Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный материал - конспект урока в 5 классе по русскому языку, который давался в рамках областного семинара «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как резерв повышения качества образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_otkrytyy_urok_5_klass.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, умения логически рассуждать на грамматическую тему;
3) воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку.
Форма: дидактическая игра.
Ход урока.
Учитель: Ребята, наш урок мы начнём как всегда с определения настроения. Поднимите, пожалуйста, одну из карточек, соответствующих вашему настроению.
Учитель: Начнем нашу работу на уроке с загадки. Отгадав её, вы сможете определить, о чём пойдет речь на нашем уроке.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
Учитель: Вы узнали, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети: Речь на нашем уроке пойдет об имени прилагательном.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в город, который называется «Имя прилагательное». Цель нашего путешествия – площадь Прилагательного. Будет много приключений, но справиться с трудностями нам помогут знания о прилагательном, которые вы получили в 5 классе на уроках русского языка, то есть мы с вами обобщим сегодня всё, что узнали об этой части речи. Запишем число, классную работу и тему «Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Учитель: Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что такое имя прилагательное как часть речи. Эту работу мы выполним по рядам. Учащиеся 1 ряда последовательно, логически зададут вопросы по теме, учащиеся 2 ряда ответят на них, учащиеся 3 ряда приведут примеры. Потом ряды поменяются заданиями: вопросы будут задавать учащиеся 2 ряда, отвечать – третьего, приводить примеры – первого и так далее.
Ответы.
Учитель: Итак, в путь!
Мы с вами приближаемся к цветочной поляне. Я сочинила рассказ об этих цветах. Только цветы на этой поляне растут какие-то невзрачные, бесцветные. Как же так получилось? Может, вы мне поможете? Прочитаем текст.
На карточке текст – читают.
Учитель: Ребята, вам понравился этот рассказ?
Ученики предлагают дополнить текст прилагательными.
Учитель: Подберите и надпишите над существительными прилагательные, чтобы получился яркий и красочный текст. А помогут вам фотографии, где изображены эти цветы (медуница, мать-и-мачеха, подснежники).
Работа с карточками и чтение текстов (2 чел.)
Учитель: Ребята, посмотрите, как изменилась наша поляна! Прилагательные-волшебники разукрасили поляну, сделали её красочной и яркой.
Учитель: Что ж, идём дальше! Сейчас мы прослушаем стихотворение, в котором автор ещё раз напоминает нам, как скучна и однообразна была бы наша жизнь без прилагательных, которые обозначают разные цвета.
Ученик читает стихотворение.
Учитель: Да уж, каждому свой цвет: зелёными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки - красными. Согласны?
Учитель: Но путь наш лежит через необычное озеро – Золотое.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки нас растят!»
В.: - Как вы понимаете выражение «золотая рожь», «золотые руки»?
- В каком значении употреблены в них прилагательные?
- Как называется этот приём языковой выразительности в литературе?
- Кто ещё знает выражения, где слово золотой употреблено в переносном значении? (золотое сердце, золотые слова, золотая осень, золотой человек).
А мы продолжаем путь.
Шум дождя
Учитель: Ой, дождь! Мы входим в зону осадков. А в это время … отправляется вперёд к доске и разбирает преграды, чтобы мы могли пройти дальше, делает синтаксический разбор предложения. А нам нужны зонтики – наши карточки с буквами О и Е, потому что осадки будут необычными – слова с орфограммой «О-Е после шипящих в окончании прилагательных». А ещё нам нужно вооружиться знаниями. Давайте вспомним это правило.
Большой дом, на свежем воздухе, чужого мальчика, лежачего камня, стоячей воды, пригожему молодцу, чужой человек, в колючем кустарнике, большого дела.
В лесу весенний воздух свеж(?) и прохлад(?)н.
В.(к ученику у доски после проверки):
- Как ты определил, что прилагательные «свеж, прохладен» краткие?
- О какой грамматической особенности кратких прилагательных мы должны помнить?
- Какой вывод мы сможем сделать о синтаксической роли прилагательных?
Классу:
- Какие орфографические правила мы встретили при написании кратких прилагательных в этом предложении? (отсутствие Ь, беглая гласная у прилагательных мужского рода).
Физ. минутка: Ну вот и опять солнышко! Ребята! А что обязательно должны сделать путники, когда они во время долгого пути устали и утомились? (сделать привал).А если мы находимся на уроке, то традиционно проводим физминутку или зарядку. (Звучит музыка несколько секунд) Кто хочет быть инструктором?
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
В прятки с зайкой поиграем,
Под кустом поприседаем.
Ручки, солнышко, давай,
И как зайка приседай!
Сели — спрятались! Ку-ку!
Встали — снова наверху!
Сели-встали, сели-встали,
Вот как в прятки мы играли!
Упираем руки в бок
И лягушкой скок да скок!
Мы подпрыгнем высоко,
Лес увидим далеко.
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Учитель: Спасибо нашему инструктору. А я хочу спросить у всех: « Вы готовы к продолжению путешествия?» (Все громко: «Да!»). Тогда – в путь!
Учитель: Вот уже показались стены нашего города. Ой, а у нас поломка! Надо её исправить. Перед вами текст. Надо поставить прилагательные в нужную форму, определить и выделить окончания. Но сначала вспомним алгоритм рассуждения по определению окончаний прилагательных.
С древних времен люди знали о полезн… действии растений. Из огромн… количества трав они выбирали только те, которые лечили человека и укрепляли его здоровье. Их называли лекарственными.
Из растений делали отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарствен… растения богаты витаминами, поэтому их использовали в качестве профилактическ… средства. И сейчас лекарственные растения применяют в современн… медицине.
Учитель: Вот и город, но висит замок. А ключ – морфологический разбор прилагательного ОГРОМНОГО.
Ученик делает на доске, ученики в тетрадях морфологический разбор прилагательного.
Учитель: Входим в город. Но что это? Чтобы добраться до площади Прилагательного, нужно узнать дорогу! А для этого требуется открыть карту. В этом нам помогут подсказки. Своё высказывание начинаем со слов: «Имя прилагательное…».
Дети фронтально отвечают.
Учитель: Вот и конец нашего путешествия – площадь прилагательного. А нашего урока, используя подсказки расскажем всё, что мы знаем о прилагательном.
Ученики рассказывают.
Учитель: Каждый путешественник, возвращаясь из путешествия, пишет о своих приключениях. Вот и вы дома выполните домашнее задание.
Откройте дневники, запишите домашнее задание: повторить параграфы102- 106, выполнить упр. 602. Это задание поможет вам подготовиться к контрольному диктанту.
Учитель: А теперь мы с вами дадим оценку тому, как все вместе поработали на уроке.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, с каким же настроением мы заканчиваем наш урок? Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Маршрутный лист
Задание №1.
Пробудились цветочки. Днем на проталинке появились головки мать-и-мачехи.
Умылись водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела медуница.
Тянутся к солнцу стебельки с цветами. Колокольчики-капельки подснежников поник
ли над подтаявшим снегом.
Задание №2.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки нас растят!».
Задание №3.
С древних времен люди знали о полезн… действии растений. Из огромн… количества трав они выбирали только те, которые лечили человека и укрепляли его здоровье. Их называли лекарственными.
Из растений делали отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарствен… растения богаты витаминами, поэтому их использовали в качестве профилактическ… средства. И сейчас лекарственные растения применяют в современн… медицине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка, позволяет разнообразить учебный пр...
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода".
Папка содержит конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе, также презентацию к уроку, карточки, картинки....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).
Применяемая технология: Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...
Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)
Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и предполагает повторение изученного по теме «Имя прилагательное»...