План-конспект урока русского языка по теме "Неопределенные местоимения"(УМК М.Т.Баранова и др.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

ШАКИРЗЯНОВА РАЗИДЯ АХМАДУЛЛОВНА

Урок построен по Технологии творческого развития личности А.З.Рахимова(развивающее обучение). Вся система очень интересная, в течение всего урока дети занимаются исследовательской работой, у детей развиваются организаторские и коммуникативные способности; учение приносит им чувство успеха, развивает интерес к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_po_russkomu_yazyku_v_6-y_klasse.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Шакирзянова  Разидя  Ахмадулловна,  учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лашманская средняя общеобразовательная школа».

Урок-исследование по русскому языку в 6-м классе

 Тема: Неопределенные местоимения.

Тип урока: Открытие нового знания.

 Форма урока: Заседание клуба любознательных.

  Цели: 

        образовательные - познать сущность неопределенных местоимений, формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения;

        развивающие: формировать общий способ определения и применения неопределенных местоимений;

        воспитательная - формирование интереса к познавательной деятельности, учитывая полезность и значимость собственной деятельности для других.

Оборудование :  интерактивная доска, проектор, материал для наблюдений.

Структура урока:

I. Ориентировочно-мотивационный этап (5-10 минут).

1. Выравнивание знаний.

  1. Выявление и формулирование проблемы.

II. Основная часть урока. (25-30 минут).

  1. Сбор данных, их анализ и синтез.
  2. Моделирование.

III. Рефлексивно-оценочный этап (5 минут).

  1. Итог урока. Построение выводов, заключений.
  2. Домашнее задание.

План урока.

1. Решение учебной задачи (Задания 1-6).

2. Формулировка способы определения и применения неопределенных местоимений (Задания8).

3. Моделирование неопределенных местоимений (Задание 7)

     4. Изменение неопределенных местоимений (Задание 9, 10).

5. Конкретизация общего способа  (Задание 11)

6. Рефлексивно- оценочный этап.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент

Слово учителя:

– На этом уроке проходит заседание Клуба любознательных. Предлагаю вам зачитать права и обязанности членов клуба.

Учащиеся зачитывают.

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

- определять объект исследования
- видеть проблему/

 - использовать разные способы получения информации
- наблюдать, сопоставлять, сравнивать
-устанавливать общее/различие
-обобщать
- делать выводы

- быть любознательным
- проявлять терпимость
- уважать мнение другого
- занимать активную позицию
- обосновывать своё мнение убедительными аргументами
- стремиться к самостоятельности
- осуществлять самоконтроль

I. Ориентировочно – мотивационный этап. (10 мин.) (работа в группах)

Ученики работают, совещаясь в группах, над предложениями на доске.

Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?

-Можно  ли определить  из этой загадки, кто шел, по какой дороге, что он нашел, что отдал? (Невозможно определить)

- Подумайте, обозначают ли найденные  слова что-то конкретно или только указывают? (Указывают на предмет, признак )

-К какой части речи относятся такие слова? (Местоимение)

- Какие местоимения вы знаете? ( Личные, возвратные, вопросительные, относительные местоимения).

- Указывают ли данные местоимения на что-то определенно, то есть на точное лицо, признак, количество? (Эти местоимения не указывают на точность и являются неопределенными).

-Итак, какие местоимения вы будете сегодня изучать? (неопределенные местоимения).

-Для чего нужно их изучать? (Правильно определять и грамотно писать)

-А как можно их изучить?? (Будем наблюдать за этими местоимениями )

  1. Операционально – исполнительский этап. 25-30 мин.

Задание 1. Напишите в тетрадях данные местоимения в четыре столбика, произведите их анализ в группах. (Сравнивают местоимения,   находят общие признаки  каждого столбика).

Некто        что-то                  кое-кого        кое у кого

Нечто        какой-то                   кое-кому        кое к кому

Некоторый        какой-либо                 кое-кем        кое с кем

несколько        что-либо                  кое-кто

        сколько-нибудь  кое-чем

                                        кто-нибудь

Задание 2. Прочитайте в группах слова первого столбика и сделайте вывод о найденной закономерности (на что указывают, как произносятся, как пишутся).

Вывод. Местоимения некто, нечто, некоторый, несколько указывают на неопределенные лица, предметы, количество. Приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.

Последующие столбики разбираются в отдельных группах, определить, на что указывают слова, найти закономерности в правописании.

Задание 3. Вторая группа разбирает слова второго столбика.

Эти местоимения указывают на неопределенные лица, предметы, количество и с суффиксами -то, -либо, -нибудь  пишутся через дефис.

Правило: то, либо,  нибудь – дефис не забудь!

Задание 4. Третья группа разбирает слова третьего столбика.

Эти местоимения указывают на неопределенные лица и предметы  и с приставкой  кое-  пишутся через дефис.

Задание 5.. Четвертая группа разбирает слова четвертого столбика.

Эти местоимения указывают на неопределенные лица, предметы. Если приставка кое от местоимения отделяется предлогом, то пишется отдельно.

Задание 6. Ребята, а теперь посоветуйтесь в группах и дайте определение, что такое неопределенные местоимения.

- Местоимения, которые указывают на неопределенные предметы или лица, признаки, количества называются неопределенными.

Задание 7. Обдумайте в группах общий способ анализа и выявления неопределенных  местоимений.

Действия:

  1. Определить в предложении местоимение;
  2. Выяснить, обозначает ли данное местоимение лицо, предмет, признак или количество;
  3. Выяснить, указывает ли данное местоимение на конкретное лицо, предмет, признак или количество.

Если местоимение не указывает  на них  конкретно, то это неопределенное местоимение. Например, кто- нибудь, что-то, что- либо, некоторый.  

Задание 8. Составляют  в группах графическую модель  содержания неопределенных  местоимений, после обсуждения выбирают лучшую модель.

Неопределенные местоимения

   лица

предметы

  признаки

количество

кто-то        кое с чем                    какой-либо        несколько

некто        нечто                           какие-то        некоторый

кто- нибудь        что-то                          какой-нибудь        сколько-то

 Задание 9. Изменяйте  по падежам неопределенные местоимения: что-то, кто-нибудь, несколько, некто, нечто.

Задание 10. Найдите закономерности в изменениях по падежам и сделайте вывод в группах.

Учитель. Некоторые неопределенные местоимения еще  изменяются по родам и числам. Например, какой-то человек,  какая-то девочка, какое-то дело, какие-то девочки .

        Задание 11. Выполнить по учебнику упражнение 416, с.176. Организовать взаимопроверку и взаимооценку в группах.

III. Рефлексивно – оценочный этап. 5 мин. (проговаривание в группах)

1. Какую цель мы поставили в начале урока?

2. Какие местоимения называются неопределенными?

3. Какой общий способ анализа неопределенных  местоимений вывели?

4. Какие особенности в правописании таких местоимений запомнили?

5. Как изменяются неопределенные  местоимения?

6. Поставьте себе оценку за урок.

                               Домашнее задание.

1.     упр. 417  в учебнике ( все задания)

2. выписать предложения с неопределенными местоимениями из художественных произведений

3. написать рассказ или сказку с использованием неопределенных местоимений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

План-конспект открытого урока в 6 классе "Возвратные местоимения"

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Возвратные метсоимения". УМК Биболетовой М.З....

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....