Технологическая карта урока русского языка "Суффикс"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Раструба Ксения Владимировна

5 класс

Тип и форма урока: Урок введения нового знания

Тема и номер урока в теме: «Суффикс (общее понятие)» (1 урок)

Базовый учебник: Русский язык 5 класс. Автор: Л. Д. Рыбченкова

Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности:

групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения:

проблемно-поисковые;

практические;

словесные.

Оборудование:

компьютер; карточки для групповой работы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_suffiks.docx25.97 КБ
Файл suffiks.pptx90.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку "Суффиксы"

5 класс

Тип и форма урока: Урок введения нового знания

Тема и номер урока в теме: «Суффикс (общее понятие)» (1 урок)

Базовый учебник: Русский язык 5 класс. Автор: Л. Д. Рыбченкова

Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности:

групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения:

проблемно-поисковые;

практические;

словесные.

Оборудование:

компьютер; карточки для групповой работы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Психологический настрой на работу.

Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Оформление тетради.

Записывают число.

Метапредметные УУД:

регулятивные: самоопределяться к учебной деятельности

2. Актуализация знаний.

Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этом этапе урока.

-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

· Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)

· Общая часть родственных слов называется…(корнем)

· Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

· Всего звуков? (42)

· Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

· Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)

· Сколько букв в алфавите? (33)

· Сколько букв в алфавите, которые обозначают гл.? (10)

Отвечают на вопросы.

Метапредметные УУД:

познавательные:

находить ответы на вопросы,

личностные: оценивать содержание учебного материала;

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя.

Предметные:

называть части слова,

знать определения частей слова.

3. Формулирование темы и учебных целей урока

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

а) Наблюдение над ролью суффиксов.

- Мама ежат? (Ежиха) на доске

-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Назовите корень.

- Чем различаются эти слова? (частью слова,стоящей после корня)

- Может быть кто-то знает, как называется эта часть? (суф-с)

б)Формулирование учащимися темы урока

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Часть слова –суффикс.

в) Целеполагание.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

- Какие задания хотели бы вы выполнить?

Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Предполагают , что такое суффикс и определяют его место в слове.

Определяют тему и цели урока, задания , которые хотели бы выполнить.

Знакомятся с героем компьютерной игры.

Метапредметные(УУД):

регулятивные:определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

познавательные:

находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой.

4. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

Выбрать способ реализации цели. Построить план и определить средства достижения цели

Физминутка:

Верное утверждение-хлопаем, неверное-поднимаем руки вверх.

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

- Так что же такое суффикс?

- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)

в) Чтение правила. Учебник с.50

  1. Упр. 107

Выполняют упражнение.

Выделяют корень, суффикс.

Наблюдают за лексическим значением слова.

Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова.

Строят алгоритм нахождения

суффикса в слове.

Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником.

Оценивают свою работу в оценочных листах.

Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть)

Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова.

Метапредметные УУД:

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

уметь работать с информацией,

сопоставлять факты, делать умозаключения

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

5. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

Упр.111

Упр.115(2)

Выполняют упражнение.

Выделяют корень, суффикс.

Наблюдают за лексическим значением слова.

Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова.

Строят алгоритм нахождения

суффикса в слове.

Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником.

Оценивают свою работу в оценочных листах.

Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть)

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: уметь работать в малых группах;

формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать алгоритм в действии

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

личностные:-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

Метапредметные УУД:

коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

регулятивные: :высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

-Удалось ли сделать, то что намечали?

а)Рефлексия «Закончи фразу»

в)Тест по теме: «Суффикс

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

Д. з. п.14(определение), упр.114

Высказывают свои суждения.

Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Личностные УУД

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по теме: «Суффикс» Суффикс – это О – часть речи, М – часть слова. Суффикс служит М – для связи слов в предложении, О – для образования новых слов. Суффикс стоит О – перед корнем, Л – после корня. Суффикс – это О – изменяемая часть слова, М – неизменяемая часть слова. Чтобы найти суффикс в слове надо: О – изменить форму слова, Д – подобрать однокоренные слова. В каких из этих слов есть суффикс: О – книга, Е – книжный, Ц – книжечка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...