Конспект урока русского языка в 6 классе "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель урока: познакомиться с разрядом неопределенных местоимений, их особенностями и правописанием.
Задачи:
- Дать понятие о неопределенных местоимениях, изучить грамматические признаки неопределенных местоимений, особенности их словообразования и правописания.
- Научить отличать неопределенные местоимения от остальных разрядов местоимений.
- Развивать образное мышление, речь, коммуникативную компетенцию.
- Воспитывать интерес к предмету, к языку.
Оборудование: доска, карточки для индивидуальной работы, «напоминалка» о правописании неопределённых местоимений.
Тип урока: Урок изучения нового материала. Традиционный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Учащихся - 15 чел., 3 уч. занимаются по коррекционной программе
Тема урока: Неопределенные местоимения
Цель урока: познакомиться с разрядом неопределенных местоимений, их особенностями и правописанием.
Задачи:
- Дать понятие о неопределенных местоимениях, изучить грамматические признаки неопределенных местоимений, особенности их словообразования и правописания.
- Научить отличать неопределенные местоимения от остальных разрядов местоимений.
- Развивать образное мышление, речь, коммуникативную компетенцию.
- Воспитывать интерес к предмету, к языку.
Оборудование: доска, карточки для индивидуальной работы, «напоминалка» о правописании неопределённых местоимений.
Тип урока: Урок изучения нового материала. Традиционный.
Ход урока.
- Организационный момент (запись числа и классной работы, место под тему – оставить) – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 2 мин.
- Опорное повторение – 7 мин.
1). Давайте прочитаем стихотворение Юрия Коваля «На яхте» (текст распечатан) – 4 мин.
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие -то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Какие местоимения встречаются в тексте? Назовите их разряд.
- С каким разрядом местоимений мы еще не знакомы?
2). Сформулируйте тему урока. (Неопределенные местоимения) – Запись темы урока – 2 мин.
3). Давайте поставим задачи урока. – 1 мин.
(Что такое НМ, что обозначают НМ, как изменяются, син. роль в предложении, правописание)
4 . Объяснение нового материала. Обучение способу применения правила. – 12 мин.
4). Вернемся к тексту. Что же обозначают НМ? – 2 мин.
- Толковый словарь Ожегова дает такое значение слову НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ
1. Точно не установленный.
2. Не вполне отчетливый; неточный, неясный.
5). Проблемное задание. – 5 мин.
- Попробуйте предположить, как образуются неопределённые местоимения? (На доске материал для наблюдений)
кто? кто-то, некто, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь
когда? когда-то, некогда, кое-когда, когда-либо, когда-нибудь.
Вывод: Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок кое-, не- и суффиксов -то, -либо,- нибудь
- В чём особенность правописания неопределённых местоимений?
На ваших партах есть «напоминалки». Прочтите их (кое, либо, то, нибудь – дефис не забудь!) - карточка на доске.
6). Индивидуальная работа с учебником. – 5 мин.
- Откройте теоретический материал учебника на стр. 315-316. Прочитайте и найдите сведения, о которых не было сказано на уроке.
Вывод:- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.
- В чем особенность местоимений некто, нечто?
- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)
- Закрепительные и повторительные упражнения – 15 мин.
Задание 1. (Письменно) Спишите стихотворение, вставляя подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-, не-. Проверка. – 5 мин.
…… (некто) в двери постучал…
- У…. (кого-то) ключ пропал?
- Может …. (кто-то) заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть …. (какой-нибудь) намек!
Хоть бы …. (кто-нибудь) помог!
- Видно ветер понарошку
…. (Чем-то) бросил нам в окошко!
- Задание 2. Физминутка (устно). Я буду зачитывать неопределенные местоимения, а вы, если пишется слитно – топаете, если через дефис – хлопаете, если раздельно – поднимаете руку. – 1 мин.
Сколько-нибудь, который-либо, никто, кое с кем, кое-чей, некий, кое о чем, несколько, чей-то.
- Задание 3. (Письменно) Упр. № 689. Составьте 4-5 предложений с неопределенными местоимениями, образованными с помощью приставок и суффиксов.
Дополнительное задание: подчеркните неопределенные местоимения как члены предложения. – 4 мин.
- Задание 4. (Устно) Замените фразеологизмы синонимичным сочетанием с неопределенным местоимением. – 2 мин.
Например, переливать из пустого в порожнее – говорить что-либо пустое
- обвести вокруг пальца – дурачить кого-то
- водить за нос – обманывать кого- нибудь
- спустя рукава – делать что-то плохо, с ленью
- как с гуся вода – кому-либо всё нипочём
- как рыба в воде – хорошо в чём- либо разбираться
- Задание 5. Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр. – 3 мин.
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
- Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
- Вишь, какая саранча!
- Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
- О себе дед рассказывать не любил.
- Кому из литературных героев хотелось бы подражать?
Код: 13124 . Проверка у доски.
- Рефлексия. По какой теме сегодня был урок? Представьте, что ваш одноклассник по болезни пропустил эту тему. Смогли бы вы ему её объяснить? Какие трудности вам встретились в процессе усвоения данной темы?
На следующем уроке мы продолжим изучать неопределенные местоимения и закрепим полученные сегодня знания. – 3 мин.
- Задание на дом. Выписать из учебника литературы несколько предложений с неопределёнными местоимениями или составьте небольшой рассказ, сказку, используя неопределенные местоимения. – 1 мин.
- Выставление оценок. 1 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".
Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....
Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"
Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями...
Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения " 6 класс
Тема: Личные местоимения. Склонение личных местоимений Задачи урока: Образовательные: расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения.Развиваю...
Конспект урока русского языка по теме: "Разряды местоимений"
Конспект урока относится к разделу "Самостоятельные части речи" , предназначен для учащихся 10 класса, с ограниченными возможностями здоровья....
План-конспект урока русского языка по теме "Неопределенные местоимения"(УМК М.Т.Баранова и др.)
Урок построен по Технологии творческого развития личности А.З.Рахимова(развивающее обучение). Вся система очень интересная, в течение всего урока дети занимаются исследовательской работой, у детей раз...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...