Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Анализ урока
Учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
-Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать это самим учащимся, предугадывает затруднения учеников и моделирует задания исходя из ситуации на уроке, подбирает комплексные задания, в которых языковая единица рассматривается с нескольких сторон.
Учитель создает проблемную ситуацию. Дети самостоятельно определяют то, что в данной теме им еще неизвестно
На уроке организована работа в группах с целью развить у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.
На уроке три группы учащихся представили три различных исследования по теме урока
В ходе дискуссии устанавливались связи между отдельными операциями ( три группы учащихся пришли к единому выводу) ; задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса верно скорректировать дальнейшую работу
Учащиеся выполняют задания, формулируют затруднения и осуществляют контроль и коррекцию самостоятельно (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Учитель консультирует.
Самостоятельная работа учащихся проводилась на всех этапах урока;
Обязательная рефлексия учащихся на уроке;
Высокая степень речевой активности учащихся.
Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:
-обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения
- При постановке проблемы определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,
стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения - практическое задание, сходное с предыдущим.
Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.
Форма работы: работа в группах.
Метод: проблемно-поисковый
( Три группы учащихся проводили исследования)
Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы.
Проводится рефлексия.
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).
Для реализации системно - деятельностного подхода использовались следующие приемы:
-Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера
-Обучение нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности
- поощрение учеников задавать вопросы, комментировать, вовлечение их в дискуссию по выработке способа выполнения учебного действия
- использование фронтальных вопросов
-в равной мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам
-соответствие вопросов уровню интеллектуального развития учащихся в классе
Для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока использовались следующие приемы:
- поиск информации в предложенных источниках;
-взаимоконтроль
-подведение итогов урока
Для развития личностного потенциала учеников использовался следующий методический инструментарий:
--обращается внимание учителя и учеников на каждый ответ обучающихся
-учителем не вносятся исправления и свое мнение
-предоставляется возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказывание их товарищей по поводу расхождений во мнении
-задаются уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно
-создается атмосфера доброжелательности и уважения в общении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse_po_russkomu_yazyku_gudova_i.n_-_kopiya.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Лексика. Слово и его лексическое значение
Тип урока: открытие нового знания
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова», назначение толковых словарей, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, сформировать навык раскрытия лексического значения слова при помощи толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов ( формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов)
Цель урока предусматривает решение следующих задач:
-использовать свои знания и умения для раскрытия лексического значения слова при помощи толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов ;
-научиться работать в группе, занимаясь исследовательской деятельностью;
-формировать умение составлять алгоритм применения правила;
-развивать умения выполнять логические операции;
-вести дискуссию на лингвистическую тему;
-развивать интерес к русскому языку;
-формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты обучения:
Личностные - понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей, моральных качеств личности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные - ( объем усвоения и уровень владения компетенциями) – знать функцию слова в языке, понятия «Словарный состав», «Лексическое значение слова», «Толковый словарь», «Словарная статья»; уметь пользоваться толковым словарем ( находить словарные статьи, извлекать из них информацию), разграничивать лексическое и грамматическое значение слова овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные – овладение приемами отбора и систематизации материалов на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог;
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровье сберегающая технология.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.; словари, карточки; компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |||
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | - Добрый день, ребята! «Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около 3 тысяч, а слов в нашем распоряжении - несравненно больше» Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский. Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского языка» ( он состоит из 17 томов) более 120 000 слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новы знания, умения, совершенствовать имеющиеся | Планируют свою деятельность в сотрудничестве с учителем | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентировка на позицию партнера. | Осознают учебно- познавательную задачу |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; | Какую задачу мы должны пред собой поставить? ( узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарных запас). Это один из призывов школьникам и молодежи русского писателя А.М.Горького Творческое списывание. Задание: построить предложение с прямой речью, предшествующей словам автора, используя следующую запись на доске: Надо учит..ся языку, надо расширять свой л..ксикон ( М.Горький) | Записывают предложение и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Составляют схему Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф) | Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. |
3.Выявление места и причины затруднения Цель: зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | - Оцените работу соседа по парте - Как составлялось предложение? Запишите смысл высказывания в виде схемы (На доске: схема) - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Обсудите результат в паре с соседом | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Могут задавать дополнительные вопросы | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению | развивать умение логически строить цепь собственных суждений; | формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы. | Систематизируют собственные знания |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений Цель: | - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? Что означает слово «лексикон»? - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что значит узнавать новые слова? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? | Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова | Осознают свои возможности, стремятся к успеху | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза, сравнения, классификации | формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Актуализация знаний | - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю послушать стихотворение Чтение стихотворения И.Токмаковой. Ложка – это ложка Ложкой суп едят Кошка – это кошка. У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка. Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка Оделся и пошел. А я придумал слово Смешное слово - плим Я повторяю снова - Плим, плим, плим… Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) Вспомним фонетику: из чего состоит слово – из звуков Произносим и пишем/ плим / , но все-таки это не слово. Значение - важный признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово – значит, понять его лексическое значение. А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Послушайте стихотворение А.Прокофьева «Закат» Постарайтесь увидеть картину, которую рисует поэт: Да, такого неба не бывало Чтоб с полнеба сразу стало алым Чтоб заката лента обвивала Облака, грозящие обвалом! Вот отсюда и пошло: в лугу Розовый стожар горит в стогу, Розовые сосны на снегу, Розовые кони в стойло встали, Розовые птицы взвились в дали, Чтобы рассказать про чудеса… Это продолжалось полчаса! Назовите слово, лексическое значение которого вам не совсем известно ( Стожар) Берем словарь , находим слово стожар. Читаем: «Шест, втыкаемый в землю в середине стога для устойчивости» Слова собираются и фиксируются в специальных словаря: орфографических, орфоэпических др. Словари, в которых толкуется ( объясняется) лексического значение слов, называются толковыми. Каждому слову в толковом словаре отводится словарная статья, например: Комментируется статья о слове лето
Какие части пронумерованы в составе словарной статьи? Найдите соответствие между частями словарной статьи и их названиями: 1.Толкуемое слово 2. Грамматические пометы 3. Стилистическая помета 4.Толкование слова 5. Пример его употребления в речи | Воспринимают информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы под руководством педагога, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография Проговаривают ЛЗ терминов Делают вывод: «То, что обозначает слово – это значение слова» Обратиться к толковому словарю Работа со стихотворным текстом | Осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успех с трудолюбием | Планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками сои действия, операции, работают по плану | Строят небольшие монологические высказывания Осуществляют совместную учебную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Извлекают полученную информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания |
6. Первичное закрепление с комментированием Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Обращается к выставке толковых словарей («Школьный толковый словарь русского языка.» Авторы: М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Москва «Просвещение» 2005г. «Словарь синонимов» Авторы: Г.А. Разумникова и др. Издательство «Наука» Ленинград 2003г. «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ф.П. Филина Москва Просвещение 2001г.) Работа по группам: 1.Упр 328 Выберите из толкового словаря любые три слова: сущ., прил., глагол. Расскажите по словарным статьям об одном из этих слов 2.упр 329 -Составить и записать предложения со словами: поземка, изморозь, изморось и пурга. (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.) 3. Усвоив структуру словарной статьи, учащиеся называют в ней главную часть – третью: толкование лексического значения слова. Поэтому следующее упражнение учит детей основным способом толкования лексического значения слова- подведение толкуемого понятия под ближайшее более широкое, родовое с указанием его существенных видовых признаков. Эта работа имеет огромное значение: она приобщает детей к особому типу научной речи – определению. Понять логику основного способа толкования лексического значения слова ученикам помогают приводимые ниже таблицы В итоге получается: Рубин – драгоценный камень синего или голубого цвета. ( см таблицы в приложении) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы Отвечают на вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей Работают в таблице по карточкам, учатся обобщать понятия, проводить анализ и синтез | Приобретают новые знания. Умения, совершенствуют имеющиеся | Контролируют учебные действия, замечают совершенные ошибки | Осуществляют совместную учебную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, в словарях |
7.Динамическая пауза Цель: сменить вид деятельности. | - Мы устали. Давайте передохнем. Отгадайте загадки: 1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных) 2. Какой рукав нельзя пришить? (реки) 3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного) - На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии). | Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи». | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |||
8. Включение в систему знаний и повторение Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Ребята, вспомним, что такое лексика? А лексическое значение слова? Найдите в толковом словаре значение слова лексикон, определите его род, число, падеж, склонение ( У хорошего ученика богатый лексикон) Мы сейчас определили грамматическое значение этого существительного Итак, какие значения имеет слово( лексическое и грамматическое) Прочитайте текст, попытайтесь представить изображенную картину. Подумайте, почему автор выбрал именно подчеркнутые слова( сравните с вариантами, данными в скобках) Снова бежали( летели, быстро двигались) версты. Мелькали поля в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно( сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями сибирские кедры. Бушевали бураны, стонали( плакали, выли) метели Игра «Угадай-ка» - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. | Пишут творческую работу, оценивают себя и своих товарищей, отвечают на вопросы. | Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Учатся исправлять ошибки | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия. | Приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока) оценить результаты собственной деятельности | - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дают ответы на вопросы Не забыть о девизе урока и толковом словаре Анализируют работу на уроке через самооценку | Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение | Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание: Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или дайте развернутый ответ на вопрос «Что такое лексическое значение слова» - Урок окончен. До свидания. | Записывают задание. |
Приложение 1
Предметы | рубин | сапфир | изумруд |
| Драгоценные камни | ||
| Красного или розового цвета | Синего или голубого цвета | Ярко-зеленого цвета, прозрачный |
Самостоятельная работа ( карточка)
Предметы | береза | клен | лиственница | сосна |
Класс предметов | ||||
Род предметов | ||||
Видовые признаки |
Предметы | береза | клен | лиственница | сосна |
Класс предметов | деревья | |||
Род предметов | Лиственные | хвойные | ||
Видовые признаки | Белый ствол | Широкие резные листья | Хвоя мягкая, опадает на зиму | Вечнозеленое |
Приложение 2
Анализ урока
Учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
-Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать это самим учащимся, предугадывает затруднения учеников и моделирует задания исходя из ситуации на уроке, подбирает комплексные задания, в которых языковая единица рассматривается с нескольких сторон.
Учитель создает проблемную ситуацию. Дети самостоятельно определяют то, что в данной теме им еще неизвестно
На уроке организована работа в группах с целью развить у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.
На уроке три группы учащихся представили три различных исследования по теме урока
В ходе дискуссии устанавливались связи между отдельными операциями ( три группы учащихся пришли к единому выводу) ; задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса верно скорректировать дальнейшую работу
Учащиеся выполняют задания, формулируют затруднения и осуществляют контроль и коррекцию самостоятельно (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Учитель консультирует.
Самостоятельная работа учащихся проводилась на всех этапах урока;
Обязательная рефлексия учащихся на уроке;
Высокая степень речевой активности учащихся.
Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:
-обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения
- При постановке проблемы определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,
стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения - практическое задание, сходное с предыдущим.
Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.
Форма работы: работа в группах.
Метод: проблемно-поисковый
( Три группы учащихся проводили исследования)
Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы.
Проводится рефлексия.
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).
Для реализации системно - деятельностного подхода использовались следующие приемы:
-Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера
-Обучение нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности
- поощрение учеников задавать вопросы, комментировать, вовлечение их в дискуссию по выработке способа выполнения учебного действия
- использование фронтальных вопросов
-в равной мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам
-соответствие вопросов уровню интеллектуального развития учащихся в классе
Для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока использовались следующие приемы:
- поиск информации в предложенных источниках;
-взаимоконтроль
-подведение итогов урока
Для развития личностного потенциала учеников использовался следующий методический инструментарий:
--обращается внимание учителя и учеников на каждый ответ обучающихся
-учителем не вносятся исправления и свое мнение
-предоставляется возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказывание их товарищей по поводу расхождений во мнении
-задаются уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно
-создается атмосфера доброжелательности и уважения в общении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...