От теории к практике: сочинение в формате ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Фомина Светлана Владимировна
В презентации предложена оптимальная для школьников модель работы с текстом, которая предполагает формирование и развитие у них необходимых для этого вида деятельности умений понимать, интерпретировать и оценивать исходный текст. Пособие содержит также методику поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения по материалам исходного текста. Особое
внимание уделено логическому выстраиванию аргументированного собственного мнения по сформулированной проблеме исходного текста. Приведены образцы микротекстов-комментариев и аргументации.

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фомина С.В., учитель русского языка и литературы, высшая категория, МБОУ СОШ №46 с УИОП От теории к практике Сочинение ЕГЭ

Слайд 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов. Задание части С

Слайд 3

Вступление Проблема Позиция автора Собственная позиция Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод Основные этапы работы над сочинением:

Слайд 4

Проблема – важнейший для автора вопрос, связанный с той или иной стороной реальной жизни, характера или поступков героев, поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Что такое проблема текста?

Слайд 5

философские; социальные; семейные; экологические; нравственные; информационно-коммуникативные. Виды проблем

Слайд 6

проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности. Философские проблемы

Слайд 7

взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики ); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблемы цивилизации. Социальные проблемы

Слайд 8

проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти. Семейные проблемы

Слайд 9

проблемы взаимоотношения человека и природы: загрязнение окружающей среды, уничтожение природных богатств, равнодушное отношение к природе, утилитарное отношение к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы. Экологические проблемы

Слайд 10

проблемы нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/ бездуховности . Нравственные проблемы

Слайд 11

проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры. Информационно-коммуникативные проблемы

Слайд 12

проблема (чего?), этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор ставит проблему отношения человека к природе Автор затрагивает проблему «отцов и детей» В тексте поднимается проблема одиночества. проблема в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст автора. Формулировка проблемы

Слайд 13

ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, острая , назревшая, философская, нравственно-этическая. Постановка , изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать. Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения . Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте

Слайд 14

Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Подумайте : насколько данная проблема злободневна в наши дни ; что делает её жизнеспособной ; насколько глубоки исторические корни этой проблемы ; как автору удалось привлечь к ней внимание читателя ; как эту проблему рассматривали другие авторы ; как они предлагали её решить. Что значит прокомментировать проблему?

Слайд 15

Обратите внимание!!!

Слайд 16

Что делает автор, раскрывая проблему… обращается … рассуждает о…. задумывается над… делится с читателями… погружает читателя в… заставляет невольно задуматься о… высказывает предположение о том, что… в ходе рассуждения приводит примеры из…

Слайд 17

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь. Что такое позиция автора ?

Слайд 18

Постарайтесь ответить на вопросы : что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст ? как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Помните , что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по прокомментированной вами проблеме . Как выявить позицию автора ?

Слайд 19

Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется:

Слайд 20

Мнение о том, что достаточно привести подходящую цитату из текста ОШИБОЧНО ! Во-первых, не всегда можно подобрать цитату, полно и точно выражающую основную мысль текста. Во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст. Как сформулировать позицию автора?

Слайд 21

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Аргументация своего мнения

Слайд 22

Рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: Тезис – то, что нужно доказать. Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора). Аргумент – фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Вывод – итог размышлениям, чему учит текст, к каким действиям побуждает читателей. Как построить рассуждение?

Слайд 23

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть . Тезис подчиняется следующим правилам: формулируется чётко и недвусмысленно; не изменяется в течение всего обоснования; его истинность должна быть доказана неопровержимо; доказательства не могут исходить из тезиса. Тезис

Слайд 24

Аргументация – это приведение объяснений, доказательств , примеров для обоснования какой-либо мысли. Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», аргументы отвечают: «Потому что…» Аргументы надо приводить в системе ( аргументы рекомендуют располагать таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала ). Последний аргумент фиксируется в памяти лучше ! Что такое аргументация?

Слайд 25

Логические аргументы : факты науки, статистика , законы природы, определения, положения юридических законов, данные экспериментов или экспертиз, свидетельства очевидцев. Иллюстративные аргументы – примеры: а ) сообщение о событии, литературный пример; б) предположительный пример (что может могло бы быть при определённых условиях). Ссылки на авторитет: мнение учёного , эксперта, философа, общественного деятеля, очевидцев, цитата из авторитетного источника, общественное мнение. Типы аргументов

Слайд 26

Композиция сочинения

Слайд 27

Вступление формулирует тему и проблему всей работы, настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Вступление должно устанавливать связь позиции учащегося с позицией автора. Вступление обязательно должно быть связано по смыслу и формально с другими частями сочинения. Вступление – первое предложение или первый абзац текста, который содержит в себе тезис рассуждения или подводит к нему (вместе с заключением – не более 1/4 текста). Вступление – важная часть сочинения

Слайд 28

сведения об авторе текста; историческую справка; сведения о предмете высказывания, разъяснение ведущего понятия; постановку проблемы (тезис); проблемный или риторический вопрос; пример из жизненного или читательского опыта; замечание о важности и значимости темы для общества; комментированную цитату. Вступление может содержать:

Слайд 29

Концовка – последнее предложение или последний абзац текста (вместе с зачином – не более 1/4 части всей работы). В заключительной части сочинения формулируется обобщённый вывод. Заключительная часть сочинения даёт возможность высказать свои развёрнутые размышления о сути поставленной проблемы, её актуальности, общественной или личной значимости. Заключительная часть сочинения

Слайд 30

Все части сочинения взаимосвязаны. Таким образом, неверно определив проблему текста, вы ставите под угрозу всю работу. Перечитайте текст, проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. И , конечно же, постарайтесь найти и исправить допущенные ошибки. Важно помнить:

Слайд 31

Проснулась уже утром, в окно с поднятой шторой било солнце, за окном тянулись пустые поля, все в белых гребнях изморози, по ним разгуливали большие птицы, в небе застыли белые комочки облаков; женщина в пуховом платке и ватнике шла по тропинке, несла на плече вязанку хвороста, следом бежала девочка в маленьких черных валенках и красных рукавичках — просто не верилось в это утро, что есть война . Ехали вместе пятые сутки и многое знали друг о друге. Например, эта красивая женщина пробирается с детьми к родственникам мужа. У нее погиб муж на западной границе. А сестры — молодые учительницы из Полтавы, их поезд разбомбило, и все вещи погибли, успели выскочить, прихватив документы и узелок с едой . Лев Михайлович — тот старик, что спал у нее в ногах, — беженец из Прибалтики, с самого начала войны скитался по городам, разыскивал племянницу, больше у него никого из родных нет. Теперь вот нет и дома. Знакомые в Москве сказали, что племянница выехала в Ташкент. С юмором и без обиды рассказывал он, как перепугало знакомых его «явление в Москве»: сперва приняли за бродягу — так обтрепался он за дорогу, — потом, когда узнали, испугались еще больше, решили, что осядет у них, и хором уговаривали ехать в Ташкент, даже деньгами помогли. Льва Михайловича сейчас в купе не было, и Нина, уже привыкшая к нему, беспокоилась: не отстал бы! Появился Лев Михайлович с большим алюминиевым чайником : — Ну-с, вот кипяточек , прошу… Только чайник надо сейчас же вернуть, я взял у проводника. Лев Михайлович разлил кипяток — Нина заметила на его пальце след обручального кольца, — потом отнес чайник, вернулся, сел рядом с капитаном . — А вы? — Нина кинула в банку с кипятком несколько кусков сахара, сделала бутерброд с сыром, протянула ему. — Завтракайте и пейте чай. Лев Михайлович покачал головой.

Слайд 32

— Я уже завтракал, благодарю… На станции. К тому же, я остаюсь в Пензе . Это известие ошеломило Нину. Она привязалась к этому человеку, которого сперва тоже испугалась, как и его московские знакомые, — не брит, не ухожен, пальто все в грязных пятнах, обвисли поля старой шляпы, — но он оказался человеком интеллигентным, с хорошими манерами, Нина потом узнала, что он, владеет несколькими языками, в свое время преподавал в университете, вышел на пенсию, а теперь вот война сделала его беженцем. Он неназойливо опекал Нину все эти дни, приносил ей со станций все, что удавалось достать: вареную картошку, воблу, кислую капусту в капустном листке. А как спокойно и надежно ей было, когда он спал полусидя, привалившись к ее ногам, а днем шутил, называл «деточкой», заговаривал ее тревогу… Как же теперь без него? И вдруг она все поняла: у него кончились продукты! Он голодный, он не мог завтракать на станции, потому что никакой тут станции нет, поезд стоял на разъезде! Он не может без продуктов ехать дальше! Да, он так и говорил — еще тогда, когда отъехали от Москвы: «Мой маршрут, деточка, прокладывает не билет, а желудок, потому, полагаю, маршрут этот будет прерывистым ». — Я знаю, почему вы выходите в Пензе, знаю, — сказала она. — Но это же не причина, это, простите, мелочно… Вот есть сыр, и у меня много хлеба, потом еще достанем… Тут и учительницы подключились, стали уговаривать, отрезали ему сала, но он засмеялся, выставил ладони : — Дорогие дамы, благодарю, но я еще так Низко не пал, чтобы пойти на иждивение к женщинам. Она все стояла и смотрела ему вслед и думала, что, наверно, этот человек жил хорошей интересной жизнью, у него была квартира и в ней много старинных книг, а может, был и рояль — у него длинные артистические пальцы, — и он играл вечерами, а в доме пахло цветами. А теперь вот скитается — бездомный, осиротевший и голодный, ему негде приклонить голову, и все из-за проклятой войны! И сколько еще людей страдает на дорогах войны, каждый день идут плохие новости, и всякий раз перед сводкой Совинформбюро болью сжимается сердце … ( М.В.Глушко )

Слайд 33

Как война влияет на судьбу людей? Можно ли по внешности судить о человеке? Могут ли тяжелые жизненные обстоятельства лишить человека интеллигентности? Что значит быть интеллигентным человеком? Что такое «человеческое достоинство»? Что значит быть настоящим мужчиной? Роль взаимовыручки в жизни человека .

Слайд 34

Война … Для чего она нужна? Способна ли она коренным образом изменить жизнь человека? Над этим вопросом задумалась писательница Мария Васильевна Глушко. Автор в данном тексте ставит проблему влияния войны на жизнь человека. Рассматривая данную проблему, писательница описывает разговор людей в поезде. Все эти люди были вынуждены покинуть свои дома и уехать далеко от них, так как началась война. Для каждого война означала потери. У кого-то «все вещи погибли», а у кого-то война забрала родных. Так, у сестер из Полтавы разбомбило поезд, но они успели выскочить, «прихватив документы и узелок с едой», а у красивой женщины с детьми «муж погиб на западной границе». Более того, писательница указывает на то, что война коренным образом меняет образ жизни людей. Лев Николаевич «в свое время преподавал в университете», вышел на пенсию, а война сделала его беженцем, теперь он «бездомный, осиротевший и голодный». Мнение автора состоит в том, что война несет за собой неумолимые потери, неопределенность, горе и страдания, меняет судьбы людей.

Слайд 35

Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь война разлучает близких, отбирает самое дорогое у человека, заставляет страдать. Я считаю, что люди должны избегать такого беспощадного способа решения конфликтов ради жизни людей, спокойствия, мирного неба над головой . В художественных произведениях и в жизни немало примеров, с помощью которых я могу подтвердить свою позицию. В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой рассказывает об Андрее Болконском, который шел на войну с целью прославиться. Однако, когда герой увидел своими глазами весь ужас войны, он осознал, что слава, это не то, чего нужно добиваться благодаря многочисленным жертвам, кровопролитным боям, ведь жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Это произведение показывает, как война влияет на мировоззрение человека. Переживший войну человек начинает думать сначала о Родине, о других людях, а потом уже о себе, начинает ценить жизнь.

Слайд 36

В современном мире существует множество межнациональных конфликтов. Люди стараются их решать дипломатическими методами, однако не все государства могут найти общий язык и договориться мирным путем. В связи с этим в некоторых регионах происходят военные действия: уничтожаются дома, гибнут люди. У детей, находящихся в такой обстановке, нет счастливого детства, их воспоминания о войне однозначно скажутся на их дальнейшей судьбе. Многие будут озлоблены, захотят отомстить тем, кто провоцирует эти конфликты. Таким образом, будут все новые и новые войны, все больше погубленных судеб . Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что война является самым ужасным испытанием для тех, кто её пережил. Она, безусловно, оставляет след в судьбе человека и человечества.

Слайд 37

Успехов на экзамене! Желаем высоких баллов за сочинение!

Слайд 38

Александров В.Н . и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Челябинск, 2009. Гостева Ю.Н., Львов В.В. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь . Москва, 2010. Егораева Г.Т. Русский язык. Подготовка к выполнению части 3 (С). Практикум. Москва, 2010. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом. Москва, 2010. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. Москва, 1996. Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"

Элективный курс для учащихся 9 классов...

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...