Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала по теме "Имя числительное как часть речи" в 6 классе. Здесь предпринимается попытка ведения проблемного диалога, учащиеся сами формулируют тему и цели урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._doc.docx | 28.61 КБ |
prilozhenie.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Грачева Г.А. [264-347-009]
Имя числительное как часть речи
Цели:
- познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
- дать представление о разрядах числительных;
- формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа;
- развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы;
- развивать речь учащихся.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, учебники, компьютер, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Деятельность учителя: приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
Деятельность учеников: приветствуют учителя, готовятся к уроку.
2. Объяснение нового материала.
Деятельность учителя: задает наводящие вопросы, стимулирует активность учащихся, подводит их к теме урока и формулированию целей урока самими учащимися.
Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
- Ребята, урок начну с не совсем обычных вопросов. Ответы запишите в личные карточки.
- Сколько тебе лет?
- Какое сегодня число?
- Который это ряд?
- Сколько человек сегодня в классе?
- Что общего в ваших ответах? К изучению какой части речи мы с вами приступаем? Как вы догадались? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? который?)
- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен.
- Каковы же будут цели нашего урока? (Узнать, что такое имя числительное, какие морфологические признаки оно имеет)
- Чтобы назвать морфологические признаки имени числительного, заполним таблицу. (Заполняется по ходу урока)
Часть речи | Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
Что обозначает | предмет | Признак предмета | Количество предметов, порядок при счете |
Отвечает на вопросы… | Кто? что? | Какой? какая? какое? какие? каков? | Сколько? какой? какая? какое? какие? |
Чем является в предложении | Любым членом предложения | Определением и сказуемым | Любым членом предложения |
Морфологические признаки | Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение. | Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.) | Количественное или порядковое, падеж, число, род. |
- Прочитайте предложения и обозначьте числительные как члены предложения.
Два мальчика подошли к школе.
Не хватает седьмого стула.
Рассмотрите рисунок на десятой странице.
Занятия начинаются в восемь часов.
Три и семь – десять.
Разделите шесть на три.
- Каким членом предложения может быть числительное? (Всеми членами предложения).
- Обратите внимание, на какие вопросы отвечают записанные нами числительные? Числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов, называются количественными. Числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? и обозначают порядок предметов при счёте, называются порядковыми.
Имя числительное
количественное порядковое
(сколько?) (какой? какая? какое? какие?)
- Распределите числительные из данных выше предложений по разрядам.
(Количественные: два, три, семь, десять, восемь.
Порядковые: седьмого, десятой).
- Скажите, ребята, а слова тройка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? (Это слова других частей речи, то есть существительное, глагол, прилагательное с числовым значением).
- Как отличить числительные от других частей речи?
(Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами).
3. Закрепление изученного материала.
Деятельность учителя: дает задания, контролирует их выполнение.
Деятельность учеников: выполняют задания учителя, самостоятельно работают по карточкам.
1) Задание: вставьте пропущенные буквы. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми – п. Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните указанный разбор.
Санкт-Петербург - один из красивейших г_родов России. По количеству м_стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м_сты города³ выт_нуть в одну линию, то общая протяжённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных м_стов¹ были построены в дев_тнадцатом веке.
2) Задание: распределите данные слова в четыре столбика:
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное | Глагол |
Десять, двойной, удесятерить, десятый, десятка, удваивать, пятерка, двойка, тройной, единственный, первый, два, тройка, сотый, второй, две, три, пятый, тройник, пятак, тройчатка, шестиклассник.
3) Задание: запишите ответы на вопросы, используя числительные. (Работа с интерактивной доской).
1) Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
5) Сколько у капусты одежек?
6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
(Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, сто одежек, два зайца, семь раз).
4) Самостоятельная работа по карточкам (работа с текстом). (Карточка есть у каждого ученика) [Приложение 1]
Задание:
1. Прочитай отрывок из рассказа «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и заполни таблицу, выписав из текста 10 количественных числительных и все порядковые.
3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных – порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.
Количественные числительные | Порядковые числительные |
Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.
- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.
- 500000000 чего?
- А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.
- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.
Деловой человек поднял голову.
- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000….
- 500000000 чего?
Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.
- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
- Это что же, мухи?
- Да нет же, такие блестящие, маленькие.
- Пчелы?
- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
- А, звезды?
- Вот-вот. Звезды.
- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?
- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
4. Подведение итогов.
Деятельность учителя: читает лингвистическую сказку, задает вопросы, проверяет уровень освоения материала.
Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по теме урока.
Лингвистическая сказка.
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.
- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:
- Много!
- Вы не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
В. Волина
- Ребята, как вы думаете, действительно ли числительное занимает важное место в нашей жизни? Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. (Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже).
- Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?
- Что нового о числительном вы узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают числительные?
- Какие морфологические признаки есть у числительных?
- Как отличить числительные от других частей речи?
5. Домашнее задание.
§ 59, упр. 345.
6. Рефлексия.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тема урока________________________________________________
Фамилия____________________________________________
Имя ____________________________________________
Я хочу узнать… | Я узнал… |
Сколько тебе лет?_________________________________________________
Какое сегодня число?______________________________________________
Который это ряд?________________________________________________
Сколько человек сегодня в классе?___________________________________
Часть речи | Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
Что обозначает | предмет | Признак предмета | |
Отвечает на вопросы… | Кто? что? | Какой? какая? какое? какие? каков? | |
Чем является в предложении | Любым членом предложения | Определением и сказуемым | |
Морфологические признаки | Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение. | Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.) |
1. Задание: Прочитайте предложения и обозначьте числительные как члены предложения.
Два мальчика подошли к школе.
Не хватает седьмого стула.
Рассмотрите рисунок на десятой странице.
Занятия начинаются в восемь часов.
Три и семь – десять.
Разделите шесть на три.
Распределите числительные из данных выше предложений по разрядам.
Количественные числительные | Порядковые числительные |
2. Задание: Вставьте пропущенные буквы. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми – п. Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните указанный разбор.
Санкт-Петербург - один из красивейших г_родов России. По количеству м_стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м_сты города³ выт_нуть в одну линию, то общая протяжённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных м_стов¹ были построены в дев_тнадцатом веке.
3. Задание: распределите данные слова в четыре столбика:
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное | Глагол |
Десять, двойной, удесятерить, десятый, десятка, удваивать, пятерка, двойка, тройной, единственный, первый, два, тройка, сотый, второй, две, три, пятый, тройник, пятак, тройчатка, шестиклассник.
4. Задание:
1. Прочитай текст и заполни таблицу, выписав из текста 10 количественных числительных и все порядковые.
3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных – порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.
Количественные числительные | Порядковые числительные |
Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.
- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.
- 500000000 чего?
- А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.
- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.
Деловой человек поднял голову.
- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000….
- 500000000 чего?
Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.
- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
- Это что же, мухи?
- Да нет же, такие блестящие, маленькие.
- Пчелы?
- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
- А, звезды?
- Вот-вот. Звезды.
- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?
- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....