Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ" (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной и поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской, «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._po_elektivu_11_kl._2014-15g.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ленинская средняя общеобразовательная школа»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете директор школы
протокол №1 от 28.08.2014 ____________________
. Минченкова Н. Л.
«___»___________2014 г.
.
Рабочая программа
по элективному курсу
в 11классе
«Подготовка к ЕГЭ»
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Гриненкова Е.М.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной и поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской, «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе, ученики которого выбрали ЕГЭ как форму итоговой аттестации.
Объектом проверки ЕГЭ является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ».
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.
Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ».
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.
Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.
Планирование составлено на 34 учебных часа.
Структура курса «Подготовка к ЕГЭ».
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.
На синтаксис и пунктуацию отводится 8 часов, причём главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
На речь и функциональные стили речи программой выделяется 16 часов. Главное внимание сосредоточено на задании ЕГЭ части С: жанрах сочинения – рассуждения, анализе авторской позиции и языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.
На изучение общих сведений о языке программа отводит 3 часа, выделяя работу над языковыми нормами (задания ЕГЭ: А17, А19, А20, А21) и функциями языка (А16, А28, В2).
Далее идёт повторение – 7 часов. Закрепляются трудные случаи правописания (А10, А18, А31), пунктуации (В4, В5), лингвистический анализ текста (В2, В7, С).
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ».
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку.
Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Формы и методы обучения.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.
Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ». 34 часа.
Изучаемый раздел русского языка | № заня-тия | Тема занятия | Повторение и разбор заданий ЕГЭ по русскому языку |
Синтаксис и пунктуация – 8 часов. | 1 | Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. | Правописание приставок – А7; союз И в простом и сложном предложении – А22. |
2 | Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка. (Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа). | Речевые нормы – А17, тема текста и авторская позиция – А29; словосочетания и типы связи в словосочетаниях – В3. | |
3 | Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. (Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.) | Речевые нормы – А19. Знаки препинания при однородных членах предложения (А25) и обособленных членах предложения (А23, А29) | |
4 | Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов) | А24, А26, А27, А28, А29, В6. | |
5 | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. (Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ). | А14, А15, А26. | |
6 | Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. (Практическая работа) | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А32, В8. | |
7 | Контрольный анализ художественного текста. | А29, А30, задание С. | |
Речь. Функциональные стили речи – 16 часов. | 8-9 | Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. (Сообщения учащихся, практическая работа; семинар, работа в группах). | А3, А4, А5, А30. |
10-11 | Официально- деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов(Составление таблицы, деловых бумаг и официальных документов, работа в группах). | А6, А8. | |
12-13 | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад (Практическая работа, составление таблицы, выступления учащихся). | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А32, В8. | |
14 | Жанры публицистического стиля: очерк (Сообщения учащихся, работа с публицистическими текстами) | Задание части С (жанры сочинения – рассуждения). | |
15 | Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк (Работа с текстами, беседа). | Задание части С – анализ авторской позиции. | |
16 | Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. (Работа с текстами). | Задание части С – анализ языковых средств. | |
17 | Жанры публицистического стиля: эссе. (Работа с текстами, составление алгоритма). | Задание части С – сочинение по данному тексту в жанре эссе. | |
18 | Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля. | ||
19 | Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств. (Сообщения учащихся, работа в группах с текстами) | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А8, А32, В8. | |
20 | Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. (Анализ текстов) | А9, А13, А14. | |
21 | Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. (Работа в группах, беседа) | А11, В2. | |
22 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. (Семинар, анализ стихотворного текста). | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А7, А27, А32, В8. | |
23 | Практическая работа. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы. | Задание части С. | |
24 | Практикум. Написание рецензии на текст художественного стиля. | Задание части С. | |
Общие сведения о языке – 3 часа. | 25-26 | Культура речи и языковая норма. (Работа в группах, работа со справочной литературой). | Языковые нормы: А17, А19, А20, А21. |
27 | Функции языка. Выдающиеся учёные – русисты. (Беседа, сообщения учащихся) | Морфология: А16, А28, В2. | |
Повторение и систематизация знаний – 7 часов. | 28 | Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. (Работа в группах, беседа, составление алгоритма к заданию А12) | А1, А2, А6, А12, В1. |
29-30 | Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания. (Индивидуальная работа с последующими выводами, работа в группах, анализ текста) | А10, А18, А31. | |
31-32 | Трудные случаи пунктуации. Цитирование. (Практическая работа, пунктуационный анализ текста) | В4, В5. | |
33 | Лингвистический анализ текста. | В2, В7, С. | |
34 | Итоговая контрольная работа по выполнению заданий пробного ЕГЭ. |
Используемая учебно-методическая литература.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. _ М.: ВАКО, 2004. – 368с.
- Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. ЕГЭ по русскому языку. На ошибках учимся: Учебное пособие / Под ред. Проф. Т.М.Зыбиной. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 240с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э.Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 368с.
- Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 333с.
- Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 368с.
- Терентьева А.В., Орлова А.П.Русский язык в старших классах. Программно-методические материалы / Под ред. А.В.Терентьевой. - Смоленск: СОИУУ, 2005. – 176с.
- Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н /Д: Легион – М, 2011. – 192с.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:Издательство «Зкзамен», 2011. – 429с.
- И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева/. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. -112с.
Словари и справочники:
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. – 8-е изд.,стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.
- Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В.В.Бурцева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. -754с.
- Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 817с.
- Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. / Т.Ф.Иванова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. – 893с.
- Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. -1536с.
- Школьный словарь строения и изменения слов русского языка / Л.Д.Чеснокова, С.П.Чесноков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 573с.
- Фразеологический словарь русского языка. Свыше 4 000 словарных статей. Коллектив авторов: Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков, А.И.Федоров. Под ред. А.И.Молоткова. – М.: «Советская энциклопедия», 1967. – 543с.
- Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. / Отв. ред. Л.К.Чельцова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. -352с.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов: ок. 1 500 слов / Л.П.Крысин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. -299с.
- Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. – 632с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Элективные курсы: "Учитесь переводить 9 класс","Любите путешествовать? Добро пожаловать в Британию 9 класс","Употребление фразовых глаголов в современном английском языке 10 класс"
Элективные курсы для 9, 10, 11 классов...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)
Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...