Мастер-класс "Целеполагание и открытие нового знания на уроках русского языка"
план-конспект по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс. Целеполагание и открытие нового знания.
Тема «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
5 класс
Цели:
-учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать знания, устанавливать аналогии, понимать позицию других людей, умению аргументировать своё мнение и сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
-формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость, умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к определению трудностей;
- развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность, умение выделять главное, существенное.
Общеучебные УУД:
а) самостоятельное определение темы урока, выделение и формирование познавательной цели;
б) поиск и выделение необходимой информации;
в) структурирование знаний.
2. Личностные УУД:
а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;
б)самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
3. Коммуникативные УУД:
а) формирование социальной компетентности;
б) умение слушать
в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками.
Регулятивные УУД:
целеполагание
- планирование
- контроль
- коррекция
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с лингвистической сказкой, карточки с примерами, карточки с теоретическим материалом из Справочника по правописанию и стилистике).
Ход мероприятия.
1.Создание проблемной ситуации
-Записать предложение, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания. Олин обучающийся работает у доски.
Дружба (не)терп…т никакого обмана и рвёт…ся там где нач…нает…ся (не)правда.
Учащиеся объясняют все знаки препинания и орфограммы, кроме слова неправда.
2. Определение темы. Целеполагание
-Определите часть речи слова правда (имя существительное)
-Что мы будем сегодня изучать? Какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными). Тема выводится на доску.
-Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему мы должны научиться? (Цель урока – познакомиться с правилом слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными, научиться правильно писать имена существительные с НЕ). После определения учащимися цели выводятся на доску.
-Что мы должны сделать для достижения данной цели? Каков будет план действий?
3. Открытие нового знания.
Учащимся раздаются карточки: 1 ряд – карточки с лингвистической сказкой на изучаемую тему, 2 ряд – карточки с примерами на данную тему, 3 ряд – карточки с теоретическим материалом из Справочника по правописанию и стилистике. Учащиеся работают в парах, изучают предложенный материал, формулируют правило и оформляют его в виде схемы на листах.
1 карточка.
С давних времён в нашей необъятной Солнечной системе существовала планета Часть речи. Она считалась главной среди других. На этой планете было много континентов: Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол, Местоимение и другие. Океан, который их омывал, был один, великий, могучий, неспокойный Русский язык. Но мы побываем сегодня на континенте Имя существительное, на котором однажды произошла очень интересная история. В области Имя Существительное управляла сильная и строгая НЕ. Однажды собрала НЕ всех жителей на важное собрание и сказала: «Дорогие мои, я очень устала, так как люди не понимают правило о правописании НЕ с существительными, поэтому я позвала на помощь своего друга – союза А. Он поможет: встанет между словами–антонимами и тогда НЕ с существительными будет писаться раздельно. Когда же рядом не будет союза А, слово будет писаться с НЕ слитно, ведь тогда у него будет друг-синоним без НЕ». Все жители обрадовались такому умному решению своей правительницы. Люди же больше никогда не ошибались в написании частицы НЕ.
2 карточка.
1) неправда=ложь, несчатье=горе, недруг=враг
2) неряха, невежда, ненастье
3) Он сказал не правду, а ложь.
Его обманул не друг, а враг.
4) Она была далеко не красавица.
Он мне вовсе не враг.
Это отнюдь не радость.
Он мне совсем не друг.
3 карточка.
Правописание не с именами существительными
1. Пишутся слитно с НЕ имена существительные, которые без не не употребляются, например: невежда, неверие, невзгода, недуг, недотёпа.
2. Пишутся слитно с НЕ существительные, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не, например: неправда (ложь), неприятель (враг), несчастье (беда).
3. Пишутся раздельно с НЕ существительные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: Это не осторожность, а трусость.
4. Раздельно пишется НЕ с существительным в вопросительном предложении, если отрицание подчеркивается, например: Спрос значительно вырос за последнее время, не правда ли? (Невозможна замена: Спрос значительно вырос за последнее время, не ложь ли?).
5. Раздельно пишется НЕ с существительным, если слово не может иметь приставку НЕ : не рыба, не папа, не дом.
4. Проверка
-Учащиеся представляют свои схемы, каждая выступающая группа добавляет уже сказанное предыдущей, учащиеся корректируют и дополняют свои схемы. Одновременно схема моделируется учителем на доске.
5. Обращение к предложению Дружба (не)терп…т никакого обмана и рвёт…ся там где нач…нает…ся (не)правда.
Объяснение написания слова (не)правда.
6. Первичная рефлексия
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я попробую…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией
Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...
Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»
Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....
Комплексное применение новых знаний на уроках русского языка в 8 классе
Разработка урока по теме "Строение и грамматическое значение словосочетания". Работа напечатана в методическом сборнике Центра развития систем и технолгий социализации детей и молодежи....
Постановка задачи и открытие новых знаний на уроках математики.
Математика 6 класс. Тема " Площадь круга." Лаборатория открытий: детям дома вырезать круг и разделить на 4 равных сектора,8 равных сектора и 16 равных сектора. На уроке из секторов сложить г...
Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания на уроках русского языка
Переход на новые стандарты образования предусматривает качественное изменение системы. В отличие от традиционной, новая система образования основывается на деятельностном подходе. Главным становитс...
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...