Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Беспалова Мария Ивановна

Занятие элективного курса по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: РОДНОЙ ЯЗЫК ЕСТЬ НЕИСТОЩИМАЯ

СОКРОВИЩНИЦА ВСЕГО ДУХОВНОГО БЫТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (Ф. И. БУСЛАЕВ)

Цели: познакомить ребят с целью и задачами курса; на основе практической работы со словом «грамота» закрепить знания, полученные на уроке, по предложенной теме.

Методические приемы: слово учителя, работа со словарями, составление словарной статьи, практическая работа с использованием стилизации языка.

Ключевые слова и выражения: речь, речение, путь, дорога, правый, грамота.

Ход занятия

На доске записаны темы занятий и эпиграфы:

  • «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»;
  • «Грамоте учиться - всегда пригодится».

I. Вступительное слово учителя.

О чем элективный курс «Родной язык в реке времени?»

У каждого из вас может возникнуть вопрос: так ли уж необходимо в школе обращать внимание на историю языка?

Ответ на него зависит от вашего взгляда на роль и место языка в жизни человека, так как язык - средство социализации человека.

«Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись; без знания родного языка... обойтись нельзя: это знание - свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности» (И. И. Срезневский).

Другими словами, молодой человек, получающий среднее образование, должен владеть языком как средством общения, а для лучшего владения иметь некоторое представление о феномене языка, его месте в окружающей действительности.

Мы всегда должны помнить, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» (К. Д. Ушинский). Мы должны с вами осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить свои познания в этой области, увидеть закономерности в развитии языка.

Собираясь в дорогу, прежде всего нужно избрать правильный путь. Правильный... правый... До XV века русские люди, произнося слово правый, имели в виду не то, что справа от них, а то, что правильно, справедливо, честно. А для того, что находится справа, у них было слово десный, от которого происходит употреблявшееся еще Пушкиным десница «правая рука» (помните - Руслан «в деснице держит меч победный»?).

Почему исчезло слово десный'? Когда оно исчезло? Где исчезло раньше, в какой области Русской земли? В литературном языке или в устной речи? Почему на смену этому слову пришло слово правый?

На все такие вопросы отвечает специальная научная дисциплина - история русского языка. История русского языка подробно объяснит вам все обстоятельства изменения слов, звуков, предложений. Она скажет, например, что в глубокой древности слово левый не обозначало направления («в сторону левой руки»; «там, где сердце»), но имело целый ряд других значений -«кривой, ложный, нечестный».

Сказка недаром сохранила указание: «Налево пойдешь -смерть найдешь». Левая сторона в сказке - сторона злой силы, левый царь - недобрый царь, левая часть - подземное царство. Слово левый сменило в XI веке более раннее слово шуий (отсюда и шуйца - «левая рука»), у которого было одно значение «левосторонний». Вытеснив это слово, левый сохранило и прежние значения. Оно стало обозначать и «левый», и «кривой», и «ложный».

Десный же по-прежнему обозначало только направление «правосторонний», так как значения «прямой», «справедливый)

все еще были связаны со словом правый. Возник конфликт между четырьмя словами {левый — правый — гиуий — десный) и шестью основными значениями этих слов («левый» - «правый», «кривой» - «прямой», «ложный» - «справедливый»). Возник давно: самое раннее известное нам употребление слова правый в значении «правосторонний» относится еще к 1096 году (в летописи). Однако это значение очень долго передавалось и словом десный.

Только к середине XV века (сначала в Ростово-Суздальской Руси, а затем и в Новгороде) правый окончательно вытесняет слово десный, которое постепенно ушло из языка как лучшее. Слово десный не сумело впитать в себя всех значений, которые необходимы были ему в новых условиях, чтобы по-прежнему четко противостоять слову левый.

Есть одна сложность в нашем предмете. Не все детали изменения языка можно описать одинаково достоверно: одно мы знаем лучше, другое - похуже, а третье нам и вовсе неизвестно. На нескольких примерах из родного для нас русского языка мы рассмотрим те принципы языкового развития, которые являются всеобщими.

Внутренние закономерности развития языка - это вот и будет тот правильный путь, который мы с вами избираем.

Правильный путь... А может быть, правильную дорогу! Не знаю, чувствуете ли вы разницу между этими сочетаниями... Попробуем их немножко видоизменить: правильный путь - правый путь, правильная дорога - правая дорога. Или так: верный путь - верная дорога.

Не все сочетания кажутся привычными; одни из них «режут слух», а другие попросту не совпадают с остальными по значению. Правый путь - это «справедливый путь», а правая дорога -это «дорога, поворачивающая направо». В первом сочетании сохранилось древнее, исконное значение слова правый, а во втором - новое, то самое, которое в русском языке окончательно закрепилось только в XV веке. Одно и то же слово в разных сочетаниях выявляет различные свои значения. Впоследствии мы не раз убедимся в этом.

II.        Работа класса со словарями.

-        В толковом, этимологическом словарях отыщите слово «грамота». Обратите внимание на происхождение, его лексическое значение, на употребление этого слова в речи.

III.        Словарная статья.

-        Составьте словарную статью к этому слову.

Грамота (от греческого grammata — чтение и письмо, формы множественного числа от gramma - буква, запись) - это умение читать и писать.

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.

IV.        Практическая работа.

Она может проходить в группах. I группа.

-        Прочитайте отрывок из стихотворения «Эпистола о русском языке» А. П. Сумарокова, написанного в 1747 году. Объясните выделенные слова и словосочетания.

Письмо, что грамоткой простой народ зовет,

С отсутствующими обычну речь ведет:

 Быть должно без затей и кратко сочиненно,

Как просто говорим, так просто изъясненно.

Но кто не научен исправно говорить,

                  Тому не без труда и грамотку сложить.

В каком значении употреблено слово грамота!

  • Что означает слово эпистола!

  1. Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А. С. Пушкин.)
  2. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А. С. Пушкин.)
  3. После окончания начальной школы сестре вручили похвальную грамоту.

-        Определите значения выделенных фразеологизмов.

1. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов.) 2. Народ восстал. Нет у него больше сил терпеть. Не хочет. Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой. (А. Степанов.)

Для справок: китайская грамота - нечто недоступное пониманию; филькина грамота - недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

-        Прочитайте, объясните выделенные словосочетания.
Когда говорят
грамотный человек, то всем понятно, что речь

идет о человеке, умеющем читать и писать. Но как понять грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик!

(Грамотный инженер - обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области; грамотное сочинение -не содержащее грамматических и стилистических ошибок; грамотный чертеж: - выполненный со знанием дела; грамотный ученик - умеющий грамматически правильно писать и говорить.)

-        Объясните выделенные слова и словосочетания.

1. Невольно хвастаясь своей грамотностью, я читал бойко, а по грамматике разобрал целое предложение, не ожидая вопросов. (Ф. Гладков.) 2. Вижу, парень неглупый, должно быть, гра мотный - говорит бойко (А. Ф. Писемский.) 3. Мне кажется, ему нужен технически грамотный помощник. (В. Ажаев.)

II        группа.

  • Прочитайте пословицы, ответьте на вопросы словами пословиц:
  • Для чего нужна человеку грамота?
  • Чем «сильна» грамота?
  • Какой совет дают пословицы?

1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 2. Грамота не злом, а правдой сильна. 3. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. 4. Век живи - век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

III        группа.

Работа с текстом «Поучения Владимира Мономаха» (один экземпляр текста заранее кладется на каждую парту).

-        Прочитайте «Поучения» Владимира Мономаха. Обратите внимание на то, к кому и как он обращается с речью. Соблюдая стиль древнего литературного памятника, напишите слово благодарности древним русичам. Используйте слово грамотка в I
том же значения, что и в поучении.

Корректировка написанного (лучшее поучение оформить на листе А4 для страницы устного журнала).

Вывод на основании полученных знаний на уроке (с использованием ключевых слов и выражений).

Домашнее задание:

  1. подумайте над вопросом «Почему русский язык стал национальным языком  великого русского народа?»;
  2. подготовить сообщения: I группа - «Общеиндоевропейский язык - основа»; II группа - «Праславянский язык»; III групп- [ па - «Возникновение общевосточнославянского (или древнерус-ского языка)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной досуговой деятельности

Духовно-нравственное воспитание  юного поколения в первую очередь осуществляется  через любовь и уважение к родному языку....

Родной язык для умственного и духовного развития школьника

Знание родного языка как средства выражения мысли, отражает внутренний мир человека, тип мышления, его патриотизм....

Внеклассное мероприятия по русскому языку "Что ближе есть родного языка"

Внеклассное мероприятие  по русскому языку, цель которого: воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи....

Праздничный концерт ко Дню Матери - "Мама - Ангел мой родной" для детей и мам всего детского сада

Праздничный концерт собирает мам и детей всего детского сада. Дети поют песни, дарят танцы, стихи и сценки для мам....

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н

Планирование составлено в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с и...

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...