Родной язык для умственного и духовного развития школьника
статья на тему
Знание родного языка как средства выражения мысли, отражает внутренний мир человека, тип мышления, его патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родной язык для умственного и духовного развития школьников
"Язык – душа нации. Язык - это живая плоть идеи, чувства, мысли, которая создавалась миллионами поколений", - говорит Алексей Толстой.
"Богатство языка есть богатство мыслей. Язык важен для патриота", – утверждает Н. Карамзин.
"Держитесь ближе к народному языку..." - М.Горький.
"Язык так же древен, как и сознание"- К.Маркс, Ф.Энгельс.
"Язык народа всегда теснейшим образом связан с национальным духом"- В.Гумбольдт.
"Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас" - П. Вяземский.
"Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности " - К.Паустовский.
"Гений, ум и дух нации обнаруживается в ее пословицах " - восклицает великий англичанин Френсис Бэкон. Мы полностью согласны с ним и утверждаем, что подлинный смысл народных пословиц можно выразить только посредством языка народа.
"Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры ... Поэтому-то изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью "- А.Куприн.
Считая, что мы привели достаточно веские доказательства важности родного языка для умственного и духовного развития народа, его образовательного и научного потенциала; будучи убежденными в том, что без родного языка нет конкретного народа в его классическом определении, мы, учителя родных языков, призываем вдуматься в мнения великих людей и со всей серьезностью взяться за реальное осуществление соответствующих решений и постановлений по изучению родных языков в школах и особенно в городских школах республики. Во-первых, каждый ребенок индивидуален и имеет свой взгляд на все: на окружающий мир, на людей; один любит гуманитарные дисциплины, но не любит математику, другой – наоборот; третий с удовольствием изучает любые языки, в том числе и родной, но страшно боится физики или химии; четвертый, пятый, десятый и т.д.– у каждого свои предпочтения.
Во-вторых, не учитывая желания и наклонностей детей, в наших школах считается обязательным изучение истории, географии, математики, физики, биологии, русского языка и русской литературы, любых иностранных языков и т.д. Спрашивается, почему же детей заставляют изучать все эти предметы, часто причиняя им непосильные психологические, моральные, а иногда и физические страдания? Ответ очень простой: изучение этих предметов дает широкое образование, оно в свою очередь дает знания и умения, повышает культуру школьников. А знания, навыки, культура нужны народу, государству, человечеству. Именно поэтому мы (школа, учителя) не спрашиваем ни у родителей, ни у детей, что и как им изучать, а буквально заставляем их изучать то, что взрослые считают нужным и как считают нужным.
И, наконец, в-третьих, у нас нет никакого сомнения в том, что язык (как одно из средств выражения мысли), и в особенности родной язык, является не только ключом к становлению и развитию человека как личности и гражданина, но к эффективным инструментом для изучения остальных школьных и не только школьных учебных, но и научных дисциплин и жизни вообще. Причем мы категорически против сравнения разных языков по мотивам выбора одного из них в качестве государственного или для других целей по таким критериям как лексический объем, грамматическое совершенство, художественная выразительность и т.д. У каждого языка своя неповторимая прелесть народного пафоса, юмора, философии, исторической, духовной и этической нагрузки, фонетики, стилистических и лексических особенностей. Самобытность языка есть отражение самобытности и неповторимости народа, уникальности его исторического пути, содержания его духа и культуры. И только на родном языке по настоящему, так, как хотел выразиться автор, может быть понята и воспринята, к примеру, поэзия Д. Улзытуева, проза Х.Намсараева. Перевод, иногда, возможно, бывает и лучше оригинала в отношении рифмотворчества или лексического оформления, набора оригинальных, замысловатых слов и их комбинаций, но оригинал всегда лучше по отражению и восприятию мысли, юмора и сатиры, самобытности и исторической судьбы этноса, что более важно для поэзии. Тем более, что по сути поэзии узнается суть самого автора как человека, как гражданина, как поэта. То же относится и к любому другому виду искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ПРОЦЕСС РЕЧЕВОГО, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
Формирование речевых компетенций школьников- основное требование филологического образования...
Математика и умственное развитие школьников
Идеи развивающего обучения сегодня являются доминирующими в общем процессе образования и воспитания. Наибольшую значимость приобретает подход к учебному материалу как средств к интеллектуального...
Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "
Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...
«Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических работников в Год литературы»
С докладом «Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических рабо...
Духовное развитие школьников на уроках истории
Урок истории должен содержать поиск духовного, развитие духовного, поощрение духовного стремления ученика. Только такой урок будет результативным в достижении духовной истины, и ученики придут к поним...
Работа с текстом на уроках русского родного языка как способ формирования и развития метапредметных умений школьников
Представлена работа с текстом забайкальского писателя А.А.Черкасова...
доклад на тему "Роль родного языка в развитии школьника"
Работа посвящена о роли родного языка в развитии школьника. Какие методы можно использовать, чтобы дети говорили на родном языке....
Комментарии
Бурятский язык
Юридическая база для решения проблем изучения родных языков имеется более чем основательная: это «Закон о языках народов Российской Федерации», статьи которого, в частности, гласят:
Ст.2.3. Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Ст.3.3. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.