Конспект урока русского языка в 6 классе "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Раструба Григорий Викторович

Цель урока: познакомиться с разрядом неопределенных местоимений, их особенностями и правописанием.

Задачи:

  1. Дать понятие о неопределенных местоимениях, изучить грамматические признаки неопределенных местоимений, особенности их словообразования и правописания.
  2. Научить отличать неопределенные местоимения от остальных разрядов местоимений.
  3. Развивать образное мышление, речь, коммуникативную компетенцию.
  4. Воспитывать  интерес к предмету, к языку.

Оборудование: доска, карточки для индивидуальной работы, «напоминалка» о правописании неопределённых местоимений.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Традиционный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Учащихся  - 15 чел., 3 уч. занимаются по коррекционной программе

Тема урока: Неопределенные местоимения

Цель урока: познакомиться с разрядом неопределенных местоимений, их особенностями и правописанием.

Задачи:

  1. Дать понятие о неопределенных местоимениях, изучить грамматические признаки неопределенных местоимений, особенности их словообразования и правописания.
  2. Научить отличать неопределенные местоимения от остальных разрядов местоимений.
  3. Развивать образное мышление, речь, коммуникативную компетенцию.
  4. Воспитывать  интерес к предмету, к языку.

Оборудование: доска, карточки для индивидуальной работы, «напоминалка» о правописании неопределённых местоимений.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Традиционный.

Ход урока.

  1. Организационный момент  (запись числа и классной работы, место под тему – оставить) – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 2 мин.  
  3. Опорное повторение  –  7  мин.

1). Давайте прочитаем стихотворение Юрия  Коваля «На яхте» (текст распечатан) – 4 мин.

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие -то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

  • О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
  • Какие местоимения встречаются в тексте? Назовите их разряд.
  • С каким разрядом местоимений мы еще не знакомы?

2). Сформулируйте тему урока.  (Неопределенные местоимения) – Запись темы урока – 2 мин.

3). Давайте поставим задачи урока. – 1 мин.

(Что такое НМ, что обозначают НМ, как изменяются, син. роль в предложении, правописание)

4 . Объяснение нового материала. Обучение способу применения правила. – 12 мин.

4). Вернемся  к тексту. Что же обозначают НМ? – 2 мин.

  • Толковый словарь Ожегова дает такое значение слову НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ  

1. Точно не установленный.

2. Не вполне отчетливый; неточный, неясный.

5).  Проблемное задание. – 5 мин.

  • Попробуйте предположить, как образуются неопределённые местоимения? (На доске материал для наблюдений)

кто?  кто-то, некто, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь

когда? когда-то, некогда, кое-когда, когда-либо, когда-нибудь.

Вывод: Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок кое-,  не- и суффиксов  -то, -либо,- нибудь 

  • В чём особенность правописания  неопределённых местоимений?

На ваших партах есть «напоминалки». Прочтите их (кое, либо, то, нибудь – дефис не забудь!) - карточка на доске.

6).  Индивидуальная работа с учебником. – 5 мин. 

  • Откройте теоретический материал учебника на стр. 315-316. Прочитайте  и найдите сведения, о которых не было сказано на уроке.

 Вывод:- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.

               - В чем особенность местоимений некто, нечто?

                - Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)

  1. Закрепительные и повторительные упражнения – 15 мин.

Задание 1. (Письменно)  Спишите стихотворение, вставляя подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-, не-. Проверка. – 5 мин.

…… (некто) в двери постучал…
- У…. (кого-то) ключ пропал?
- Может …. (кто-то) заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть …. (какой-нибудь) намек!
Хоть бы …. (кто-нибудь) помог!
- Видно ветер понарошку 
…. (Чем-то) бросил нам в окошко!

  • Задание 2. Физминутка (устно). Я буду зачитывать неопределенные местоимения, а вы,  если пишется слитно – топаете, если через дефис – хлопаете, если раздельно – поднимаете руку. – 1 мин.

Сколько-нибудь, который-либо, никто, кое с кем, кое-чей, некий, кое о чем, несколько, чей-то.

  • Задание 3. (Письменно) Упр. № 689. Составьте 4-5 предложений с неопределенными местоимениями, образованными с помощью приставок и суффиксов.

Дополнительное задание: подчеркните неопределенные местоимения как члены предложения. –  4 мин.

  • Задание 4. (Устно) Замените фразеологизмы  синонимичным сочетанием с неопределенным местоимением. – 2 мин.

Например, переливать из пустого в порожнее – говорить что-либо пустое 

  1. обвести вокруг пальца – дурачить кого-то
  2. водить за нос –  обманывать кого- нибудь
  3. спустя рукава –  делать что-то  плохо, с ленью 
  4. как с гуся вода – кому-либо всё нипочём
  5. как рыба в воде –  хорошо в чём- либо разбираться
  • Задание 5. Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр. – 3 мин.

1 – неопределенное

2 – возвратное

3 – относительное

4 – вопросительное

  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
  2. Вишь, какая саранча!
  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
  4. О себе дед рассказывать не любил.
  5. Кому из литературных героев  хотелось бы подражать?

Код: 13124 . Проверка у доски.

  1. Рефлексия. По какой теме сегодня был урок? Представьте, что ваш одноклассник по болезни пропустил  эту тему. Смогли бы вы ему её объяснить? Какие трудности вам встретились в процессе усвоения данной темы?

На следующем уроке мы продолжим изучать неопределенные местоимения и закрепим полученные сегодня знания. – 3 мин.

  1. Задание на дом. Выписать из учебника литературы несколько предложений с неопределёнными местоимениями или составьте небольшой рассказ, сказку, используя неопределенные местоимения. – 1 мин.
  2. Выставление оценок. 1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".

Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....

Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"

Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями...

Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения " 6 класс

Тема: Личные местоимения. Склонение личных местоимений Задачи урока:  Образовательные: расширить знания о личных местоимениях;  сформировать знания об особенностях их склонения.Развиваю...

Конспект урока русского языка по теме: "Разряды местоимений"

Конспект урока относится к разделу "Самостоятельные части речи" , предназначен для учащихся 10 класса, с ограниченными возможностями здоровья....

План-конспект урока русского языка по теме "Неопределенные местоимения"(УМК М.Т.Баранова и др.)

Урок построен по Технологии творческого развития личности А.З.Рахимова(развивающее обучение). Вся система очень интересная, в течение всего урока дети занимаются исследовательской работой, у детей раз...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...