Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ" (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

 Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной и поурочным  планированием  уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской, «рекомендованным  ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr._po_elektivu_11_kl._2014-15g.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ленинская средняя общеобразовательная школа»

                 Принято                                                          Утверждаю:

                 на педагогическом совете                             директор школы                      

                 протокол №1 от 28.08.2014                          ____________________

                            .                                                            Минченкова Н. Л.

                                                                                        «___»___________2014 г.  

.

Рабочая программа

по элективному курсу

в 11классе

«Подготовка к ЕГЭ»

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Гриненкова Е.М.

Пояснительная записка.

 Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной и поурочным  планированием  уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской, «рекомендованным  ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».    

        Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

        Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе, ученики которого выбрали ЕГЭ как форму итоговой аттестации.

 Объектом проверки ЕГЭ является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.  

Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ».

        Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации  в         старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.

Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ».

        В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.  

        Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.

        Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.

Планирование составлено на 34 учебных часа.

Структура курса «Подготовка к ЕГЭ».

        

        Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.

           На синтаксис и пунктуацию отводится 8 часов, причём главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.

        На речь и функциональные стили речи программой выделяется 16 часов. Главное внимание сосредоточено на задании ЕГЭ части С: жанрах сочинения – рассуждения, анализе авторской позиции и языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.

        На изучение общих сведений о языке программа отводит 3 часа, выделяя работу над языковыми нормами (задания ЕГЭ: А17, А19, А20, А21) и функциями языка (А16, А28, В2).

        Далее идёт повторение – 7 часов. Закрепляются трудные случаи правописания (А10, А18, А31), пунктуации (В4, В5), лингвистический анализ текста (В2, В7, С).

Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ».

        Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку.

            Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности  видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.  

Формы и методы обучения.

        Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.

          Обычно успешно проходит работа в группах, например,  при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д.  

Необходимо использовать такие формы занятий,  как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.      

         Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ». 34 часа.

Изучаемый раздел русского языка

№ заня-тия

Тема занятия

Повторение и разбор заданий ЕГЭ по русскому языку

Синтаксис и пунктуация – 8 часов.

1

Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания.

Правописание приставок – А7; союз И в простом и сложном предложении – А22.

2

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка. (Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа).

Речевые нормы – А17, тема текста и авторская позиция – А29; словосочетания и типы связи в словосочетаниях – В3.  

3

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. (Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.)

Речевые нормы – А19. Знаки препинания при однородных членах предложения (А25) и обособленных членах предложения (А23, А29)

4

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов)

А24, А26, А27, А28, А29, В6.

5

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. (Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ).

А14, А15, А26.

6

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. (Практическая работа)

Средства художественной выразительности в  текстах различных стилей – А32, В8.

7

Контрольный анализ художественного текста.

А29, А30, задание С.

Речь. Функциональные стили речи – 16 часов.

8-9

Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. (Сообщения учащихся, практическая работа; семинар, работа в группах).

А3, А4, А5, А30.

10-11

Официально- деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов(Составление таблицы, деловых бумаг и официальных документов, работа в группах).  

А6, А8.

12-13

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад (Практическая работа, составление таблицы, выступления учащихся).

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А32, В8.

14

Жанры публицистического стиля: очерк (Сообщения учащихся, работа с публицистическими текстами)

Задание части С (жанры сочинения – рассуждения).

15

Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк (Работа с текстами, беседа).

Задание части С – анализ авторской позиции.

16

Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. (Работа с текстами).

Задание части С – анализ языковых средств.

17

Жанры публицистического стиля: эссе. (Работа с текстами, составление алгоритма).

Задание части С – сочинение по данному тексту в жанре эссе.

18

Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля.

19

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств. (Сообщения учащихся, работа в группах с текстами)

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А8, А32, В8.

20

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. (Анализ текстов)

А9, А13, А14.

21

Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. (Работа в группах, беседа)

А11, В2.

22

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. (Семинар, анализ стихотворного текста).

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А7, А27, А32, В8.

23

Практическая работа. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы.

Задание части С.

24

Практикум. Написание рецензии на текст художественного стиля.

Задание части С.

Общие сведения о языке – 3 часа.

25-26

Культура речи и языковая норма. (Работа в группах, работа со справочной литературой).

Языковые нормы: А17, А19, А20, А21.

27

Функции языка. Выдающиеся учёные – русисты. (Беседа, сообщения учащихся)  

Морфология: А16, А28, В2.

Повторение и систематизация знаний – 7 часов.  

28

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. (Работа в группах, беседа, составление алгоритма к заданию А12)

А1, А2, А6, А12, В1.

29-30

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания. (Индивидуальная работа с последующими выводами, работа в группах, анализ текста)

А10, А18, А31.

31-32

Трудные случаи пунктуации. Цитирование. (Практическая работа, пунктуационный анализ текста)

В4, В5.

33

Лингвистический анализ текста.

В2, В7, С.

34

Итоговая контрольная работа по выполнению заданий пробного ЕГЭ.

   

Используемая учебно-методическая литература.

  1.  Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. _ М.: ВАКО, 2004. – 368с.
  2.  Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. ЕГЭ по русскому языку. На ошибках учимся: Учебное пособие / Под ред. Проф. Т.М.Зыбиной. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 240с.
  3.  Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э.Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 368с.
  4.  Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 333с.
  5.  Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 368с.
  6.  Терентьева А.В., Орлова А.П.Русский язык в старших классах. Программно-методические материалы  / Под ред. А.В.Терентьевой. - Смоленск: СОИУУ, 2005. – 176с.
  7.  Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н /Д: Легион – М, 2011. – 192с.
  8.  Егораева Г.Т. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:Издательство «Зкзамен», 2011. – 429с.
  9.  И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева/. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. -112с.

Словари и справочники:

  1. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. – 8-е изд.,стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.
  2. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В.В.Бурцева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. -754с.
  3. Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 817с.
  4. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. / Т.Ф.Иванова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. – 893с.
  5. Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. -1536с.
  6. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка / Л.Д.Чеснокова, С.П.Чесноков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 573с.
  7. Фразеологический словарь русского языка. Свыше 4 000 словарных статей. Коллектив авторов: Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков, А.И.Федоров. Под ред. А.И.Молоткова. – М.: «Советская энциклопедия», 1967. – 543с.
  8. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. / Отв. ред. Л.К.Чельцова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. -352с.
  9. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов: ок. 1 500 слов / Л.П.Крысин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. -299с.
  10. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. – 632с.

 

                                             

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...