Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Глагол. Обобщение", 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся. | Слайд 2 Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Учитель предлагает обучающимся составить из данных на слайде букв слово, которое является темой урока. | Обучающиеся составляют из данных на слайде букв слово «глагол». |
2. Проверка домашнего задания: с. 147 № 202 (3-4) Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания. | Слайд 3 (без текста) 1. Опрос. - В какой форме вы должны были поставить глаголы из скобок в домашнем задании? - Что обозначают глаголы в повелительной форме? 2. Проверка домашней работы. - Сравните, так ли вы написали глаголы в домашнем задании. - Чем отличаются эти глаголы? - Что общего в их правописании? | Во время фронтального опроса двое обучающихся у доски выполняют задание на карточках: - записать глаголы из домашнего задания в повелительной форме: 1) ты (попариться) 2) вы (верить) Обучающиеся сравнивают глаголы и делают вывод об их правописании. |
3. Словарная работа. Цель: повторить изученные словарные слова, совершенствовать умение подбирать однокоренные слова, определять часть речи. | Слайд 3 (без текста) 1. Назовите слово с удвоенной согласной (коллега). - Запишите его, объясните правописание. - Определите часть речи. 2. Назовите слово с 3-мя одинаковыми гласными (катастрофа). - Образуйте от него однокоренное прилагательное. - Запишите, объясните правописание, укажите часть речи. 3. Назовите 3-е изученное слово (компенсация). - Образуйте от него глагол. - Запишите, объясните правописание, укажите часть речи. - Назовите слово, которое является изучаемой частью речи. | Обучающиеся записывают слова на доске и в тетрадях в соответствии с заданиями учителя, объясняют их правописание, определяют части речи; затем называют слово, которое является изучаемой частью речи - глаголом. |
4. Обобщение по теме. Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Глагол»; учить применять на практике полученные знания, совершенствовать навыки правописания глаголов. | 1. Сообщение темы и цели. - Сегодня на уроке мы обобщим изученное по теме «Глагол» и подготовимся к контрольной работе, а помогут нам в этом произведения УНТ. 2. Опрос. - Что обозначает глагол? - На какие вопросы он отвечает? - Приведите примеры. 3. «Что лишнее?» Слайд 4 - Давайте вспомним грамматические категории глагола и найдем среди перечисленных лишние: лицо, число, падеж, род, склонение, спряжение, время.
4. «Отгадайте». Слайды 5 - 7 - Отгадайте, к каким метким народным выражениям нарисованы эти картинки. Работать спустя рукава. Опустить руки. Ждать у моря погоды. - Запишите выражения. - Объясните их значение. - Сравните их: о положительных или отрицательных поступках человека они говорят нам? - Назовите в этих выражениях глаголы, подчеркните их. - Определите, в какой форме употреблены глаголы. - Что общего в их правописании? - Когда еще глаголы в неопределенной форме пишутся с Ь? Приведите примеры. 5. «Кто внимательней?» (устно). Слайд 8 - Внимательно прочитайте слова и скажите, чем все они похожи. - Назовите «лишнее» слово. Объясните, почему вы так думаете. - Что общего во всех этих словах? - Кто внимательно читал сказки, тот вспомнит, как говорили в сказках и правильно дополнит следующее словосочетание: «сказку (что делать?) … » - Скажите, чем отличаются глаголы? - Назовите глагол с приставкой из 2 букв. - Эти глаголы - в нашем следующем задании. 6. «Доскажите словечко». Слайд 9 Скоро сказка сказывает-ся, да не скоро дело…(делает-ся). - Вспомните сказки и закончите данное предложение глаголом. - Спишите его. - Объясните правописание глаголов. 7. Самостоятельная работа. - Прочитайте текст на карточках и определите, какая его часть пропущена. - Как вы думаете, о чем нужно рассказать в главной части? - Посмотрите на экран и назовите сказочные чудеса. Слайд 10 - Какие еще чудеса бывают в волшебных сказках? - О чем мечтал народ в сказках? - Докажите, используя данные иллюстрации. - Спишите, дополнив главную часть описанием сказочных чудес. - Подчеркните в главной части все глаголы. 8. Проверка. - Давайте послушаем, какие у вас получились рассказы. - Чей рассказ вам больше понравился? - Приведите примеры глаголов из основной части. - Какими членами предложения они являются? - Как вы думаете, какие черты характера нужны положительным героям сказок, чтобы одержать победу? - А в реальной жизни вам пригодятся названные черты характера? Докажите свое мнение. 8. «Составляйте». Слайд 11 - Из данных слов составьте пословицу. Еще никто не знал удачи без труда. - Запишите по памяти: как напишете НЕ с глаголом? - Проверка: - поднимите руки те ученики, которые считают, что правильно выполнили задание; - сравните записанную вами пословицу с текстом на слайде; - поднимите руки те, у кого задание выполнено так же. - Объясните значение пословицы. - Укажите в пословице глагол. - Объясните, почему он пишется без окончания. 9. «Подбирайте» (устно). Слайд 12 - Это была грузинская пословица. - Подберите соответствующую ей среди данных русских пословиц: Каков мастер, такова и работа. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Шила в мешке не утаишь. - Назовите глаголы, которые употреблены в этих пословицах. - Объясните правописание глаголов. 10. Игра «Выбирайте». Слайд 13 - На столе разложены карточки с глаголами. - Правила игры: из разложенных карточек нужно выбрать те, на которых напечатаны глаголы 1спряжения – 1 команда, 2спряжения – 2 команда; - выходить к столу участники одной команды должны по эстафете; - время – 3 минуты. - Учитель подсчитывает количество правильно выбранных глаголов и сравнивает результаты команд. 11. «Объясняйте» Слайды 14 - 17 - С помощью картинки отгадайте меткие народные выражения. Заруб-т на носу. Вод-т за нос. Когда рак свистн-т. Броса-т камень в чужой огород. - Как вы понимаете значение этих выражений? - Запишите их, объясняя правописание личных окончаний глаголов: что для этого нужно сделать? (При затруднении учитель использует таблицу). - Укажите спряжение глаголов. - Назовите глаголы в настоящем времени. 6. «Разбирайте» Слайд 18 (без текста) - Назовите из последнего задания глагол с ударной гласной А (бросает). - Выполняем его разбор по эстафете. (При затруднении учитель использует схему грамматического разбора глагола). 10. «Лишняя буква». Слайд 19 - Посмотрите внимательно и скажите, какая буква чаще всего повторяется в этой записи – она лишняя! - Прочитайте, пропуская букву. - Спишите пословицу, пропуская букву «В». - Проверка – прочитайте записанную пословицу: Не спеши языком, торопись делом. (на слайде) - Объясните ее значение. - Укажите глаголы. - В какой они форме? - Что обозначают эти глаголы в повелительной форме? - Поскольку мы сегодня готовились к контрольной работе, я надеюсь, что вы не только на следующем уроке, но и далее, будете следовать совету этой пословицы. | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры глаголов с различными значениями. Обучающиеся самостоятельно читают текст на слайде и выделяют «лишние» грамматические категории (падеж, склонение), обосновывают свой выбор. Обучающиеся, объясняя значение отгаданных выражений, делают вывод о том, что они употребляются в переносном значении; затем определяют форму глаголов и объясняют их правописание в неопределенной форме. Обучающиеся самостоятельно читают текст на слайде и определяют, что все слова – глаголы; затем выделяют «лишнее» слово: глагол не стоит в неопределенной форме. Затем обучающиеся сравнивают глаголы, находя общее (корень) и отличие (приставки); называют глаголы в соответствии с заданием учителя. Обучающиеся заканчивают и объясняют правописание -тся и -ться в глаголах. Обучающиеся определяют, что в данном тексте есть вступление и заключение, а отсутствует главная часть; высказывают свои мысли по поводу того, о чем нужно рассказать в главной части текста, называют по картинкам и вспоминают сказочные чудеса. Обучающиеся 1-2 группы выполняют задание самостоятельно, а 3 группа получает индивидуальное задание на карточках. Обучающиеся (по желанию) читают свои работы; затем приводят примеры глаголов, объясняют, какими членами предложения они являются; анализируют поступки героев, определяют черты характера, которые помогают им одержать победу над отрицательными персонажами, и приводят примеры ситуаций, когда им пригодились бы названные черты характера. Обучающиеся из данных слов составляют пословицу, затем повторяют ее по памяти и самостоятельно записывают (3 группа – индивидуальное задание на карточках). При проверке оценивают правильность выполнения задания, объясняют правописание окончаний глаголов прошедшего времени. Обучающиеся анализируют смысл русских народных пословиц и выбирают из них ту, которая подходит к пословице из предыдущего задания. Затем объясняют правописание глаголов. Обучающиеся по эстафете выходят к столу и выполняют задание. Проверка: учащиеся каждой команды так же по эстафете читают на карточках глаголы и доказывают, что они относятся к указанному спряжению. Обучающиеся объясняют значение отгаданных выражений, вспоминают правило правописания личных окончаний глаголов и применяют его на практике, затем выделяют глаголы настоящего времени. Обучающиеся выполняют грамматический разбор по эстафете, т.е. сами называют следующего ученика, который продолжает разбор. Обучающиеся, внимательно прочитав запись, определяют, что лишней является буква «В». Затем они самостоятельно списывают пословицу, пропуская «лишнюю» букву, и сравнивают пословицу с записью на слайде. Далее выделяют в пословице глаголы, определяют их форму (повелительная форма) и значение (совет). |
5. Итог. Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке. | - Итак, о какой части речи мы говорили на уроке? - Какое задание вам показалось особенно трудным? - Какое – самым интересным? - Сегодня на уроке вы называли много различных черт характера. Назовите те черты, которые, по вашему мнению, вам присущи. - Скажите, а какие черты вы бы хотели воспитать в себе? - Оценивание ответов обучающихся. Слайд 20 | Обучающиеся отмечают наиболее сложные для них задания и те, которые были для них интересны и вызвали эмоциональный отклик; оценивают свой характер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Данный материал - конспект урока в 5 классе по русскому языку, который давался в рамках областного семинара «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как резерв повышения качества ...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...
Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Глагол" в 4 классе.
Конспект урока для обобщения и систематизации знаний о глаголе...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии. Задачи:- Создать услов...