Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»
план-конспект урока (5 класс)
На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный метод)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._rod_rus_yazyk_istoriya_v_slove.docx | 868.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Жукова В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты
Урок русского родного языка в 5 классе
«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»
Ф.И.О. | Жукова В.В. |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский родной язык |
Класс | 5 |
Тема урока | История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. |
Тип урока | Комбинированный |
Образовательные ресурсы | culture.ru istmira.com |
Оборудование | Мультимедийное оборудование. Планшеты с выходом в сеть Интернет Задания для обучающихся Листы самооценки |
Базовый учебник | О.М. Александрова «Русский родной язык» |
Цель урока | 1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; обратить внимание на назначение каждого предмета; 2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов. 4) Воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины через слово. |
Задачи урока | направленные на достижение предметных результатов: - создать условия для активизации использования изученных ранее тем. - расширять понятийную базу; - обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта» направленные на достижение личностных результатов: - актуализировать жизненный опыт учащихся; - формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам; - развивать представление о жизни и быте крестьян; направленные на достижение метапредметных результатов: - создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач; - развивать коммуникативные навыки при работе в группах; - развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать. |
Планируемые результаты | Освоение предметных знаний (базовые понятия) Расширить знания об убранстве крестьянской избы и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека. Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: -обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы; - уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, обращая особое внимание на меткость слова в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок); управлять поведением одноклассников; владеть монологической и диалогической речью. Личностные: - развитие мотивации учебной деятельности; - развитие критического и творческого мышления; - развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; - осознание степени своего освоения материала; - формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе. |
Методы и формы обучения | Деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная; проблемный метод. |
Оформление доски
Чтобы победить народ, нужно лишить его героев, его памяти, его святынь. А потом с этим народом можно делать все, что угодно. Им легко тогда управлять, погонять, грабить- он будет безмолвствовать.
Н.В. Гоголь
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы с вами находимся в музее с богатой историей и уникальными экспонатами. Это экспозиция, воссоздающая быт русской избы второй половины девятнадцатого века. Перед вами красивая старинная вещь. Раньше каждая женщина умела пользоваться прялкой. Я сейчас приглашаю каждого из вас привязать на нее цветную ленточку и сказать для всех добрые слова.
Я тоже всем сегодня желаю быть яркими, уверенными, жизнерадостными, как эти пестрые летящие ленточки!
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель.
-Как вы думаете, почему наш урок проходит в экспозиции русской избы? (ответы детей)
3. Выявление места и причины затруднения.
Оглядитесь вокруг, обратите внимание на окружающие вас экспонаты. Нам интересно, как раньше было устроено жилище наших предков, какими орудиями труда они пользовались, что и в чем готовили.
- Что вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)
Эти предметы крестьянского труда и быта находились в обыденном обиходе русского крестьянина и с ранних лет хорошо были известны каждому ребёнку. А вы можете сейчас правильно назвать предметы быта и рассказать об их назначении? (ответы детей)
-По какой причине затрудняетесь дать ответ?
-Хотите узнать историю слова?
-Итак, о чем мы будем сегодня говорить?
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»
Учитель: Запишите тему урока
- На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)
Учитель: Предположите, каковы цели урока?
Учитель: Сегодня мы попробуем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Рассмотрим подробнее предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.
Учитель: Прочитайте слова, взятые эпиграфом к уроку.
- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «хранить память и святыни»? Докажите свою точку зрения.
(Ответы детей)
Учитель: Наше время-время цифровых технологий. Мы все меньше и меньше обращаемся к истории, опыту наших предков, поэтому сейчас остро стоит проблема приобщения к истокам русской народной культуры. Многие из нас не знают, как жили раньше русские люди, чем пользовались в быту? Отвечая на эти вопросы, мы сохраним ниточку, которая связывает нас между прошлым и настоящим.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
1)Работа с текстом
Учитель: Прочитайте текст. (Текст распечатан для каждого).
-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль? Выпишите слова, которые называют предметы быта.
Ах, какой это был дом! Одних только жилых помещений в нем было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. А кроме них были ешё сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь сажень семь в длину -да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами.
А я вошел в пустую избу, постоял неприкаянно под порогом и пошел на поветь.
С поветью меня познакомил Максим и помню, я просто ахнул, когда увидел то, что там было. Целый крестьянский музей!
Рогатое молотило, кросна – домашний ткацкий станок, веретенница, расписные прялки-мезехи (с Мезени), трепала, всевозможные коробья и корзины, плетеные из сосновой драни, и из бересты и корня, берестяные хлебницы, туеса, деревянные некрашеные чашки, с какими раньше ездили в лес и на дальние сенокосы, светильник для лучины, солонки-уточки и ещё много-много всякой другой посуды, утвари и орудий труда, сваленных в одну кучу, как ненужный хлам.
-Оцените свою работу.
2) Работа с интернет- ресурсами и текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.
Возьмите в руки планшеты. Обратимся к сайту «Толкового словаря живого великорусского языка». dal.slovaronline.com
Что нового вы узнали о слове «изба»?
- Какие значения слова изба отмечены в словаре?(вопрос 1 стр.36)
-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?(вопрос 2 стр.37)
Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? (вопрос 3 стр.37)
3) Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари(т. е. « предметов, необходимых человеку в его обиходе»- В.И. Даль.)
Давайте посмотрим, какие предметы народного быта нас окружают? Какие предметы упоминаются в тексте, прочитанном ранее?
Так как многие из слов вам еще не знакомы, предлагаю сыграть в «Историческое лото». В одном из конвертов – картинки, изображающие утварь. В другом конверте - описания.
- Веретенница (веретено)- простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою.
- Прялка - Приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.
- Туес - бурак, бурачок, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.
- Лучина - драночка, щепань; она идет на растопку и на свет, для чего вставляется в светец;
- Кросна - Ручной ткацкий станок (обычно с уже начатой на нем работой)
- Сундук - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.
- Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки.
- Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки.
- Кадушка- ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных
клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами.
Физкультминутка.
Учитель: Предлагаю устроить небольшой перерыв и поиграть в русскую народную игру « Золотые ворота»
Два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданиями.
1 группа- « Кулинарный поединок».(Подпишите название блюда под каждой картинкой)
2 группа-Разгадывание загадок по теме «Крестьянская утварь»
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает.
(ухват)
Несут свинью к овину,
на обоих концах по рылу.
(корыто)
Шуба нова,
на подоле дыра
(кадка)
Чёрный конь
прыгает в огонь.
(кочерга)
Дыр много,
а вылезть некуда.
(решето)
Сверху дыра
и снизу дыра,
а в середине -
огонь да вода.
(самовар)
Стоит на полу ларец большой.
Обит железом, на нем замок навесной.(сундук)
Сама в избе, а хвост- наружу.
Его я грею только в стужу,
А вместе с ним и всю семью, но круглый год семью кормлю.
(печь)
Сутуленький,
Маленький,
Горбатенький
По полю свищет,
А домой прибежит —
Всю зиму пролежит.
(Серп)
- Выступление групп. Оценивание своей работы в группе.
Игра «Четвертое лишнее»
Перед вами карточки с рядами слов. Нужно исключить лишнее.
Блины, уха, каша, щи, ухват.
Кочерга, серп, прялка, лучина, книга.
Бабий кут, коник, печной угол, калач.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в парах.
- упр.35 с.38. Прочитайте устойчивые выражения. С какими предметами и явлениями русского быта они связаны? Прокомментируйте смысл этих выражений. Обсудите с соседом предложенные вам фразеологизмы.
Дым коромыслом; ни кола, ни двора; в бирюльки играть; от доски до доски; не всякое лыко в строку; не лыком шиты; не мытьем, так катаньем.
- Не забывайте оценивать свою работу.
8. Рефлексия.
Подведем итоги.
Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали?
- Что было трудно для вас?
-Что было самым интересным?
Учитель: Наш урок в музее закончен. Мы с вами говорили о традициях, культуре, быте русского народа. Очень важно хранить историческую память, чтить и уважать традиции наших предков.
Одолевая жизни зло,
Мы чуем с предками родство.
Их золотое мастерство
Чтоб к нашим детям перешло.
А для того, чтобы узнать больше, я приглашаю вас в школьную библиотеку для ознакомления с книгами, повествующими о быте и обычаях русского народа.
Смайлики «МОЁ СОСТОЯНИЕ»
Учащийся отмечает настроение.
-Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание (По выбору) Слайд №25
1) Составить кроссворд по изученному материалу.
2)Написать сочинение-рассуждение на тему «Судьба родного языка зависит от каждого из нас» (70-90 слов)
Дополнительная литература для чтения:
- Улыбышева М: Русская изба. От печки до лавочки. – Настя и Никита, 2020 г.
- Георгиева Т. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени.- Ломоносов,2014 г.
Интернет-источники:
culture.ru›themes/255925/lekcii-po-istorii-rossii…
istmira.com›drugoe-razlichnye-temy/17857…kultury…
Приложение.
Рабочий лист.
Фамилия__________________________________________________
Лист самооценки.
Тема: «______________________________________________________».
№ задания | Работа с текстом | Историческое лото(исслед.деятельность) | Работа в группе | Найди лишнее | Работа в паре |
Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...
История в слове: наименование предметов традиционного русского быта
Конспект урока...
История в слове: наименование предметов традиционного русского быта. часть 2
Презентация - иллюстрация к уроку...
Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".
Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".Класс: 5.Предмет: родной язык (русский)....