Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_russkiy_yazyk_5.doc | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»
Г.О. КЛИМОВСК
Утверждаю:
Директор МБОУ «Гимназия
имени Подольских курсантов»
__________ Квашенникова Н.А.
Пр. №_____ от «___» ________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(базовый уровень)
5 «Г» класс
Составитель: учитель
русского языка
и литературы
Купцова К.В.
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897); примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы», М., «Просвещение», 2011 – 64 с.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также авторской программы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.
Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 5 класс в 2ч.», авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба под редакцией Н.М. Шанского.: М., Просвещение, 2013г., соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015 № 576 .
Цель данного курса: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению русского языка, организация работы по овладению прочными осознанными знаниями.
В соответствии с целью преподавание данного курса должно решать следующие задачи:
- расширить знания о языке и стилях речи;
- формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;
- формировать прочные орфографические и пунктуационные знания, закрепить навыки правописания имен существительных, прилагательных, глагола и создать условия для формирования и развития у школьников:
- творческих способностей и интереса к самостоятельной учебной деятельности;
- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах; группах.
Авторская программа и учебник выбраны в связи с тем, что в них усилена речевая направленность в подаче программного материала. Нетрадиционно излагается теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждений и лингвистических рассказов. Языковой и речевой материал подается в органическом единстве. Методический аппарат содержит задания двух уровней сложности. Все это помогает реализовать идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.
Главной целью обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении является обеспечение языкового развития учащихся, помощь им в овладении речевой деятельностью: формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Общая характеристика учебного предмета «русский язык»
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
- Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне в 5 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Место курса русского языка в учебном плане:
1) 170 часов – 5 (5 класс);
2) 204 часа часов – 6 (6 класс);
3) 136 часов – 4 (7 класс);
4) 102 часа- 3 (8 класс);
5) 102 часа – 3 (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся.
Базисный учебный план МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» отводит на изучение данного курса 5 часов в неделю, т.е. всего по программе 170 часов в год. Но по запросу участников образовательного процесса с целью формирования у учащихся лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, усиления интереса к изучаемому предмету из части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана гимназии, выделен 1 час в неделю, который отводятся на отработку практических умений и навыков следующих тем: «Язык - важнейшее средство общения» – 1 час, «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» - 2 часа, «Лексика. Словообразование. Правописание» – 2 часа, «Морфемика. Орфография. Культура речи» - 3 часа, «Глагол» – 20 часов, «Повторение и систематизация изученного» - 5 часов, развитие речи – 1 час.
Таким образом, всего отводится 204 часа в год (6 часов в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАССА
I. Язык – важнейшее средство общения. (2+1 р.р.)
Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы. Стили речи.
II. Повторение изученного в начальных классах. (22+6 р.р.)
Состав слова. Звуки и буквы. Произношение и правописание Орфограмма. Место орфограмм в словах. Текст. Тема текста. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых ударением и словарных слов). Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание букв И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Отличие предлога от приставки. Текст. Комплексный анализ текста (что такое текст, тема текста, основная мысль текста). Обучение изложению. Части речи. Глагол. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. Имя существительное. Падежные окончания существительных. Имя прилагательное. Местоимение.
III Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (13+3 р.р.)
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Строение словосочетаний. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания, по интонации.
IV. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (6+1р.р.)
Фонетика. Гласные и согласные звуки. Позиционные чередования гласных. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Графика. Алфавит.
V. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(17+3 р.р.)
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь. Диалог.
VI.Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография.Культура речи.(7+1 р.р.)
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.
VII. Лексика. Культура речи (9+2 р.р)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы, антонимы, синонимы.
VIII. Морфемика. Орфография. Культура речи (18+5 р.р)
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс. Чередование звуков. Беглые гласные. Морфемный разбор слова. Варианты морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Буквы О – А в корне -РАСТ-– -РОС-. Буквы О – А в корне -ЛАГ-– -ЛОЖ-. Правописание корней с чередованием гласных. Буквы Ё – О после шипящих в корне. Буквы Ы – И после Ц.
IX. Морфология. Орфография. Культура речи. (60+15 р.р)
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. (18+4 р.р)
Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Морфологический разбор имени существительного. Род имени существительного. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа или только единственного числа. Три склонения имени существительного. Падеж имен существительных. Множественное число имен существительных. Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Имя прилагательное. (10+4 р.р)
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол (31+7 р.р)
НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола. Буквы Е, И в корнях с чередованием. Время глагола (настоящее, прошедшее и будущее). Употребление времен. Спряжение глагола. Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. Морфологический разбор глагола. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Повторение и систематизация изученного. (5+5 р.р)
Комплексный анализ текста. Работа с тестами. Работа по развитию связной речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ урока | Название разделов и тем | Дата план. | Дата факт. |
I. Язык – важнейшее средство общения. (2+1 р.р.) | |||
1/1 | Язык и общение. Язык и человек. | 01.09-03.09 | |
2/2 | Общение устное и письменное. | 01.09-03.09 | |
3/3 | Р.р. Стили речи. | 01.09-03.09 | |
II. Повторение изученного в начальных классах. (22+6 р.р.) | |||
5/1 | Состав слова. | 01.09-03.09 | |
6/2 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 01.09-03.09 | |
7/3 | Орфограмма. Место орфограмм в словах. | 01.09-03.09 | |
8/4 | Р.Р. Текст. | 05.09-10.09 | |
9/5 | Р.р. Тема текста. Правописание безударных гласных в корне слова. | 05.09-10.09 | |
10/6 | Р.р. Тема текста. Правописание безударных гласных в корне слова. | 05.09-10.09 | |
11/7 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 05.09-10.09 | |
12/8 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 05.09-10.09 | |
13/9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 05.09-10.09 | |
14/10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 12.09-17.09 | |
15/11 | Правописание букв И, У, А после шипящих. | 12.09-17.09 | |
16/12 | Разделительные Ъ и Ь. | 12.09-17.09 | |
17/13 | Отличие предлога от приставки. | 12.09-17.09 | |
18/14 | Р.р. Текст. | 12.09-17.09 | |
19/15 | Р.р. Виды изложений. | 12.09-17.09 | |
20/16 | Части речи. Глагол. | 19.09-24.09 | |
21/17 | Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | 19.09-24.09 | |
22/18 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. | 19.09-24.09 | |
23/19 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. | 19.09-24.09 | |
24/20 | Имя существительное. | 19.09-24.09 | |
25/21 | Падежные окончания существительных. | 19.09-24.09 | |
26/22 | Имя прилагательное. | 26.09-01.10 | |
27/23 | Р.р. Текст. Тема и основная мысль текста. | ||
28/24 | Местоимение. | 26.09-01.10 | |
29/25 | Повторение материала по разделу. | 26.09-01.10 | |
30/26 | Повторение материала по разделу. | 26.09-01.10 | |
31/27 | Контрольный диктант. | 26.09-01.10 | |
32/28 | Работа над ошибками. | 03.09-08.10 | |
III Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30+6 р.р.) | |||
33/1 | Синтаксис. Пунктуация. | 03.09-08.10 | |
34/2 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | 03.09-08.10 | |
35/3 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | 03.09-08.10 | |
36/4 | Разбор словосочетания. | 03.09-08.10 | |
37/5 | Р.р. Комплексный анализ текста. | 03.09-08.10 | |
38/6 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 10.10-15.10 | |
39/7 | Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения. | 10.10-15.10 | |
40/8 | Р.Р. Написание сжатого изложения. | 10.10-15.10 | |
41/9 | Виды предложений по цели высказывания. | 10.10-15.10 | |
42/10 | Виды предложений по интонации. | 10.10-15.10 | |
43/11 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 10.10-15.10 | |
44/12 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 17.10-22.10 | |
45/13 | Сказуемое. | 17.10-22.10 | |
46/14 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 17.10-22.10 | |
47/15 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 17.10-22.10 | |
48/16 | Второстепенные члены предложения. | 17.10-22.10 | |
49/17 | Дополнение. | 17.10-22.10 | |
50/18 | Определение. | 24.10-29.10 | |
51/19 | Обстоятельство. | 24.10-29.10 | |
52/20 | Обстоятельство. | 24.10-29.10 | |
53/21 | Предложения с однородными членами. | 24.10-29.10 | |
54/22 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 24.10-29.10 | |
55/23 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 24.10-29.10 | |
56/24 | Предложения с обращениями. | 07.11-12.11 | |
57/25 | Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. | 07.11-12.11 | |
58/26 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!". | 07.11-12.11 | |
59/27 | Р.р. Написание сочинения по картине. | 07.11-12.11 | |
60/28 | Простые и сложные предложения. | 07.11-12.11 | |
61/29 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 07.11-12.11 | |
62/30 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 14.11-19.11 | |
63/31 | Р.р. Заглавие и основная мысль текста. | 14.11-19.11 | |
64/32 | Прямая речь. | 14.11-19.11 | |
65/33 | Диалог. | 14.11-19.11 | |
66/34 | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 14.11-19.11 | |
67/35 | Контрольный диктант. | 14.11-19.11 | |
68/36 | Работа над ошибками. | 21.11-26.11 | |
IV. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15+2р.р.) | |||
69/1 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. | 21.11-26.11 | |
70/2 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. | 21.11-26.11 | |
71/3 | Позиционные чередования гласных и согласных. | 21.11-26.11 | |
72/4 | Согласные твердые и мягкие. | 21.11-26.11 | |
73/5 | Согласные звонкие и глухие. | 21.11-26.11 | |
74/6 | Повторение. | 28.11-03.12 | |
75/7 | Графика. Алфавит. | 28.11-03.12 | |
76/8 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | 28.11-03.12 | |
77/9 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 28.11-03.12 | |
78/10 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 28.11-03.12 | |
79/11 | Орфоэпия. | 28.11-03.12 | |
80/12 | Фонетический разбор слова. | 05.12-10.12 | |
81/13 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография». | 05.12-10.12 | |
82/14 | Контрольный диктант. | 05.12-10.12 | |
83/15 | Работа над ошибками. | 05.12-10.12 | |
84/16 | Р.р. Сочинение-описание "Натюрморт с маками и васильками". | 05.12-10.12 | |
85/17 | Р.р. Написание сочинения-описания предметов по картине И.И.Машкова. | 05.12-10.12 | |
V. Лексика. Культура речи (9+2 р.р.) | |||
86/1 | Слово и его лексическое значение. | 12.12-17.12 | |
87/2 | Однозначные и многозначные слова. | 12.12-17.12 | |
88/3 | Прямое и переносное значение слов. | 12.12-17.12 | |
89/4 | Омонимы. | 12.12-17.12 | |
90/5 | Синонимы. | 12.12-17.12 | |
91/6 | Антонимы. | 12.12-17.12 | |
92/7 | Самостоятельная работа по теме. | 19.12-24.12 | |
93/8 | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения. | 19.12-24.12 | |
94/9 | Р.Р. Написание подробного изложения. | 19.12-24.12 | |
95/10 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | 19.12-24.12 | |
96/11 | Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи». | 19.12-24.12 | |
VI. Морфемика. Орфография. Культура речи (18+5 р.р.) | |||
97/1 | Морфема. Изменение и образование слов. | 19.12-24.12 | |
98/2 | Окончание. Основа слова. | 10.01-14.01 | |
99/3 | Корень слова. | 10.01-14.01 | |
100/4 | Р.р. Рассуждение. | 10.01-14.01 | |
101/5 | Суффиксы имен существительных и прилагательных. | 10.01-14.01 | |
102/6 | Приставка. | 10.01-14.01 | |
103/7 | Р.р. Выборочное изложение по тексту В.М. Пескова. | 10.01-14.01 | |
104/8 | Р.Р. Написание выборочного изложения. | 16.01-21.01 | |
105/9 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 16.01-21.01 | |
106/10 | Варианты морфем. | 16.01-21.01 | |
107/11 | Морфемный разбор слова. | 16.01-21.01 | |
108/12 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 16.01-21.01 | |
109/13 | Буквы З и С на конце приставок. | 16.01-21.01 | |
110/14 | Буквы О – А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ-. | 23.01-28.01 | |
111/15 | Буквы О – А в корне -РАСТ-– -РОС-. | 23.01-28.01 | |
112/16 | Правописание корней с чередованием гласных. | 23.01-28.01 | |
113/17 | Буквы Ё – О после шипящих в корне. | 23.01-28.01 | |
114/18 | Буквы Ы – И после Ц. | 23.01-28.01 | |
115/19 | Повторение по теме «Морфемика». | 23.01-28.01 | |
116/20 | Контрольный диктант. | 30.01-04.02 | |
117/21 | Работа над ошибками. | 30.01-04.02 | |
118/22 | Р.р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского. | 30.01-04.02 | |
119/23 | Р.р. Написание сочинения-описания "Сирень в корзине". | 30.01-04.02 | |
VII. Морфология. Орфография. Культура речи. (60+15 р.р.) | |||
120/1 | Самостоятельные и служебные части речи. | 30.01-04.02 | |
Имя существительное. (18+4 р.р.) | |||
121/2 | Имя существительное как часть речи. | 30.01-04.02 | |
122/3 | Р.р. Доказательства и рассуждения. | 06.02-11.02 | |
123/4 | Р.р. Доказательства и рассуждения. | 06.02-11.02 | |
124/5 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 06.02-11.02 | |
125/6 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 06.02-11.02 | |
126/7 | Р.р. Изложение по притче Е.А. Пермяка. | 06.02-11.02 | |
127/8 | Р.р. Написание изложения по притче. | 06.02-11.02 | |
128/9 | Морфологический разбор имени существительного. | 13.02-18.02 | |
129/10 | Род имени существительного. | 13.02-18.02 | |
130/11 | Имена существительные множественного числа. | 13.02-18.02 | |
131/12 | Имена существительные единственного числа. | 13.02-18.02 | |
132/13 | Три склонения имен существительных. | 13.02-18.02 | |
133/14 | Падеж имен существительных. | 13.02-18.02 | |
134/15 | Правописание гласных в падежных окончаниях. | 20.02-25.02 | |
135/16 | Контрольный диктант. | 20.02-25.02 | |
136/17 | Анализ контрольного диктанта. | 20.02-25.02 | |
137/18 | Множественное число имен существительных. | 20.02-25.02 | |
138/19 | Множественное число имен существительных. | 20.02-25.02 | |
139/20 | Правописание О – Е после шипящих и Ц. | 20.02-25.02 | |
140/21 | Повторение по теме "Имя существительное". | 27.02-04.03 | |
141/22 | Диктант по теме «Имя существительное». | 27.02-04.03 | |
142/23 | Работа над ошибками. | 27.02-04.03 | |
Имя прилагательное. (10+4 р.р.) | |||
143/24 | Имя прилагательное как часть речи. | 27.02-04.03 | |
144/25 | Правописание гласных в падежных окончания. | 27.02-04.03 | |
145/26 | Правописание гласных в падежных окончаниях. | 27.02-04.03 | |
146/27 | Р.р. Описание животного. | 06.03-11.03 | |
147/28 | Прилагательные полные и краткие. | 06.03-11.03 | |
148/29 | Прилагательные полные и краткие. | 06.03-11.03 | |
149/30 | Р.р. Описание животного на основе изображенного. | 06.03-11.03 | |
150/31 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 06.03-11.03 | |
151/32 | Р.р. Подготовка к сочинению на тему: "Как я испугался". | 06.03-11.03 | |
152/33 | Повторение по теме "Имя прилагательное". | 13.03-18.03 | |
153/34 | Повторение по теме "Имя прилагательное". | 13.03-18.03 | |
154/35 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 13.03-18.03 | |
155/36 | Работа над ошибками. | 13.03-18.03 | |
156/37 | Р.р. Художественное описание животного на основе наблюдений. | 13.03-18.03 | |
Глагол (31+7 р.р.) | |||
157/38 | Глагол как часть речи. | 13.03-18.03 | |
158/39 | Глагол как часть речи. | 20.03-24.03 | |
159/40 | НЕ с глаголами. | 20.03-24.03 | |
160/41 | НЕ с глаголами. | 20.03-24.03 | |
161/42 | Р.Р. Комплексный анализ текста. | 20.03-24.03 | |
162/43 | Неопределенная форма глагола. | 20.03-24.03 | |
163/44 | Неопределенная форма глагола. | 20.03-24.03 | |
164/45 | Работа с тестами. «Имя существительное. Имя прилагательное». | 03.04-08.04 | |
165/46 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 03.04-08.04 | |
166/47 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 03.04-08.04 | |
167/48 | Виды глагола. | 03.04-08.04 | |
168/49 | Виды глагола. | 03.04-08.04 | |
169/50 | Буквы Е – И в корнях с чередованием. | 03.04-08.04 | |
170/51 | Буквы Е – И в корнях с чередованием. | 10.04-15.04 | |
171/52 | Буквы Е – И в корнях с чередованием. | 10.04-15.04 | |
172/53 | Р.Р. Комплексный анализ текста. | 10.04-15.04 | |
173/54 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. | 10.04-15.04 | |
174/55 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 10.04-15.04 | |
175/56 | Работа над ошибками. | 10.04-15.04 | |
176/57 | Время глагола. | 17.04-22.04 | |
177/58 | Прошедшее время. | 17.04-22.04 | |
178/59 | Настоящее время. | 17.04-22.04 | |
179/60 | Будущее время. | 17.04-22.04 | |
180/61 | Спряжение глаголов. | 17.04-22.04 | |
181/62 | Спряжение глаголов. | 17.04-22.04 | |
182/63 | Определение спряжения глагола. | 24.04-29.04 | |
183/64 | Морфологический разбор глагола. | 24.04-29.04 | |
184/65 | Р.р. Изложение по тексту "Шоколадный торт". | 24.04-29.04 | |
185/66 | Р.Р. Написание изложения по тексту. | 24.04-29.04 | |
186/67 | Ь после шипящих в глаголах. | 24.04-29.04 | |
187/68 | Ь после шипящих в глаголах. | 24.04-29.04 | |
188/69 | Употребление времен. | 02.05-06.05 | |
189/70 | Р.Р. Комплексный анализ текста. | 02.05-06.05 | |
190/71 | Р.р. Спортивный репортаж по серии рисунков. | 02.05-06.05 | |
191/72 | Повторение. Работа с тестами. | 02.05-06.05 | |
192/73 | Повторение. Работа с тестами. | 02.05-06.05 | |
193/74 | Контрольный диктант. | 02.05-06.05 | |
194/75 | Работа над ошибками. | 10.05-13.05 | |
Повторение и систематизация изученного. (5+5 р.р.) | |||
195/1 | Комплексный анализ текста. | 10.05-13.05 | |
196/2 | Комплексный анализ текста. Работа с тестами. | 10.05-13.05 | |
197/3 | Работа по развитию связной речи. | 10.05-13.05 | |
198/4 | Комплексный анализ текста. | 10.05-13.05 | |
199/5 | Работа по развитию связной речи. | 10.05-13.05 | |
200/6 | Повторение. «Лексика. Культура речи». | 15.05-20.05 | |
201/7 | Повторение. «Морфемика» | 15.05-20.05 | |
202/8 | Повторение. «Морфология. Имя существительное» | 15.05-20.05 | |
203/9 | Повторение. «Морфология. Имя прилагательное» | 15.05-20.05 | |
204/10 | Повторение. «Морфология. Глагол» | 15.05-20.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплекс:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2013
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
Контрольно-измерительные материалы
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО
3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО
4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО
5.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО
Методические рекомендации
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучени
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – 2013.
Таблицы
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
- Буквы Ы-И после приставок и после Ц
- Знаки препинания в предложениях с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
- НЕ с различными частями речи
- Разделы русской орфографии
- Разделы русской пунктуации
- Правописание окончаний глаголов
- Знаки препинания в СПП
- Знаки препинания в ССП
- Падежные окончания существительных
- Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий
- Знаки препинания в предложениях с обращением и вводными конструкциями
- Ь и Ъ в словах
- Знаки препинания в БСП
- Знаки препинания в предложениях с союзом И
- Гласные после шипящих
- Образование сложных слов и их написание
- Знаки препинания в предложениях с цитатами
- Знаки препинания в предложениях с и основные случаи их употребления
- Различение НЕ и НИ
- Правописание некоторых буквосочетаний
- Знаки препинания при обособлении приложений
- Правописание суффиксов причастий
- Знаки препинания в предложениях с союзом КАК
- Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами
- Правописание суффиксов глаголов
- Знаки препинания в предложениях с деепричастием
- Правописание суффиксов К и СК в прилагательных
- Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при ОЧП
- Правописание приставок
- Правописание суффиксов имен существительных
- Обособление согласованных определений
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Правописание морфем
- Правописание корней с чередованием
- Знаки препинания между ОЧП
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использован-ных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информа-ции); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицисти-ческого, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, офи-циально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицисти-ческого текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жан-ров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекс-товую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противополож-ные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравст-венно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализи-ровать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпичес-кие, лексические, грамматические нормы современного русского литератур-ного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуни-кативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (под-робно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявле-ние) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соот-ветствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвис-тические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествователь-ного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информацион-ными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литера-туры с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязы- ковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпичес-ких словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразова-тельных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложе-ние) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназна-ченности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструк-ции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструк-ций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографи-ческих словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
От 28.08.2015 г. № 1
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
__________ Антонюк Е.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...