Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Служебные части речи. Предлог".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по ФГОС на тему: "Служебные части речи. Предлог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_123.predlog.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: Служебные части речи. Предлог.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться отличать предлог от приставки, знать, с какими частями речи он употребляется и о его роли в речи
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования
Методы и формы обучения: Деятельностно-практический метод, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации 5.Этап построения проекта выхода из затруднения. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | - Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на своём уроке. Сегодня мы будем в гостях у морфологии. Что же она изучает? - Я знаю три группы частей речи. Назовите их, пожалуйста. - На уроке речь пойдет о служебной части речи. Что отличает служебные части речи от самостоятельных. - Назовите все служебные части речи. - На с.74 учебника есть упр.423. Спишите предложения (по рядкам) и добавьте слова, которых в них не хватает. (После самостоятельной работы проверка) - Какие слова добавили? (1 рядок – в, 2 рядок – на, 3 рядок – с, до,4 рядок – у, 5 рядок – про) - Слова какой части речи мы получили? (Предлог) Сформулируйте тему урока. Ребята, а я её определила вот так: Предлог как часть речи.(Пар. 55. стр. 74) - Вы согласны? Запись даты и темы урока Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока. Я их определила вот так: умение выделять предлоги среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны? Цели: 1.Общее грамматическое значение предлога; 2.Употребление предлогов в речи. Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предположите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? План урока: 1.Найти информацию о глаголе. 2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны? ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ стр. 74 Предлагаю освоить нормы правописания хотя бы некоторых предлогов. Упр427 (работа в группах, устно) – игра «Выбери нужный предлог». Сформулируйте правило. (Проверка. Один ученик читает вслух). (Работа с орфограммой. Запись её в тетрадь-справочник) -На странице 74 нашего учебника нас ждёт смайлик, а я объявляю игру «Узнай предлог - трансформер». У него три лика. Прочитайте, как выглядит первый, второй, третий. Назовите все три лица предлога. (о – об – обо) - «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». - Как вы думаете, можно ли сказать: приехал с Москвы, взять со стола, я с Эртиля? - Обратимся к упр.426 (по рядам). В нём допущены грубейшие грамматические ошибки. Исправьте их, запишите предложения. (Опрос – чтение вслух). - Запишем грамматическую норму правильного употребления предлога в тетрадь-справочник: в-из, на-с(со). - Что мы можем сказать о записанных предлогах с точки зрения лексики? (Антонимы). Разгадаем еще одну загадку: «О каких предлогах идет речь в стихотворении Г.Граубина?» В грамматике ссора! Повздорив, Предлоги Вцепились друг в друга, Рыча, как бульдоги. Для ссоры Предлог – Он на то и предлог – Отыщет всегда Подходящий предлог! - Как называются подобные слова? (Предлог, предлог. Омонимы) - Дайте толкование этим омонимам. Предлоги многозначны. Что это значит? (Имеют два и более значений) - Прослушаем одну историю. Папа Кристофера Робина рассказал сказку про Винни-Пуха. Первыми словами в ней были такие: «Давным-давно – кажется, в прошлую пятницу – Винни-Пух жил в лесу один-одинешенек, под именем Сандерс.» Тут Кристофер Робин немедленно изумился: «Что значит «жил под именем»?» - «Это значит, что на табличке под дверью было золотыми буквами написано «Мистер Сандерс», а он под ней жил», - объяснил папа. - Правильно ли объяснил папа, что значит выражение «жить под именем»? (Нет, это значит носить имя, называться. Это выражение имеет переносное значение. А папа имел в виду прямой смысл. В данном случае это неверно.) - Приведенный пример помогает задуматься о многозначности предлогов. - На экране вы видите разряды (значения) предлогов. Пользуясь этим теоретическим материалом, определите значение предлогов в следующих выражениях: идти под гору (место), постричь под машинку (образ действия), растаял под действием тепла (причина), успеть под раздачу (цель), закончить под вечер (время), прятаться под навес (место), копать под врагов (дополнительное: предмет, на который направлено действие). - Молодцы! А теперь слово нашему Мудрецу. Мы говорили сейчас о предлоге ПОД. Он употребляется всегда с В.п. и Т.п. Для каждого случая он имеет девять значений. Таким образом, предлог ПОД имеет восемнадцать значений. Следует говорить, значит, о его многозначности. Осознавать значения предлогов, уметь ими пользоваться – значит обогащать свою речь. - Проверим, насколько мы усвоили оттенки значения предлога ПОД. Вспомним ещё раз историю про Винни-Пуха. Папа объяснил сыну, что Винни-Пух живет «под именем (табличкой)». Определите значение предлога. (Место) - А что представляет собой выражение «под именем» в контексте истории? (Перед нами фразеологизм.) О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О предлоге) Вспомните цели, поставленные в начале урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. Придумать лингвистическую сказку «Жил-был предлог…» или упр.424. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Вступление в диалог с учителем, выполнение задания, построение умозаключения на его основе. - наш урок будет посвящен предлогу - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Определяют цели урока
Отвечают на поставленные вопросы. Работают в парах. Работают по рядам.
Выполняют упражнение. Записывают в тетрадь. Выполняют упражнения Читают задание к упражнению. Два ученика выполняют задание на доске; остальные дети пишут в тетрадях. Самопроверка и самоконтроля. Работают в парах, выполняют задание. Правильность выполнения задания проверяют по эталону. Делают вывод о роли предлога в речи. Учащиеся отвечают. Задают возникшие вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...