Методический семинар "Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках родного языка и литературы"
статья на тему
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Колесникова Н. И.,
учитель родного языка и литературы
МБОУ «Поводимовская СОШ»
Дубенского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-О великий мудрец, века коснулись твоей седой бороды,
тебе ведомо многое, скажи мне , как можно стать добрым и честным, сильным и храбрым, мужественным и благородным?
Что делать мне, чтобы всегда мои помыслы и желания были чистыми?
-Пей всегда, сынок, из чистого родника…
(Из народного эпоса)
Таким чистым родником является культурное наследие, духовные ценности народа, его традиции и обряды и конечно же родной язык. Сегодня приходит понимание того, сколь много теряется тогда, когда нет воспитания детей на национальных традициях: забыты народные промыслы, уходят из жизни умельцы, несущие своё искусство из глубины веков, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. А главное – наблюдается снижение интереса к родному языку, отсутствие национального ориентира. В связи с этим возникла потребность обращения к феномену народной культуры, явлению древнейшему, многовидовому и многожанровому, где сконцентрированы нравственные, духовные, педагогические, эстетические и иные общечеловеческие и национальные начала. Поэтому я работаю над проблемой: «Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках родного языка и литературы». За время своей работы я накопила достаточны материал. Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
Актуальность.
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Посредством родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Он соединяет человеческие души, историю современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему обучать родному языку - дело весьма ответственное. А значит, выбранная мной проблема: «Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках родного языка и литературы» является актуальной.
Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическая база педагогической деятельности основывается на трудах известных лингвистов: М. В. Мосина, Д. В. Цыганкина, М. Д. Имайкиной, А. П. Феоктистова и других.
Концептуальность (своеобразие и новизна, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов работы).
Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности, подготовка ученика, обладающего орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными навыками. Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
Для того, чтобы ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. Невозможно научить принудительным способом. Здесь необходимо найти технологии и методы, которые были бы увлекательными для обучающихся. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются игровая технология, метод проектов, ИКТ-технология.
Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.
Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным. Для активизации познавательной деятельности или на уроках обобщения материала использую такие игры как «Нилецесь – а эряви», «Содык, зяро?», «Кудынесэ», Те кие эли мезе?», «Кие седее ламо» и другие.
Стремлюсь раскрывать перед своими учениками красоту, богатство родного языка, показывать его многообразные возможности, пробуждать у ребят постоянное желание узнавать новое о родном языке, его развитии, приучать их вдумчиво относиться к слову, обращаться к словарям, справочникам, бороться за культуру речи. С этой целью использую на уроках работу со словарями, журналами «Чилисема» и «Сятко», провожу конкурсы на лучшего чтеца стихотворений мордовских поэтов. Также на своих уроках я активно использую фольклор: песни, загадки, считалки, поговорки, пословицы и сказки. Они подходят для решения как образовательной, так и воспитательной задачи. Так, например, считалки, скороговорки способствуют умению правильно проговаривать звуки, разучивание игр способствует развитию диалогической речи.
Изучение сказок используется не только для решения воспитательной задачи, но и развития творческих способностей учащихся: ребята сами сочиняют сказки, оформляют их в книжки-малышки, представляют в классе. Использование разных элементов фольклора позволяет детям усвоить языковой материал в практической деятельности, при которой внимание и запоминание семантических единиц и грамматических конструкций произвольны, развивает образное мышление и творческие способности.
Через жанры устного народного творчества я знакомлю детей с жизнью, бытом, обычаями мордовского народа. Это способствует усвоению материала урока, развитию связной и диалогической речи детей, расширяет словарный запас, а также влияет на духовное и нравственное взаимообогащение.
На своих уроках и внеклассных мероприятиях активно использую материалы школьного музея «Мордовская изба», руководителем которого и являюсь. В нем представлены предметы быта, обихода, а также предметы, отражающие культуру нации. Знакомство с ними вызывает большой интерес не только детей, но и их родителей. Через знакомство с экспонатами мы раскрываем содержание многих произведений, жизнь героев. На мой взгляд, вовлечение детей в исследовательский процесс – изучение предметов одежды, быта, возможность подержать их в руках, раскрытие секретов и значения мордовского орнамента на полотенцах, одежде – пробуждает в детских душах чувство гордости, уважения и восхищения своим народом, своими предками.
Активно на уроках использую ИКТ, что помогает мне повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Урок получается ярче и увлекательнее. Информационно-коммуникационные технологии позволяют красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал.
Результативность опыта.
Работа, проводимая мной, приносит неплохие результаты по подготовке обучающихся по предмету и способствует развитию их творческих способностей. Показателем этой работы являются призовые результаты учащихся в предметных олимпиадах, районных, республиканских конкурсах всероссийских конкурсах. (Таблица 1).
Обобщение и распространение опыта работы.
Залогом успешности педагогической деятельности является личность самого педагога. Участие в общественных мероприятиях, распространение педагогического опыта – показатель творчески работающего учителя. Готовлю выступления на заседания школьного методического объединения учителей родного языка и литературы. В течение нескольких лет выступала с докладами на всероссийской конференции с международным участием «Этнокультурное образование: опыт и перспективы». Также являюсь автором ряда краеведческих и образовательных статей, опубликованных в муниципальной газете «Новая жизнь», сборнике «Школьные музеи как культурно-образовательная ниша». (Таблица 2).
Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче, ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение сказок как средство развития коммуникативной способности обучающихся на уроках родного языка и литературы
см.вложение...
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка
Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными ...
Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...
Доклад "Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы
Доклад "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы"...
Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)
Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...
"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...