Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Рахматуллина Вера Евгеньевна

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tvor._masterskayarahmatullina_v.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                              Рахматуллина В.Е., учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе.

Мастерская творческого письма

«Ночь»

Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

Цели урока:

  1. Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте.
  2. Создание условий для написания творческой работы  с использованием эпитетов и олицетворений.

Для организации работы на уроке ученики объединены в две группы по 4 человека. Каждой группе были приготовлены комплекты карточек с текстами. Кроме того, тексы проецировались через мультимедийный проектор. На уроке использовались фрагмент мультфильма У.Диснея и аудиозапись «Ноктюрна» Ф.Шопена.

Индукция.

-Ребята, познакомьтесь с текстами на карточке № 1.

Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котёнок,

Всё скребётся о причал.

                      Н.Рубцов.

Летняя ночь.

От облачка к облачку в небе

Пробегает луна.  

                       (Хокку)

- Прочтём выразительно.

- Какой темой они объединены?  (Учащиеся  высказывают предположения.  Находят нужное  «Ночь»)

- Итак, это тема нашей мастерской. А что нам поможет в работе?

Подсказка в текстах. (Ученики приходят к выводу, что в текстах есть уже знакомые им эпитеты и олицетворения).

Разгадаем кроссворд  и определим тему нашего урока.

-Запишем тему нашего урока «Изобразительные средства языка: эпитет и олицетворение.

- Сформулируем цели нашей общей работы (групповая работа)

В результате совместных усилий формулируются цели:

  1. Уметь находить эпитеты и олицетворения;
  2. Попробовать свои силы в создании собственного текста с эпитетами и олицетворениями.

Социоконструкция. Социализация.

Объединившись в пары, вспомните и запишите на листе всё, что знаете об эпитете и олицетворении.

Взаимодействуя друг с другом, внесите поправки и дополнения  в теоретические сведения об эпитетах и олицетворениях

Афиширование.

Прочтите всё, что записали (Ребята представляют результат своей работы

Социализация.

А сейчас поработаем в группах. Найдите в текстах карточки № 1 эпитеты и олицетворения. Поразмышляйте над их точностью и выразительностью.  Попробуйте устно дорисовать созданную с их помощью картину.

Афиширование.

Ученики называют найденные ИВС, пытаются объяснить их «природу», «дорисовать» устно созданную с их помощью картину.

-Свет луны тонок, потому что он неяркий, тихий.

-Он тонкий, как стёклышко, и такой же хрупкий.

-Берег светел, потому что всё кругом красиво освещает луна.

-Море скребётся, как котёнок ночью. Слышно тихие звуки – толи шорох, толи царапанье коготков.

-Луна перебегает, потому что облака плывут по небу и время от времени закрывают луну.

-Луна на самом деле не движется, а движутся облака. Но всё равно луна живая, потому и перебегает.

-Летом ночь тёплая, весёлая. И луна перебегает, а не стоит на месте, как зимой.

«Разрыв»

Найдите эпитеты и олицетворения в карточке №2.

Ночь наступила, и луны

Блуждало блещущее диво.

Былинки были так бледны,

Так колебались боязливо.

                          В.Набоков

Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

(Н.Гоголь.)

(Ученики, знающие, что эпитеты – это художественные определения – прилагательные, затрудняются).

-Найдите слова другой части речи, позволяющие увидеть предмет или действие необычными, создать образ, картину, фантазию ( это слова:  «боязливо», «величаво», «весело»)

-Можно ли эти слова отнести к эпитетам?

Социализация.

У учёных – литературоведов на этот счёт нет общего мнения. Обсудите эту проблему в группе и вынесите решение.

Афиширование.

(В ходе совместного обсуждения ученики решают, что такие наречия можно назвать эпитетами, так как эти слова обладают главным для этого качеством – образностью)

Самоконструкция.

-Посмотрите фрагмент мультфильма У.Диснея «Фантазии. Ночь на Лысой горе».

 Придумайте словосочетания с эпитетами, олицетворениями по теме «Ночь», запишите их кластером

Афиширование.

(Ученики составляют на доске кластеры (1группа – эпитеты, 2 группа – олицетворения) и записывают ИВС: волшебная ночь, звёздный дождь, росинки проснулись, ночь зазвенела голосами и т.д.)

Самоконструкция.

-Используя увиденные, записанные, придуманные самими эпитеты и олицетворения, напишите небольшую творческую работу – мини-сочинение на одну из тем:

  1. Ночь волшебных сновидений
  2. Путешествие ночной искорки
  3. Рисунок на ночном небе
  4. Цветы и запахи ночи
  5. Луна задумалась…

(Фоном звучит запись Ф.Шопена «Ноктюрн»)

Рефлексия.

1.Синквейн.

2.Выскажитесь, как вам работалось сегодня?

   Что вызвало особый интерес?

    Какие были удачи?

    Что показалось трудным.

3.Оценки командиров групп

Карточка № 1

Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котёнок,

Всё скребётся о причал.

                      Н.Рубцов.

Летняя ночь.

От облачка к облачку в небе

Пробегает луна.  

                       (Хокку)

Карточка №2

Задание: найдите эпитеты и олицетворения.

Ночь наступила, и луны

Блуждало блещущее диво.

Былинки были так бледны,

Так колебались боязливо.

                          В.Набоков

Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

(Н.Гоголь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....


 

Комментарии

Рахматуллина Вера Евгеньевна

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколения