Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств школьников
статья

Саламатова Оксана Владимировна

В статье раскрывается возможность использования метода проектов в патриотическом воспитании школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников

Метод проектов в школьном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения. Проектная деятельность позволяет формировать у учащегося нравственные качества через освоение опыта проектного взаимодействия, выработать устойчивый интерес к исследованиям в области семейных и базовых национальных ценностей, истории и культуры родного края, Отечества.

Использование метода проектов в патриотическом воспитании, делает процесс опосредованным и увлекательным. В активной поисковой и исследовательской деятельности ребенок становится не объектом воспитательного воздействия со стороны взрослого, а полноправным участником воспитательного процесса. Дети с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, с историей семьи. Активная проектная деятельность повышает «их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях».

Наиболее важными и распространёнными формами проектной деятельности в начальной школе могут быть: выставка, газета, видеофильм, журнал, игра, картосхемы, карта, коллекции, чертежи, костюмы, макеты, модели, рекомендации, музыкальное произведение, сценарий праздника, прогноз, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, система школьного самоуправления, статья, пресс-конференция, отчёты экспедиции, путешествия, экскурсии и др.

Основным содержанием патриотического воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. К ним относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе с детьми и с их родителями.

Темы проектов о мире семьи, культурных и исторических событиях разнообразны. В них могут быть раскрыты семейные ценности, традиции, культура семьи, ее история, отношение к семье как к абсолютной ценности и т.д. Детям можно предложить проекты на такие темы как: «Моя родословная», «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа», «Традиции нашей семьи», «Мой дом – моя крепость», «Семья на службе отечества», «Праздники нашей семьи и народа», «Семейные реликвии», «Труд – основа жизни семьи» и т.д.

Таким образом, рассмотрев сущность метода проектов, его роль, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в проектный материал патриотической направленности. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.

Таким образом, применение метода проектов создает условия, способствующие повышению уровня патриотической воспитанности младших школьников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков

Решить вопросы заблаговременной подготовки к службе в армии можно с помощью проектов. В военно-патриотическом объединении "Родина" уже несколько лет подряд в системе реализуются проекты военно-патриот...

Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность в рамках гражданско-патриотического воспитания». «Суть времени: письма военных лет»

Данная методическая рекомендация посвящена методики организации работы над проектной деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими классами. Предназначена методическая рекомендаци...

Использование возможностей проектной деятельности для формирования здорового образа жизни школьников

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания  и их практическое применение....

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников

Проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, ...

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников

Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом....

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применени...