Рабочая программа по русскому языку 8 класс к УМК под ред.Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Комиссаровой Л.Ю., Текучевой И.В.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, Н.А. Исаевой, Е.С. Баровой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8klass.docx61.83 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, Н.А. Исаевой, Е.С. Баровой и др.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все ещё не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1)развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;3) формирование у учащихся чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

2.Общаяхарактеристикаучебногопредмета«Русскийязык»

Восновесодержанияобучениярусскомуязыкулежитовладениеучащимисяследующимивидамикомпетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческойилингвистической.

В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета):

– формирование у учащихся чувства языка;

–приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языкав устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития):

–овладение функциональной грамотностью;

Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного видат екстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественныйт екст.

дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка);

– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;

– овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;

– овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической ип унктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют своё начало в курсе русского языка для 1–4 классов.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этогонаправления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответ-ствующих умений и навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-йкласс) вынесены такие обобщённые понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всегопоследующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

3. Описание места учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Курс «Русский язык» в 8 классе рассчитан на 105 часа – 35 недель по 3  часа

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивыйпознавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

8-й класс

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи;видеть в художественном  тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера,  рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.

6. Содержание учебного предмета


8-й класс (105 ч.) Наука о русском языке.

Русистика и ее разделы.

Развитие науки о русском языке в XVIII–XX вв.

Видные ученые-русисты и их работы.

Основные направления в русистике наших дней.

Цели изучения русского языка в школе

Повторение, углубление и систематизация изученного в 5–7-м классах

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Фонетическая система.

Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и ее основные элементы (логическое ударение, пауза, тон, темп речи, мелодика).

Предмет изучения орфоэпии. Систематизация знаний о русской графике.

Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографическое правило.

Типы орфограмм. Орфограммы-гласные буквы. Орфограммы-согласные буквы. Орфограммы-буквы ъ и ь. Орфограммы-большие буквы. Орфограммы-пробелы, -контакты, -дефисы.

Лексика и фразеология. Этимология.

Систематизация знаний о лексике: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; тематические группы слов.

Прямое и переносное значение слов.

Происхождение слов; исконно русские и заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Диалектные слова. Профессиональные слова.

Фразеологизмы, лексическое значение фразеологизмов.

Систематизация знаний по лексикографии: виды словарей.

Этимология. Этимологический словарь русского языка.

Морфемика. Словообразование.

Систематизация знаний: морфема (значимая часть слова), корень, суффикс, приставка, окончание, основа (производная и производящая), членение слова на морфемы, чередование звуков в корне слова, основные способы словообразования, словообразование частей речи, морфемные и словообразовательные словари.

Неморфологические способы словообразования.

Морфология.

Систематизация знаний: лексическое и грамматическое значение слова, способы выражения лексического и грамматического значений, часть речи: обобщенное значение, морфологические признаки, функция в предложении; знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи, междометия.

Классификация частей речи.

Синтаксис. Пунктуация. Речь

Предмет изучения синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школе.

Систематизация знаний о словосочетании: функция словосочетания, строение словосочетания, способы связи слов в словосочетании.

Систематизация знаний о предложении: функция предложения, виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения, смысловая функция интонации, простое и сложное предложение.

Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Стилистическая функция порядка слов в предложении.

Способы связи предложений в тексте. Цепной и параллельный способы связи.

Предмет изучения пунктуации. Принципы русской пунктуации.

Пунктуационное правило. Функции знаков препинания.

Синтаксис простого предложения.

Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения нераспространенные/распространенные.

Предложения односоставные/двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения.

Предложения полные/неполные.

Определения согласованные/несогласованные. Приложение как особый вид определения.

Сравнительный оборот.

• Пунктуация.

Тире в простом предложении.

Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом.

• Синтаксис.

Осложненное предложение.

Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные члены предложения.

Стилистические функции однородных членов предложения.

• Пунктуация.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

• Синтаксис.

Понятие об обособленных членах предложения.

Обособленные определения, приложения.

Обособленные дополнения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложненных предложений.

• Пунктуация.

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

• Синтаксис.

Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями.

Систематизация изученного: обращение и его роль в речи. Обращение в художественном тексте.

Основные смысловые разряды вводных слов.

Вводные предложения. Вставные предложения.

Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений.

• Пунктуация.

Знаки препинания при обращениях.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях.

Развитие речи.

• Текст. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Повествование в художественном стиле. Рассказ.

Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.

• Публицистический стиль (расширение понятия).

Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.

Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.

• Научный стиль (расширение понятия).

Повествование в научном стиле.

Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.

Тезисы и конспект. Доклад.

• Официально-деловой стиль (расширение понятия).

Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.

• Повторение изученного в 8-м классе.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Русский язык»

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева, Е.С. Барова «Русский язык». Учебник для 8 класса.

2. Е.С. Барова, М.Р. Богданова «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку». Рабочие тетради для 8  класса.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска и др.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Календарно-тематическое планирование уроков в 8 б классе

п/п

Тема урок

Количество часов

Дом.задание

Дата

1

Русистика – наука о русском языке

1

Упр.3

Повторение и углубление изученного в 5–7-м классах

2

Фонетика.  Классификация  звуков  русского языка

1

§1.Упр. №9

3

Слог  и  слогоделение.  Ударение. Интонация

1

§2.Упр. №14

4

Входная контрольная работа

1

Повторить правила

5

Орфоэпия.  Орфоэпические нормы

1

§3.Упр. №18

6

Систематизация  знаний о русской графике

1

§4.Упр. №21

7

Систематизация  знаний по орфографии

1

§5.Упр. №26

8

Типы  орфограмм. Орфограммы-буквы гласных

1

§6.Упр. №29

9

Орфограммы-буквы гласных

1

§6.Упр. №34

10

Орфограммы-буквы согласных

1

Упр. №36

11

Орфограммы-буквы согласных

1

Упр. №38

12

Орфограммы-буквы  согласных

1

Упр. №40, 41

13

Орфограммы-буквы Ъ и Ь разделительные. РК. Народности Нефтекумского района.

1

Упр. №43

14

Орфограмма-буква ь неразделительный

1

Упр. №45

15

Орфограммы - большие  буквы

1

Упр. №45

16

Орфограммы - пробелы.

1

Упр. №49

17

Орфограммы-контакты

1

Упр. №52

18

Орфограммы - пробелы.

1

Упр. №54

19

Орфограммы-контакты

1

Упр. №56

20

Орфограммы-дефисы.

1

Упр. №59

21

Контрольный диктант по теме "Орфография"

1

Повторить правила

22

Систематизация  знаний по лексике и фразеологии

1

§7.Упр. №68

23

Общеупотребительная лексика  и  лексика, ограниченная  в  употреблении.  Диалектные слова

1

§8.Упр. №76

24

Профессиональные слова

1

Упр. №79

25

Виды словарей. Контрольный словарный диктант

1

§9.Упр. №87

26

Происхождение  слов русского языка.

1

§10.Упр. №93

27

Р/р  Речь.  Устная  и письменная речь. Разговорная  речь.  Художественный  текст-повествование

1

§11.Упр. №98

28

Р/р  Подробное  изложение художественного  текста-повествования с элементами рассуждения (упр.100)

1

Повторить правила

29

Р/р  Сочинение-рассказ  «Как  я  однажды...»

1

Повторить правила

30

Морфемика.  Способы словообразования. РК. Быт и нравы народов Нефтекумского района

1

§12.Упр. №106

31

Морфология.  Классификация частей речи

1

§13.Упр. №112

32

Систематизация  знаний  о  самостоятельных частях речи

1

§14.Упр. №116

33

Систематизация  знаний  о  служебных частях  речи  и  междометиях

1

§15.Упр. №122

34

Р/р Речь. Разговорный стиль.  Повествование с  элементами  рассуждения.  Рассказ  на  основе услышанного

1

§16.Упр. №126

Синтаксис. Пунктуация

35

Синтаксис.  Основные единицы синтаксиса

1

§17.Упр. №130

36

Словосочетание. Виды связи  слов  в  словосочетании

1

§18.Упр. №136

37

Виды  словосочетаний по  главному  слову. Синтаксический  разбор словосочетания

1

§18.Упр. №139

38

Предложение. Классификация  предложений

1

§19.Упр. №144

39

Пунктуация.  Функции  знаков  препинания. РК. Особенности языка жителей Нефтекумского района

1

§20.Упр. №148

40

Р/р  Речь.  Научный стиль.  Рассуждение  с элементами  повествования

1

§21.Упр. №151

41

Р/р Тезисы и конспект

1

§21.Упр. №154

42

Доклад

1

§21.Упр. №157

43

Главные  и  второстепенные члены предложения.  Предложения распространённые  и нераспространённые

1

§22.Упр. №162

44

Предложения  односоставные  и  двусоставные

1

§23.Упр. №167

45

Способы  выражения подлежащего

1

§24.Упр. №173

46

Способы  выражения подлежащего

1

§24.Упр. №177

47

Способы  выражения сказуемого

1

§25.Упр. №182

48

Простое  глагольное сказуемое

1

Упр. №187

49

Составное  глагольное  сказуемое

1

Упр. №193

50

Составное  именное сказуемое

1

Упр. №198

3 четверть

51

Тире  между  подлежащим и сказуемым. РК Особенности языка жителей Нефтекумского района

1

§26.Упр. №204

52

Контрольная работа по теме "Подлежащее и сказуемое"

1

Повторить правила

53

Определение. Способы выражения  определения.  Согласованные определения

1

§27.Упр. №209

54

Согласованные и несогласованные  определения

1

Упр. №214

55

Согласованные и несогласованные  определения

1

Упр. №218

56

Приложение  как  вид определения.

1

§28.Упр. №223

57

Приложение  как  вид определения.

1

§28.Упр. №226

58

Дополнение.  Способы выражения  дополнения. Прямое и косвенное дополнение

1

§29.Упр. №233

59

Обстоятельство.  Виды обстоятельств.  Способы выражения обстоятельств.  Сравнительный оборот в роли обстоятельства.

1

§30.Упр. №235

60

Обстоятельство.  Виды обстоятельств.  Способы выражения обстоятельств.  Сравнительный оборот в роли обстоятельства.

1

§30.Упр. №240

61

Р/р  Речь.  Соединение разных  типов  речи  в одном  тексте.  Отзыв  о книге.

Написание  отзыва  о самостоятельно  прочитанной книге

1

§31.Упр. №241

62

Р/р  Речь.  Соединение разных  типов  речи  в одном  тексте.  Отзыв  о книге.

Написание  отзыва  о самостоятельно  прочитанной книге

1

§31.Упр. №243

63

Определённо-личные предложения. РК. Предания Ногайского и туркменского народов, сказания народов Дагестана

1

§32.Упр. №248

64

Определённо-личные предложения.

1

§32.Упр. №250

65

Неопределённо-личные предложения

1

§33.Упр. №255

66

Неопределённо-личные предложения

1

§33.Упр. №257

67

Обобщённо-личные предложения.

1

§33.Упр. №260

68

Безличные  предложения.

1

§34.Упр. №268

69

Безличные  предложения.

1

§34.Упр. №272

70

Назывные  предложения.

1

§35.Упр. №281

71

Понятие  о  неполных предложениях.

1

§36.Упр. №289

72

Понятие  о  неполных предложениях.

1

§36.Упр. №290

73-74

Р/р  Речь.  Публицистический  стиль. Подробное  изложение текста  публицистического стиля

2

§37.Упр. №291

75

Р/р  Соединение  разных  типов  речи  в одном  тексте.  Портретный очерк

1

§37.Упр. №295

76

Предложения  с  однородными  членами. Союзы  при  однородных членах предложения

1

§38.Упр. №297

77

Предложения  с  однородными  членами. Союзы  при  однородных членах предложения

1

§38.Упр. №300

78-79

Предложения  с  обобщающим  словом  при однородных членах.

2

§39.Упр. №307

80-81

Однородные  и  неоднородные определения. Р/р Описание внешности человека с использованием  однородных и  неоднородных  определений

2

§40.Упр. №316

82

Контрольный диктант по теме " Однородные  и  неоднородные определения"

1

Повторить правила

83

Понятие об обособлении

1

§41.Упр. №321

84

Обособленные  определения.  Согласованные обособленные  определения

1

§42.Упр. №328

85

Несогласованные  обособленные  определения. РК. Предания Ногайского и туркменского народов, сказания народов Дагестана

1

§42.Упр. №336

86-87, 88

Обособленные  приложения. Контрольный словарный диктант

3

§43.Упр. №316

89

Обособленные дополнения

1

§44.Упр. №349

90, 91, 92

Обособленные  обстоятельства

3

§45.Упр. №351, 355, 360

93-94

Обособленные уточняющие  члены  предложения

2

§46.Упр. №365, 369

95

Сравнительный  оборот

1

§47.Упр. №374

96

Вводные слова

1

§48.Упр. №380

97, 98, 99

Вводные  предложения. Вставные предложения.

3

§48.Упр. №383

100, 101

Обращение.  Предложения с обращениями

2

§49.Упр. №402

103

Итоговый контрольный диктант

1

Повторить правила

104, 105

Повторение изученного в 8 классе

2

Повторить правила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»); 9 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований:· требований Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Р...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...