до сказки
    Нести было не тяжело. (В. Солоухин)
  2. Давным-давно окончен бой.
    Руками всех друзей
    Положен парень в шар земной,
    Как будто в мавзолей. (С. Орлов)
  3. Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
    Старинной короной своих восходящих лучей! (Н. Рубцов)
  4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
  5. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
    «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
    Нас не было, а он сиял и будет.
    Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям)
  6. Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. Грибоедов)

________________________________________________________________________________________

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (инверсия, метафора, метонимия, риторическое обращение, сравнение):

  1. С ужасом думала я, к чему все это приведет. (А. Пушкин)
  2. Так, левой рукой упершись в талью
    И ногу выставив вперед,
    Стоишь. Глаза блистают сталью.
    Не улыбается твой рот. (М. Цветаева)
  3. О молодость, пора дерзаний! Разве мог бы я сейчас с тем же стоизмом выдержать наглых шабашников…
  4. Придут друзья – обрадуемся встрече,
    На стол поставим пушкинские свечи,
    Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас! (В. Солоухин)
  5. И с каждой буквой из моей строки
    Крапивой лезет жгучая досада… (К. Спицина)
  6. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (антитеза, метафора, риторический обращение, умолчание, эпитет):

  1. Пронизывает глуби все твой беспощадный луч
    И тянется с земли до хмурых туч. (В. Брюсов)
  2. Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь! (Н. Некрасов)
  3. Я вспоминаю, сердцем посветлев,
    Какой я был взволнованный и юный!
    И пусть стихов серебряные струны
    Продолжат свой тоскующий напев. (Н. Рубцов)
  4. Ты греми, колокольчик печальный,
    В путь-дорогу большую зови;
    Где бы ни были в плаванье дальнем,
    Мы твои, колокольчик, твои! (А. Софронов)
  5. Нет, я хотел… Быть может, вы… Я думал, что уж барону время умереть.
    (А. Пушкин)
  6. И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой непогоды,
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы… (А. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

Фамилия ___________________________                                                Класс _________

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (антитеза, олицетворение, перифраза, риторический вопрос, эпитет):

  1. Ну что ж? Моя грустная лира,
    Я тоже простой человек… (Н. Рубцов)
  2. Я не слыхала звонов тех,
    Что плавали в лазури чистой.
    Семь дней звучал то медный смех,
    То плач струился серебристый… (А. Ахматова)
  3. Старый клен на одной ноге стережет глубую Русь. (С. Есенин)
  4. Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
  5. Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин)
  6. Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...