Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tvor._masterskayarahmatullina_v.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рахматуллина В.Е., учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе.
Мастерская творческого письма
«Ночь»
Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
Цели урока:
- Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте.
- Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений.
Для организации работы на уроке ученики объединены в две группы по 4 человека. Каждой группе были приготовлены комплекты карточек с текстами. Кроме того, тексы проецировались через мультимедийный проектор. На уроке использовались фрагмент мультфильма У.Диснея и аудиозапись «Ноктюрна» Ф.Шопена.
Индукция.
-Ребята, познакомьтесь с текстами на карточке № 1.
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребётся о причал.
Н.Рубцов.
Летняя ночь.
От облачка к облачку в небе
Пробегает луна.
(Хокку)
- Прочтём выразительно.
- Какой темой они объединены? (Учащиеся высказывают предположения. Находят нужное «Ночь»)
- Итак, это тема нашей мастерской. А что нам поможет в работе?
Подсказка в текстах. (Ученики приходят к выводу, что в текстах есть уже знакомые им эпитеты и олицетворения).
Разгадаем кроссворд и определим тему нашего урока.
-Запишем тему нашего урока «Изобразительные средства языка: эпитет и олицетворение.
- Сформулируем цели нашей общей работы (групповая работа)
В результате совместных усилий формулируются цели:
- Уметь находить эпитеты и олицетворения;
- Попробовать свои силы в создании собственного текста с эпитетами и олицетворениями.
Социоконструкция. Социализация.
Объединившись в пары, вспомните и запишите на листе всё, что знаете об эпитете и олицетворении.
Взаимодействуя друг с другом, внесите поправки и дополнения в теоретические сведения об эпитетах и олицетворениях
Афиширование.
Прочтите всё, что записали (Ребята представляют результат своей работы
Социализация.
А сейчас поработаем в группах. Найдите в текстах карточки № 1 эпитеты и олицетворения. Поразмышляйте над их точностью и выразительностью. Попробуйте устно дорисовать созданную с их помощью картину.
Афиширование.
Ученики называют найденные ИВС, пытаются объяснить их «природу», «дорисовать» устно созданную с их помощью картину.
-Свет луны тонок, потому что он неяркий, тихий.
-Он тонкий, как стёклышко, и такой же хрупкий.
-Берег светел, потому что всё кругом красиво освещает луна.
-Море скребётся, как котёнок ночью. Слышно тихие звуки – толи шорох, толи царапанье коготков.
-Луна перебегает, потому что облака плывут по небу и время от времени закрывают луну.
-Луна на самом деле не движется, а движутся облака. Но всё равно луна живая, потому и перебегает.
-Летом ночь тёплая, весёлая. И луна перебегает, а не стоит на месте, как зимой.
«Разрыв»
Найдите эпитеты и олицетворения в карточке №2.
Ночь наступила, и луны
Блуждало блещущее диво.
Былинки были так бледны,
Так колебались боязливо.
В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
(Н.Гоголь.)
(Ученики, знающие, что эпитеты – это художественные определения – прилагательные, затрудняются).
-Найдите слова другой части речи, позволяющие увидеть предмет или действие необычными, создать образ, картину, фантазию ( это слова: «боязливо», «величаво», «весело»)
-Можно ли эти слова отнести к эпитетам?
Социализация.
У учёных – литературоведов на этот счёт нет общего мнения. Обсудите эту проблему в группе и вынесите решение.
Афиширование.
(В ходе совместного обсуждения ученики решают, что такие наречия можно назвать эпитетами, так как эти слова обладают главным для этого качеством – образностью)
Самоконструкция.
-Посмотрите фрагмент мультфильма У.Диснея «Фантазии. Ночь на Лысой горе».
Придумайте словосочетания с эпитетами, олицетворениями по теме «Ночь», запишите их кластером
Афиширование.
(Ученики составляют на доске кластеры (1группа – эпитеты, 2 группа – олицетворения) и записывают ИВС: волшебная ночь, звёздный дождь, росинки проснулись, ночь зазвенела голосами и т.д.)
Самоконструкция.
-Используя увиденные, записанные, придуманные самими эпитеты и олицетворения, напишите небольшую творческую работу – мини-сочинение на одну из тем:
- Ночь волшебных сновидений
- Путешествие ночной искорки
- Рисунок на ночном небе
- Цветы и запахи ночи
- Луна задумалась…
(Фоном звучит запись Ф.Шопена «Ноктюрн»)
Рефлексия.
1.Синквейн.
2.Выскажитесь, как вам работалось сегодня?
Что вызвало особый интерес?
Какие были удачи?
Что показалось трудным.
3.Оценки командиров групп
Карточка № 1
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребётся о причал.
Н.Рубцов.
Летняя ночь.
От облачка к облачку в небе
Пробегает луна.
(Хокку)
Карточка №2
Задание: найдите эпитеты и олицетворения.
Ночь наступила, и луны
Блуждало блещущее диво.
Былинки были так бледны,
Так колебались боязливо.
В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
(Н.Гоголь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...
Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»
В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".
Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"
Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...
Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"
Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....
Методический семинар "Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы в 5- 9 классах как средства развития творческого потенциала учащихся"
Конкурсное задание "Методический семинар" Конкурс "Учитель года Сочи-2015"...
Комментарии
Урок соответствует