Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klasse_slovosochetanie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-диалог на основе проблемных ситуаций в 8а классе.
Тема: Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Подготовка к ОГЭ
Цель урока:
расширить представление учащихся о способах связи слов в словосочетании, о специфике типов связи в заданиях ОГЭ.
Задачи урока:
-совершенствовать навыки разбора словосочетаний;
-способствовать развитию сплоченности, коммуникабельности, критического и аналитического мышления;
-поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Тип урока – повторение и обобщение.
Оборудование урока: презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга (партнеры по плечу и по лицу приветствуют).
Сегодня на уроке мы должны расширить представление о способах связи слов в словосочетании.
2.Разминка. Модель ТАЙМД–ПЭА-ШЭА – обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. Эта тема изучается в разделе «Синтаксис».
- Поэтому прежде вспомним, что такое синтаксис?
Начинает тот, у кого волосы длиннее. Синтаксис-это раздел грамматики, в котором изучается структура и значение словосочетаний и предложений.
-Как вы думаете, какова минимальная синтаксическая единица?
Начинает тот, у кого глаза темнее. Словосочетание.
-Словосочетание – это…
Слайд 3.
Начинает тот, кто младше. Словосочетание – это связь двух слов, из которых одно является главным, а другое зависимым.
3.Основная часть.
1) Составление опорной таблицы. Проведем ФИНК-РАЙТ-РАУНД Робин - «подумай-запиши-обсуди».
Учитель: Какие отношения существуют между главным и зависимым словом? У нас сложилась проблемная ситуация: как же распознать эти связи? Безусловно, нужно искать рациональные приемы усвоения этого материала. Анализируя примеры, заполните следующую таблицу:
Слайд 4
Тип связи | Часть речи зависимого слова | Вопрос к зависимому слову | Как связаны главное и зависимое слово |
Согласование: Красивая комната Читающее поколение Первый снег Мой дом. | |||
Управление: Помогать отцу Видел ее | |||
Примыкание: Приказал покинуть Идти не оглядываясь Яйцо всмятку Его сумка |
Таким образом, выделяются три вида связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Слайд 5
Ответ:
Тип связи | Часть речи зависимого слова | Вопрос к зависимому слову | Как связаны главное и зависимое слово |
Согласование: Красивая комната Читающее поколение Первый снег Мой дом. | Прилагательное Причастие Числительное Местоимение. | Какой? Чей? | По смыслу и грамматически (совпадение в падеже, числе, а в единственном числе и в роде) |
Управление: Помогать отцу Видел ее | Существительное Местоимение | Вопросы косвенных падежей. | По смыслу и грамматически (зависимое слово ставится в тот падеж, которого требует главное слово) |
Примыкание: Приказал покинуть Идти не оглядываясь Яйцо всмятку Его сумка | Инфинитив Деепричастие Наречие Притяжательное местоимение. | Что делать? Что сделать? Что делая? Что сделав? Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? | По смыслу. |
2)Физминутка. Встали из-за парт. Стулья задвинули. Проведем МИКС-ФРИЗ-ГРУП-обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос.
-Сколько способов связи слов в словосочетаниях? (3 группы: согласование, управление, примыкание).
-Сколько частей речи могут участвовать в роли зависимых слов для образования примыкания? (8 частей речи)
-Сколько звуков в слове «тринадцать»? (8 звуков).
Спасибо. Садимся все на свои места. ХАЙ ФАЙВ.
3) Синонимия структур словосочетаний.
Учитель: Изменяя часть речи зависимого, а иногда и главного слова, можно составить синонимичные словосочетания с разными способами связи. Например, слайд 6 «Изменение видов связи слов в словосочетании»
Согласование - управление | Вишневый сок- сок из вишни. Отцовская куртка-куртка отца. |
Управление - примыкание. | Отозваться с восторгом - отозваться восторженно. |
Примыкание – согласование. | Откровенно признаться – откровенное признание. |
4) Закрепление учебного материала. Решение вариантов задания 7 ОГЭ.
Учитель: Совсем скоро вам предстоит сдавать выпускные экзамены за курс 9 и 11 классов. Задания 7 ОГЭ являются заданиями повышенной сложности - на знание трех видов словосочетаний. Поэтому нужно просто постараться понять материал и правильно применять его на практике.
Теперь попробуйте самостоятельно выполнить разноуровневые варианты заданий. Проведем СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ - «одновременный раунд тэйбл», у каждого участника будет 30 сек. Участник №1 выполняет задание 1, участник №2 -2, участник №3 -3, участник № 4-4.
1 вариант - столы №1,3,5.
- Замените словосочетание ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ПОСТУПИТЬ ПО-ЧЕСТНОМУ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЗАПАСАТЬСЯ НА ЗИМУ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование: Вам непременно нужно регулярно, настойчиво, ежедневно в течение ряда лет упражняться, играть на своем инструменте.
2 вариант - столы №2,4,6.
- Замените словосочетание ТУРЕЦКИЙ КОФЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЛИСЬИ ПОВАДКИ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание: Приобретя у Верещагина огромную коллекцию картин и этюдов, Третьяков тут же предложил ее в качестве дара Московскому художественному училищу.
4.Итог урока.
Учащиеся создают синквейн – стихотворение из 5 строк.
Правила составления:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Столы №1,3,5- на тему урока; столы №2,4,6 – общее впечатление от урока вообще.
Домашнее задание: из любого произведения художественной литературы выписать два предложения, выписать из них все возможные словосочетания, определить вид связи, заменить словосочетания, если возможно, синонимичными с другим видом связи.
Выставление оценок.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".
Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Представлена разработка уровка по русскому языку в 11 классе...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы....
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...