Воспитание эмоциональных чувств средствами литературы у школьников 5-6 классов
материал по русскому языку на тему
Жизнь нашего общества направлена на воспитание нового человека, «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральное и физическое совершенство».
Особая ответственность за решение этих задач ложится на гуманитарные предметы школьного курса, и в частности на литературу. Имея огромную силу , художественная литература способствует формированию нравственного облика человека, его представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает чувства.
Эмоциональный мир учащихся 5-6 классов достаточно разнообразен и носит индивидуальный характер, зависящий от ряда условий: влияния семьи, окружающей обстановки, степени приобщенности ребенка к книге, театру, кино. Один ученик активно реагирует на жизненные явления, отзывчив, в то время как другой ко многому равнодушен, в нем не развита эмоциональная восприимчивость.
Подростки ищут ответы на возникающие вопросы не только в окружающей жизни, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, но и в художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание эмоциональных чувств средствами литературы у школьников 5-6 классов
Жизнь нашего общества направлена на воспитание нового человека, «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральное и физическое совершенство».
Особая ответственность за решение этих задач ложится на гуманитарные предметы школьного курса, и в частности на литературу. Имея огромную силу , художественная литература способствует формированию нравственного облика человека, его представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает чувства.
Эмоциональный мир учащихся 5-6 классов достаточно разнообразен и носит индивидуальный характер, зависящий от ряда условий: влияния семьи, окружающей обстановки, степени приобщенности ребенка к книге, театру, кино. Один ученик активно реагирует на жизненные явления, отзывчив, в то время как другой ко многому равнодушен, в нем не развита эмоциональная восприимчивость.
Подростки ищут ответы на возникающие вопросы не только в окружающей жизни, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, но и в художественной литературе.
Чтобы сопереживать героям, воспринимать и оценивать их нравственные качества, необходимо прежде всего видеть эмоциональные проявления героев, уметь выделять их в ткани художественного произведения и понимать авторскую оценку изображаемого.
Приведу пример. Применяя на практике упражнения на расшифровку внешних проявлений поведения, стремимся научить ребят не только выявлять в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых автор передает душевное состояние героев, но, что главное, воссоздавать в воображении картины, раскрывающие эмоциональные состояния, чувства, т.к. именно эти картины могут вызвать сопереживания читателей-школьников. Для этого учитель должен предлагать ученикам расшифровать то или иное действие персонажа, выражение лица, интонацию и другие средства передачи внутренних состояний. Приведем пример. Если мы спросим учащихся, каким было отношение Герасима ( «Муму») к городской жизни, как он себя чувствовал в городе, они ответят без затруднений, используя текст произведения: « Крепко не полюбилось уму сначала его новое житье», « он скучал и недоумевал». Но душевное состояние Герасима, его одиночество, тоска не вызывают сочувственных эмоций у ребят. Скучал –привычное, знакомое ребятам состояние, в котором сами они пребывали неоднократно. Это слово, встреченное в тексте, не вызывает сочувствия.
Задача заключается в том, чтобы расшифровать названное писателем душевное состояние. Предлагаю ученикам рассказать, по каким признакам можно судить об этом душевном состоянии Герасима. Дети читают: «…то останавливался, посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко отшвырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». «Почему,- спрашиваю, - Герасим стал посреди двора, а не сидел на скамейке у ворот; почему он швырял, а не ставил метлу и лопату; почему бросался на землю, а не ложился? О чем свидетельствуют все эти действия?» Такой прием, когда учитель к имеющемуся в тексте средству внешнего выражения внутреннего состояния подбирает слова с иным эмоциональным оттенком, исключительно полезен при расшифровке чувств. Он обостряет восприятие детьми каждого слова писателя. В данном случае ученики уже иначе, чем раньше, до анализа, воспринимают душевное состояние Герасима, его тоску, одиночество. Слово скучал приобретает для школьников новое содержание и в этом новом содержании не оставляет их равнодушными.
С поразительной заштампованностью детского сознания сталкиваешься на уроках литературы. В 5 классе из года в год провожу один и тот же эксперимент- и всегда с одним и тем же результатом. Читаю вслух только ту часть поэмы «Крестьянские дети» Некрасова, в которой говорится о радостях привольного житья деревенских ребят - о том, как собирают они ягоды и орехи, как видели зайца, поймали глухаря, катались на возу с сеном, - и спрашиваю учеников: « А вы хотели бы пожить так, как эти крестьянские дети?» И неизменно пятиклассники отвечают: « Нет! Они очень плохо жили. Их заставляли много работать и не давали им ходить в школу». Как будто, кстати, хождение в школу - самая большая радость нынешней детворы.
Как же так? Ведь только что они слышали совсем о другом, ведь я еще только собиралась, в точном соответствии с замыслом Некрасова, следуя его композиции, « повернуть медаль другой стороной» и показать тяготы и лишения, выпадавшие на долю детей крестьян. То, что для Некрасова было принципиально важной, но все-таки второй стороной, для нынешних школьников стало вообще единственной, и другую, первую, они не видят даже тогда, когда их буквально тыкают в нее носом. Они убеждены, что все им заранее известно и ничего нового ни в каком стихотворении просто быть не может.
Некрасов не только оплакивал в этом стихотворении судьбу крестьянских детей – он любовался ими, сохранившими в себе, несмотря на все трудности их жизни, живую радость бытия, непосредственность, веселость. Что же наши-то такие зануды? Иногда прямо страшно с ними: кажется, не живой ребенок, а говорящий робот: ничем – то его не удивишь, не обрадуешь, не расстроишь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре
На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...
Доклад "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств ребенка"
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества....
Воспитание нравственных чувств у младших школьников в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с об...
Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников
Проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, ...
Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств школьников
В статье раскрывается возможность использования метода проектов в патриотическом воспитании школьников....
Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников
Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом....
Презентация - Воспитание нравственно-патриотических чувств средствами музыки
Как воспитать нравственно-патриотические чувства средствами музыки у воспитанников детского сада...