Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные документы Закон РФ «Об образовании» ( в действующей редакции); Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное и общее образование); Федеральный Государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа); Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях; Концепция духовно-нравственного воспитания; Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)
Организация внеурочной деятельности Внеурочная деятельность является обязательной для ОУ, но она не включается в учебный план, а её количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Формы организации учебного процесса , чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет ОУ . Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Занятия внеурочной деятельности выбираются по желанию учащихся на основе личных интересов и склонностей. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители. ОУ само решает вопросы формирования и наполняемости групп (по СанПин не рекомендуется превышать число 15)
Основные принципы организации внеурочной деятельности учёт возрастных особенностей учащихся сочетание индивидуальных и коллективных форм работы связь теории с практикой преемственность с технологиями учебной деятельности включение в активную жизненную позицию развитие индивидуальности каждого ребёнка создание отношений сотрудничества и диалога
Основные результаты внеурочной деятельности ( распределяются по трём уровням) • первый уровень результатов —приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни • второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом • третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
м одели внеурочной деятельности базовая модель модель дополнительного образования (на основе институциональной и \или муниципальной системы дополнительного образования детей) модель «школы полного дня» оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) инновационная модель
Внеурочная деятельность - осуществляется в формах, отличных от классно - урочной - направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь это достижение личностных результатов (ценности, ориентиры, потребности) , а затем и метапредметных результатов - не является механической добавкой к основному образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми
Основные задачи внеурочной деятельности: 1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе 2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся 3. Улучшить условия для развития ребёнка 4. Учесть индивидуальные особенности обучающегося 5. Не только и не столько дать учащемуся новые знания, сколько научить его действовать, чувствовать, принимать решения
Внеурочная деятельность учащихся организуется в таких формах как: Экскурсии Кружки Круглые столы Конференции Диспуты Школьные научные сообщества Олимпиады Соревнования Поисковые и научные исследования Общественно - полезные практики Аудиторных занятий при любой форме не должно быть более 50%!!!
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования , культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Формы сотрудничества школы и УДО Создание в стенах школы образовательных объединений УДО Проведение уроков по общеобразовательным предметам на базе УДО Проведение воспитательных мероприятий на базе УДО Проведение совместных предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов совместными усилиями Организация учебно-исследовательской деятельности на базе УДО И др.
Пространство взаимодействия общего и дополнительного образования Интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт) Элективные курсы Совместная проектная деятельность И др.
Пространство взаимодействия общего образования и внеурочной работы Предметные кружки Факультативы Школьные научные общества И др.
Пространство взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы Фестивали Праздники Концерты Выставки Смотры И другие массовые мероприятия
Виды внеурочной деятельности ( все должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты): Познавательная Игровая Трудовая (производственная) Досугово - развлекательная Спортивно - оздоровительная Туристко - краеведческая Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) Проблемно – ценностное общение
Виды программ внеурочной деятельности Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (туристско-краеведческой , спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической и т.п.) Комплексные (интегрированные) образовательные программы , предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности (Основная образовательная программа, программа по здоровьесбережению, программа духовно-нравственного развития и т.п.) Тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности (патриотического воспитания, воспитания толерантности и т.п.)
Работа на уроках в классе Внеурочная деятельность Работа по выполнению домашних уроков Учреждения ДО детей Учебный процесс ГПД В-У деятель-ность Педагоги – руководители творческих объединений Внешкольное образование Школьное образование Школьное дополнительное образование
Условия организации внеурочной деятельности в ОУ
Научно - методическое обеспечение методический совет, ШМО и т.п.; наличие разработанной программы по внеурочной деятельности, где выделены компоненты курса внеурочной деятельности: функциональный процессуальный содержательный
Информационное обеспечение Наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет Профильные энциклопедические словари и справочники Видео- и аудиоматериалы Компьютерная поддержка программы Подборка материалов из различных СМИ по данному направлению деятельности учащихся
Материально - техническое обеспечение Оснащённость учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.п. Подборка схем, чертежей, шаблонов и т.п. Коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции, открытки, значки, портреты людей и т.д.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844) Рабочая программа - нормативно - управленческий документ конкретного образовательного учреждения - характеризует систему организации внеурочной деятельности данного ОУ Рабочая программа включает следующие структурные элементы: титульный лист; пояснительная записка с целями и задачами курса ВУ, а также педагогической идеей, положенной в основу программы; ожидаемые результаты; календарно - тематический план; содержание программы; формы подведения итогов деятельности учащихся; средства диагностики; учебно - методические средства обучения.
Методами контроля\диагностики эффективности внеурочной деятельности (младшая школа, 5-6 классы) являются: наблюдение, анкетирование, тестирование Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив Цель диагностики:выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник .
Программа внеурочной деятельности Может корректироваться по ходу её реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием учителя, психолога, родителей и отражать особенности сложившегося социального опыта Разработчики программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности, а также форму подведения итогов работы детей (выставка, выставка - ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.) Должна отражать динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения
Внеурочная деятельность- это: Мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я» Своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей, настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях науки, техники, искусства, спорта
Внеурочная деятельность призвана обеспечить: взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования поисковый режим образования построение диалогических, субъект - субъектных отношений
Внеучебная деятельность Направления V VI VII VIII X Всего 1. Спортивно-оздоровительное 3 3 3 3 3 15 2. Художественно-эстетическое 2 2 2 2 2 10 3. Научно-познавательное 2 2 2 2 2 10 4. Патриотическое 2 2 2 2 2 10 5. Общественно-полезная деятельность 1 1 1 1 1 5 6. Проектная деятельность 2 2 2 2 2 10 Итого 10 10 10 10 10 50
Этапы работы по внедрению ФГОС 1. Аналитический (подготовительный) Кадры; МТБ; Учебники, УМК; Соц.заказ 2. Информационный Изучение федеральных документов; Информационное собрание для родителей; Информационное собрание пед.коллектива 3. Организационный Педсовет по запуску работы Курсы; Наработка пакета нормативных документов; Разработка программы; Внедрение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание внеурочной деятельности по курсу ОБЖ, ее роль и место в формировании УУД
Внеурочные занятия по курсу ОБЖ признаны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в ...
Лекция 1. Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
Это первая лекция из 36- часового курса по внеурочной деятельности в средней школе, который читает Овчинникова Алла Веньяминова в АСОУ. Алла Веньяминова любезно предоставила презентацию, чтобы я подел...
"Подходы к содержанию внеурочной деятельности в основной школе с учетом необходимости формирования музыкальной культуры у подростков"
Создание образовательного пространства во внеурочной деятельности, как процесс формирования самостоятельности, учащихся через умение делать выбор в образовательном учреждении, через ...
Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»
Формирование мотивации познавательной деятельности подростков в условиях СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №7" по трем направлениям:1....
Организация внеурочной деятельности в игровой форме у учащихся 5-6 классов
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что внеурочная деятельность обучающихся является одним из инновационных компонентов федеральных государственных образовательных стандартов и рассматривает...
Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии...