Элективный курс "Комплексный анализ текста"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Слипченко Ольга Викторовна

Элективный курс "Комплексный анализ текста" для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного предмета

«Комплексный анализ текста»

по русскому языку в 10 М классе

2016-2017 учебный год

Учитель: Слипченко Ольга Викторовна

Всего – 34 часа (1 час в неделю)


Пояснительная записка

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка

Элективный предмет для 10 классов “Комплексный анализ текста” даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности.

Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее.

Программа рассчитана на 34 часа.

Цель элективного предмета: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.

Задачи элективного предмета:

  • углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
  • развивать навыки владения основными нормами русского литературного языка;
  • обучить многоаспектному комплексному анализу текста;
  • совершенствовать умения читать, понимать и анализировать содержание текста, определять авторскую позицию;
  • формировать умения создавать собственный текст;
  • совершенствовать умения создавать устное и письменное  высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста

К концу изучения предмета учащиеся должны уметь:

  • проводить комплексный анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

Содержание программы

1. Текст как речевое произведение. Признаки текста. Индуктивное и дедуктивное построение текста. Способы связи предложений в тексте.

2. Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. Главная мысль и ключевые слова.

3. Стили текста. Основные признаки и жанры публицистического и художественного стилей речи.

4. Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике – описание; в динамике – повествование; в причинно- следственных связях — рассуждение.

5. Формулировка проблемы исходного текста. Комментарий одной из проблем текста.

6. Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

7. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

8. Точность и выразительность речи. Функциональная характеристика языковых средств выразительности.

9. Лексические нормы русского литературного языка.

10. Трудные случаи орфографии.

11. Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

12. Итоговая зачетная работа. Комплексный анализ текста.

Тематическое планирование


п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Вид занятия

Виды деятельности

учащихся

1

Текст как речевое произведение. Признаки текста. Индуктивное и дедуктивное построение текста.  Способы связи предложений в тексте

3

Практическая и исследовательская деятельность

Деление текста на абзацы.

Средства связи между предложениями, между абзацами

2

Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. Главная мысль и ключевые слова

3

Лекция с элементами практической деятельности

Анализ текстов. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста

3

Стили текста. Основные признаки и жанры публицистического и художественного стилей речи

3

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей

4

Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике – описание; в динамике – повествование; в причинно- следственных связях – рассуждение

3

Лекция с элементами практической деятельности

Слушание лекции учителя, ее запись. Анализ текстов

5

Формулировка проблемы исходного текста. Комментарий одной из проблем текста

3

Практикум

Анализ текстов: определение и формулирование основной проблемы текста, комментарий проблем

6

Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

3

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Анализ текстов: выявление авторской позиции в тексте

7

Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

3

Лекция с элементами практической деятельности

Подбор лексических и синтаксических средств, раскрывающих позицию автора

8

Точность и выразительность речи. Функциональная характеристика языковых средств выразительности

3

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Употребление основных языковых средств выразительности в текстах разных стилей. Анализ текстов

9

Лексические нормы русского литературного языка

2

Лекция с элементами практической деятельности

Работа со словарями синонимов, антонимов, паронимов, орфоэпическим словарем.

Определение роли частей речи в тексте

10

Трудные случаи орфографии

2

Практикум

Повторение основных орфографических правил. Исправление искаженного текста

11

Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка

3

Лекция с элементами практической деятельности

Выбор падежа и предлога. Согласование сказуемого с подлежащим. Моделирование простых и сложных предложений. Конструирование предложений с обособленными членами. Использование инверсии в текстах разных стилей

12

Итоговая зачетная работа.

Комплексный анализ текста

3

Практикум

Создание своего текста

Итого

34

Оценка знаний, умений, навыков

Основными формами организации учебной деятельности являются практические занятия.

Возможны различные формы контроля. Это может быть как накопительная оценка за выполненные практические работы, так и рейтинговая – за итоговую работу (составление собственного текста для комплексного анализа).

Литература

1. Архарова Д.И. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. М., Просвещение, 2004 г.

2. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 2007, № 3.

3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 2003.

4. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. (Дидактические материалы). М., «Айрис-Пресс»,2009.

5.Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. С.-Пб., Издательский дом «Литера», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...