Рабочая программа по русскому языку (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (5 класс) на 187 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык (5 класс) | 458.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Сорокина Н.В./ «__»___________2018 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Марченкова Г.А./ «____»____________2018 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
в 5 классе
Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения[1], Примерной программы по русскому языку для основных школ[2] и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)[3].
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014 и обеспечена переработанным в соответствии с требованиями ФГОС УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе в объеме 187 ч (5,5 часов в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
К концу 5 класса обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
• доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
• правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
• выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами
в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
• объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
• различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
• находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по за данным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Содержание тем учебного курса
Язык – важнейшее средство общения.
Повторение изученного в начальных классах.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ъ на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2-го и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -тъся; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и не восклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв в, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о я а в корнях -лож-/-лаг-, -рос-/-раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься)). Правописание -тъся и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Макси-мальная нагрузка обучаю-щегося, ч. | Из них | ||
Теорети-ческое обучение, ч. | Развитие речи, ч. | Контроль-ная работа, ч. | |||
1 | Язык – важнейшее средство общения | 3 | 2 | 1 | |
2 | Повторение изученного в начальных классах | 24 | 19 | 3 | 2 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 36 | 27 | 7 | 2 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 20 | 13 | 6 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи | 10 | 8 | 1 | 1 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 24 | 19 | 4 | 1 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 62 | 45 | 12 | 5 |
Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 1 | |||
Имя существительное | 23 | 17 | 4 | 2 | |
Имя прилагательное | 12 | 7 | 4 | 1 | |
Глагол | 26 | 20 | 4 | 2 | |
8 | Повторение и систематизация изученного | 8 | 6 | 1 | 1 |
Итого | 187 | 139 | 35 | 13 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть | |||||
Язык – важнейшее средство общения (2 + 1 ч) | |||||
1 | Язык и человек. Язык и речь | 1 | §1. Упр.3 | ||
2 | Язык и его единицы | 1 | §6. Упр.24 | ||
3 | Р/р. Стили речи | 1 | §5. Упр.17. | ||
Повторение изученного в начальных классах (21 + 3 ч) | |||||
4 | Орфограмма. Части слова | 1 | §7. Упр.28. | ||
5 | Безударные проверяемые гласные в корне слова | 1 | §8. Упр.33. | ||
6 | Безударные непроверяемые гласные в корне слова | 1 | §8. Упр.38. | ||
7 | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова | 1 | §9. Упр.43. | ||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | §10. Упр.49. | ||
9 | Гласные и, у, а после шипящих | 1 | §11. Упр.53. | ||
10 | Разделительные ъ и ъ | 1 | §12. Упр.58. | ||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | §13. Упр.64. | ||
12 | Входной контроль | 1 | |||
13 | Анализ входного контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
14 | Р/р. Обучающее изложение «Хитрый заяц» | 1 | §14. Упр.70 | ||
15 | Части речи. (Самостоятельные и служебные части речи.) | 1 | §15. Упр.73 | ||
16 | Глагол. -Тся и -ться в глаголах. | 1 | §16-17. Упр.85 | ||
17 | Спряжение глагола, личные окончания глаголов | 1 | §19. Упр.89 | ||
18 | Не с глаголами | 1 | §19. Упр.92 | ||
19 | Имя существительное | 1 | §20. Упр.100 | ||
20 | Имя прилагательное | 1 | §21. Упр.104 | ||
21 | Р/р. Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов. «Летом») | 1 | Упр.109 | ||
22 | Местоимение | 1 | §22. Упр.114 | ||
23 | Наречия | 1 | Упр.77 | ||
24 | Р/р. Текст. Основная мысль текста | 1 | §14, 23. Упр.69 | ||
25 | Служебные части речи. Предлоги и союзы | 1 | Конспект лекции. Упр.63. | ||
26 | Контрольный диктант | 1 | |||
27 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 + 7 ч) | |||||
28 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. | 1 | §24-25. Упр.123 | ||
29 | Типы словосочетаний | 1 | §26. Упр.134 | ||
30 | Разбор словосочетания | 1 | §27. Упр.140 | ||
31 | Предложение | 1 | §28. Упр.143 | ||
32-33 | Р/р. Сжатое изложение | 2 | Упр. 144 | ||
34 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | §29. Упр.147 | ||
35 | Восклицательные предложения | 1 | §30. Упр.155 | ||
36 | Р/р. Сочинение на свободную тему | 1 | Упр. 157 | ||
37 | Члены предложения. Грамматическая основа. Подлежащее | 1 | §31-32. Упр.162 | ||
38 | Сказуемое. Способы выражения сказуемого | 1 | §33. Упр.166 | ||
39 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | §34. Упр.172 | ||
40 | Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | §35-36. Упр.175 | ||
41 | Дополнение | 1 | §37. Упр.182 | ||
42 | Определение | 1 | §38. Упр.186 | ||
43 | Обстоятельство | 1 | §39. Упр.197, 198 | ||
44 | Предложения с однородными членами | 1 | §40. Упр.200 | ||
45 | Знаки препинания в предложениях с одно-родными членами | 1 | §41. Упр.207 | ||
46 | Обобщающие слова при однородных чле-нах | 1 | §41. Упр.211 | ||
47 | Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением | 1 | §42. Упр.216 | ||
48 | Р/р. Письмо | 1 | §43. Упр.225 | ||
49 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | §44. Упр.228 | ||
50 | Р/р. Текст: заголовок, основная мысль текста | 1 | Сочинение | ||
51 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | §45. Упр.231 | ||
52 | Контрольный диктант | 1 | |||
53 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
54 | Простые и сложные предложения | 1 | §46. Упр.240 | ||
II четверть | |||||
55 | Синтаксический разбор сложного предложения | §47. Упр.242 | |||
56-57 | Р/р. Основная мысль в сочинении по картине (Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки») | 2 | Упр.229 | ||
58 | Прямая речь | 1 | §48. Упр.248 | ||
59 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | §48. Упр.249 | ||
60 | Диалог | 1 | §49. Упр.253 | ||
61 | Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Стр.119. Упр.258, 259 | ||
62 | Контрольный диктант | 1 | |||
63 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 + 6 ч) | |||||
64 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | §50-51. Упр.265 | ||
65 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 1 | §52,54. Упр.280 | ||
66 | Позиционные чередования гласных | 1 | §53. Упр.274, 176 | ||
67 | Позиционные чередования согласных | 1 | §53. Упр.275 | ||
68-69 | Р/р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка») | 2 | §55. Упр.283 | ||
70 | Согласные звонкие и глухие | 1 | §56. Упр.285 | ||
71 | Графика | 1 | §57. Упр.288 | ||
72 | Алфавит | 1 | §58. Упр.297 | ||
73-74 | Р/р. Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания | 2 | §59. Упр.302 | ||
75 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 1 | §60. Упр.306 | ||
76 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | §61. Упр.312 | ||
77 | Орфоэпия | 1 | §62. Упр.319 | ||
78 | Фонетический разбор слова | 1 | §63. Упр.320 | ||
79 | Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 | Упр.322, подго-товиться к диктанту | ||
80 | Контрольный диктант | 1 | |||
81 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
82-83 | Р/р. Описание предметов, изображенных на картине (И. И. Машков. «Натюрморт с маками и васильками») | 2 | Упр.323 | ||
Лексика. Культура речи (9 + 1 ч) | |||||
84 | Слово и его лексическое значение | 1 | §64. Упр.328 | ||
85 | Однозначные и многозначные слова | 1 | §65. Упр.339 | ||
86 | Прямое и переносное значение слов | 1 | §66. Упр.348 | ||
87 | Омонимы | 1 | §67. Упр.357 | ||
88 | Синонимы | 1 | §68. Упр.366 | ||
89 | Роль синонимов в речи | 1 | §68. Упр.367 | ||
90 | Р/р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Упр.368 | ||
91 | Антонимы | 1 | §69. Упр.372 | ||
92 | Контрольный диктант за I полугодие | 1 | |||
93 | Анализ контрольного диктанта за I полугодие | 1 | Работа над ошибками | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 + 4 ч) | |||||
94 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | §70-71. Упр.378 | ||
95 | Окончание и основа слова | 1 | §72-73. Упр.389 | ||
96 | Р/р. Подготовка к сочинению «Памятная прогулка» (рыбалка, поездка) | 1 | Сочинение по личным впечатлениям (упр.157 (I часть), 390 (II часть)) | ||
III четверть | |||||
97-98 | Корень слова. Однокоренные слова | 2 | §74. Упр.393, 396 | ||
99 | Р/р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе») | 1 | §75. Упр.397 | ||
100 | Суффикс - значимая часть слова | 1 | §76. Упр.411, 413 | ||
101 | Приставки. Их словообразующая роль | 1 | §77. Упр.418 | ||
102 | Р/р. Выборочное изложение текста с изменением лица | 1 | Упр.420 | ||
103 | Чередование звуков | 1 | §78. Упр.427 | ||
104 | Беглые гласные | 1 | §79. Упр.428 | ||
105 | Варианты морфем | 1 | §80. Упр.431 | ||
106 | Морфемный разбор слова | 1 | §81. Упр.432 | ||
107 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | §82. Упр.436 | ||
108 | Буквы з-с на конце приставок | 1 | §83. Упр.440, 443 | ||
109 | Буквы о-а в корнях -лаг-, -лож- | 1 | §84. Упр.447, 448 | ||
110-111 | Буквы о-а в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)- | 2 | §85. Упр.455, 453 | ||
112 | Буквы ё-о после шипящих в корне слова | 1 | §86. Упр.459 | ||
113 | Буквы ы-и после ц | 1 | §87. Упр.464 | ||
114 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография» | 1 | Упр.466, 469 | ||
115 | Контрольный диктант | 1 | |||
116 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
117 | Р/р. Сочинение-описание изображен-ного на картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине») | 1 | Упр.470 | ||
Морфология. Орфография. Культура речи (50 + 12 ч) | |||||
118 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Знать конспект лекции | ||
Имя существительное (19 + 4 ч) | |||||
119 | Имя существительное как часть речи | 1 | §88. Упр.480 | ||
120 | Р/р. Доказательство в рассуждении | 1 | §89. Упр.483 | ||
121 | Имена существитель-ные одушевленные и неодушевленные | 1 | §90. Упр.486 | ||
122 | Имена существитель-ные собственные и нарицательные | 1 | §91. Упр.497 | ||
123 | Большая буква в именах собственных | 1 | §91. Упр.501 | ||
124 | Р/р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.А. Пермяк. «Перо и чернильница») | 1 | Упр.513 | ||
125 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | §100. Упр.562 | ||
126 | Род имен существительных | 1 | §92. Упр.507 | ||
127 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | §93. Упр.509 | ||
128 | Имена существитель-ные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | §94. Упр.517 | ||
129 | Три склонения имен существительных | 1 | §95. Упр.519 | ||
130 | Падеж имен существительных | 1 | §96. Упр.530 | ||
131-132 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 | §97. Упр.535, 541 | ||
133 | Контрольный диктант | 1 | |||
134 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
135 | Р/р. Изложение с изменением лица | 1 | Упр. 547 | ||
136 | Множественное число имен существительных | 1 | §98. Упр.554, 555 | ||
137 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | §99. Упр.559 | ||
138 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | 1 | Упр.561 | ||
139 | Контрольный тест | 1 | |||
140 | Анализ контрольного теста | 1 | Работа над ошибками | ||
141 | Р/р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье») | 1 | Упр.563 | ||
Имя прилагательное (8 + 4 ч) | |||||
142 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | §101. Упр.570, 571 | ||
143 | Падежные окончания прилагательных | 1 | §102. Упр.575, 578 | ||
144 | Р/р. Описание жи- вотного. Изложение | 1 | §103. Упр. 585 (А. И. Куприн. «Ю-ю») | ||
145 | Прилагательные полные и краткие | 1 | §104. Упр. 590 | ||
146 | Правописание кратких прилагательных | 1 | §104. Упр. 596 | ||
147 | Р/р. Описание жи- вотного на основе изображенного. Сочинение по картине | 1 | Упр.598 | ||
IV четверть | |||||
148 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | §105. Упр. 599 | ||
149 | Р/р. Рассказ | 1 | §108. Упр. 618, 619 | ||
150 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | Подготовиться к диктанту | ||
151 | Контрольный диктант | 1 | |||
152 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
153 | Р/р. Сочинение «Мое любимое животное» | 1 | Упр. 587 | ||
Глагол (22 + 4 ч) | |||||
154 | Глагол как часть речи | 1 | §106. Упр.607 | ||
155 | Не с глаголами | 1 | §107. Упр.614 | ||
156 | Неопределенная форма глагола | 1 | §109. Упр.625, 626 | ||
157 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | §110. Упр.632, 634 | ||
158 | Виды глагола | 1 | §111. Упр.641, 642 | ||
159-160 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 2 | §112. Упр.647, 649 | ||
161 | Р/р. Невыдуманный рассказ о себе. Сочинение «Как я испугался» | 1 | §113. Упр.600, 652 | ||
162 | Контрольный диктант | 1 | |||
163 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
164 | Время глагола | 1 | §114. Упр.654. | ||
165 | Прошедшее время | 1 | §115. Упр.656. | ||
166 | Настоящее время | 1 | §116. Упр.659. | ||
167 | Будущее время | 1 | §117. Упр.665 | ||
168 | Спряжение глаголов | 1 | §118. Упр.668. | ||
169 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | §119. Упр.671. | ||
170 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | §119. Упр.679, 680. | ||
171 | Морфологический разбор глагола | 1 | §120. Упр.687 | ||
172 | Р/р. Сжатое изложение с изменением формы лица | 1 | Упр. 688 | ||
173 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | §121. Упр.691, 692 | ||
174 | Употребление времен | 1 | §122. Упр.694, 695 | ||
175 | Р/р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании | 1 | Упр.696, 697. | ||
176 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 | Упр.700, 702. | ||
177 | Контрольный диктант | 1 | |||
178 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||
179 | Р/р. Сочинение-рассказ по рисунку | 1 | Упр.701. | ||
Повторение и систематизация изученного (7 + 1 ч) | |||||
180 | Разделы науки о языке | 1 | §123. Упр.709, 715. | ||
181 | Р/р. Сочинение на одну из тем по выбору | 1 | Упр.717 | ||
182 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | §124. Упр.720 | ||
183 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | §125. Упр.723 | ||
184 | Употребление букв ъ и ь. Раздельные написания | 1 | §126. Упр.726 | ||
185 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | 1 | §127. Упр.731 | ||
186 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |||
187 | Анализ контрольного диктанта. Итоговый урок | 1 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2012.
- Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : в 2 ч. / Т. А. Ладыженская [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2013.
- Ладыженская, Т. А. Обучение русскому языку в 5 классе [Текст] : метод, рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская [и др.]. - М. : Просвещение, 2012.
- Ладыженская, Т. А. Обучение русскому языку в 5 классе [Электронный ресурс] / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - Режим доступа:
http://www. prosv.ru/ebooks/ladizenskaya_russkii_5/03. htm
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
- Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 классе [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012.
- Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы [Текст] : книга для учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012.
- Сайтанова, Н. И. Русский язык. Тестовые упражнения. 5-6 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Сайтанова. - М. : Просвещение, 2012.
- Соловьева, Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012.
- Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс [Текст] / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2013.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
- репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
- программа «Домашний репетитор»;
- орфотренажер «Грамотей».
Образовательные электронные ресурсы:
Серия учебных компьютерных программ «1С: Репетитор» по русскому языку, контрольно-диагностические системы серии «Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии» и др. - Режим доступа: http://repetitor.lc.ru
Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала; словари он-лайн; ответы на вопросы в справочном бюро; официальные документы, связанные с языковой политикой; статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. - Режим доступа: http://www.gramota.ru
Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка; помощь школьникам и абитуриентам; деловые бумаги - правила оформления; консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. - Режим доступа: http://www.gramma.ru
Российский образовательный портал. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Газета «Первое сентября». - Режим доступа : http://www.lseptember.ru/ru
Все образование Интернета. - Режим доступа : http://all.edu.ru
Изложения для 5-11 классов. - Режим доступа :
claw.ru>lnews/izlozheniya/izlozheniya.. .dlya-5...
Контрольные работы, диктанты 5-11 кл. - Режим доступа: http://lib.repetitors.eu.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).
4. Экран на штативе или навесной.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
[1] ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008. URL:http://standart.edu.ru
[2] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
[3] Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2011. – 111 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...