Карточки "Изобразительно-выразительные средства языка"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Материал предназначен для подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (олицетворение, перифраза, сравнение, эллипсис, эпитет):
- Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. (А. Пушкин) - И в глуши задремавшего бора
Все звенят и звенят бубенцы… (Н. Рубцов) - Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью… (Н. Рубцов) - По небу синему грозный Илья прокатился.
Бросил, Громовник, стрелу – змейкой свернулась она.
Из-за попова сарая надвинулась гулкая туча. (П. Радимов) - Манящий образ женщины желанной…
Да – помыслы, да – книги,
Да – борьба. (В. Солоухин) - Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
________________________________________________________________________________________
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (градация, метонимия, перифраза, сравнение, эпитет):
- Руки голы выше локтя, а глаза, синей, чем лед.
Едкий, душный запах дегтя, как загар тебе идет. (А. Ахматова) - Поток, разбуженный весною,
Катился в пене кружевной,
И озаряемый луною
Светился тихо край родной. (Н. Рубцов) - Слезы – на лисе моей облезлой!.. (М. Цветаева)
- Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница? (С. Есенин) - Покорно звуки в музыку сливались,
Но постепенно стал я различать
Подспудное и смутное броженье неясных сил,
Их шепот, пробужденье,
Их нарастанье, ропот, приближенье,
Глухие их подземные толчки.
Они уже почти землетрясенье. (В. Солоухин) - О, белизна бумажного листа!
Ни завитка, ни черточки, ни знака,
Ни мысли и ни кляксы. Немота.
И слепота. Нейтральная бумага. (В. Солоухин)
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (олицетворение, перифраза, риторический вопрос, сравнение, эпитет):
- Так иду от весны до весны я,
Над лугами грохочет гроза,
И смотрю я в озера земные,
Все равно что любимой в глаза. (В. Солоухин) - Он шел. Но угрюмо и грозно
Белели снега впереди!
Он вышел на берег морозной,
Безжизненной, страшной реки! (Н. Рубцов) - А голос был все глуше, тише,
Жизнь угасала навсегда,
И стало слышно, как над крышей
Тоскливо воют провода… (Н. Рубцов) - Тлен не растлил, и сила не сломала.
И медлит та, с косою на горбе. (В. Солоухин) - И если я умру, то кто же
Мои стихи напишет вам,
Кто стать звенящими поможет
Еще не сказанным словам? (А. Ахматова) - Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко)
________________________________________________________________________________________
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (гипербола, олицетворение, словесные повторы, сравнение, эпитет):
- Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь… (В. Солоухин) - … И третий, кажется, автобус
Бежит по линии шестой. (Н. Рубцов) - Въезжаем в рощу золотую,
В грибную бабушкину глушь… (Н. Рубцов) - Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
Гамлет! (М. Цветаева) - Там, по дороге самой торной,
На ощупь двигались бы вы.
Лишь ветер мокрый, ветер черный
Средь черной рыскает травы. (В. Солоухин) - Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (анафора, литота, олицетворение, сравнение, эпитет):
- Я не слыхала звонов тех,
Что плавали в лазури чистой.
Семь дней звучал то медный смех,
То плачь струился серебристый… (А. Ахматова) - Все степное душа сохранит
Подорожником к резаной ране…
Я по жизни своей, как улитка,
На себе эту память несла. (К. Спицина) - Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет! (Н. Некрасов) - Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха… (В. Солоухин) - Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Н. Некрасов)
- Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах…(А. Пушкин)
________________________________________________________________________________________
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (анафора, метафора, метонимия, сравнение, эллипсис):
- А в саду была в пруду золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные. (К. Бальмонт) - …То ночь новогодняя
Бьет хрусталем о хрусталь. (М. Цветаева) - Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. (В. Брюсов) - Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечным правды торжеством. (М. Лермонтов) - Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский)
- Солнца контур старинный, золотой, огневой,
Апельсиновый и винный
Убежал на покой. (А. Белый)
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (метафора, метонимия, параллелизм, сравнение, эпифора):
- И время от ласки до ласки
Рекой полноводной текло,
И бремя о сказки до сказки
Нести было не тяжело. (В. Солоухин) - Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей. (С. Орлов) - Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей! (Н. Рубцов) - Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
- «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям) - Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. Грибоедов)
________________________________________________________________________________________
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (инверсия, метафора, метонимия, риторическое обращение, сравнение):
- С ужасом думала я, к чему все это приведет. (А. Пушкин)
- Так, левой рукой упершись в талью
И ногу выставив вперед,
Стоишь. Глаза блистают сталью.
Не улыбается твой рот. (М. Цветаева) - О молодость, пора дерзаний! Разве мог бы я сейчас с тем же стоизмом выдержать наглых шабашников…
- Придут друзья – обрадуемся встрече,
На стол поставим пушкинские свечи,
Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас! (В. Солоухин) - И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада… (К. Спицина) - Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (антитеза, метафора, риторический обращение, умолчание, эпитет):
- Пронизывает глуби все твой беспощадный луч
И тянется с земли до хмурых туч. (В. Брюсов) - Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н. Некрасов) - Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев. (Н. Рубцов) - Ты греми, колокольчик печальный,
В путь-дорогу большую зови;
Где бы ни были в плаванье дальнем,
Мы твои, колокольчик, твои! (А. Софронов) - Нет, я хотел… Быть может, вы… Я думал, что уж барону время умереть.
(А. Пушкин) - И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… (А. Пушкин)
________________________________________________________________________________________
Фамилия ___________________________ Класс _________
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках (антитеза, олицетворение, перифраза, риторический вопрос, эпитет):
- Ну что ж? Моя грустная лира,
Я тоже простой человек… (Н. Рубцов) - Я не слыхала звонов тех,
Что плавали в лазури чистой.
Семь дней звучал то медный смех,
То плач струился серебристый… (А. Ахматова) - Старый клен на одной ноге стережет глубую Русь. (С. Есенин)
- Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) - Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин)
- Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"
Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...
Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...
Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы
Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...