Урок обобщающего повторения по теме «Имя существительное», 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Винокурова Валентина Николаевна

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,

вот и выход на все проблемы и из всех проблем,

какие давно и мучительно волнуют школу.

Е.Н.Ильин

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                 Урок обобщающего  повторения по  теме  «Имя существительное», 5 класс

                                                           Ход урока.

Работа по опорному конспекту (приложение1)

1.Слово учителя: Сегодня у нас последний урок темы «Имя существительное». Мы должны повторить и обобщить изученное.  Мы отправимся в гости к именам существительным. Они живут в этом доме с садом.

2.Беседа. Наблюдение и анализ языковых явлений.

  - посмотрите внимательно на картинку и назовите словами всё, что на ней изображено (дом, окно, мышь, солнце, земляника и т.д.)

- какая часть речи помогла нам справиться с заданием?

- дайте определение имени существительного

-рассмотрите дом, изображённый на рисунке. Сами сосчитаем окошки, посмотрим, кто нарисован и в каком окне. Случайно так разместились окошки или нет.

(Ребята должны сами догадаться о том, что у имени существительного 3 склонения).

-что такое склонение?

- обратите внимание на лесенки, ведущие к окошкам-квартирам

-почему каждая лесенка состоит из шести ступенек и какое название имеет каждая ступенька?( количество падежей и их названия)

3Самостоятельная работа. По группам.

Задание1Запишите примеры существительных  1,2,3 склонения, используя рисунки

                   в    окошках, выделяя окончания.

        1скл                      2скл        3 скл

                Трава                        месяц                   мышь

              Земляника               солнце                    печь

                 Дедушка               журнал                  

Задание2 Каждая колонка готовит устный рассказ-рассуждение о своём существительном

               и типе склонения. Это будет ответ в научном стиле.

                                          План на доске.

1.Доказать, что слово «мышь» - имя существительное.

2.Доказать, что существительное «Мышь» - имя существительное 3 склонения.

                                 Образец ответа

        1.Мышь – имя существительное, так как обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?, одушевлённое, нарицательное, женского рода, в именительном падеже, единственного числа.

                      2.Склонение определяется по именительному падежу, единственному числу. Это начальная форма имени существительного. Следовательно, существительное «мышь» - это имя существительное 3 склонения, так как к этому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.

4.Работа с текстом. Приложение 2 (на каждой парте 1 экземпляр).

1.Прослушайте стихи о каждом склонении. Выберите из текста примеры существительных разных склонений и запишите их в тетрадь.

Из текста а:  дорога, земля, трава и земляника;

Из текста б: окно, солнце, месяц,

Из текста в: тишь, печь, ночь, мышь.

2.Помогают ли стихи лучше запомнить правила? Учат они чему-нибудь? В каком стиле вы составляли ответ о существительном, а в каком стиле о склонении имён существительных рассказано в стихах?

5.Самостоятельная работа. Мы с вами в первой квартире.

Выполните морфологический разбор

        1вариант – существительное «дедушка»

        2вариант - существительное  «трава»

Подумайте, чем отличаются жильцы этой квартиры?  (дедушка -одушевлённое, трава - неодушевлённое).

А вот в третьей квартире нам пришлось письменно выполнить синтаксический разбор предложения, указать падеж имён существительных.

               Тв п             И.п.                                               В. П.

        Ночью мышь Маня топит печь.    

 -Каким членом предложения может быть имя существительное?

- Какую роль в предложении может играть имя существительное в Именительном падеже?

- Найдите в предложении имя собственное. Приведите свои примеры. Какой рисунок  в окошке второй квартиры поможет полностью ответить на  вопрос о правописании имён собственных? (Журнал «Ералаш»)

- Почему существительное мышка и мышь относятся к разному склонению?

-  Найдите на картинке два одинаковых предмета, разный возраст которого не позволяет им пребывать в одном склонении (один из предметов солидный по возрасту 3склонения, а другой юный в 1 склонении)? (ель-ёлка).

Слово учителя: Все дети знают, что в окна настоящих домов заглядывать неприлично. А вот в нашем учебном домике мы очень внимательно разглядели все окошки и многое об имени существительном повторили. Сегодня на уроке мы смотрели на картинку и учились видеть то, что нужно нам в учебных целях. Только внимание помогло вам разглядеть ель и ёлочку.

-Попробуйте увидеть на опорном конспекте два предмета:

Первый – пример существительного, имеющего только форму единственного числа (молоко)

Второй- пример существительного, имеющего только форму множественного числа (ворота)

Орфоэпическая минутка.

Прочитайте слова, правильно расставьте ударение.

Подчеркните только те из  них, которые имеют только форму множественного числа.

Работа с опорным конспектом.

Задание.

А.  Увидеть на картинке и назвать словами предметы, имеющие отношение к растительному миру земли. (Дерево, яблоня, ель, ёлка, трава, земляника, камыш, цветок).

Б.  Как можно назвать всё это одним словом? (Растение).

В.  Кто знает научное название научного мира земли? (Флора).

А название собрания, коллекции засушенных растений? (Гербарий)

Всё сказанное запомним, а запишем только те существительные, которые нужны нам для работы: растение (2скл.ср.р), гербарий (2скл., м.р.), коллекция (1скл., ж.р.). Определим род, склонение. В чём особенность  правописания этих имён существительных?

Г.  Работа в конспекте учеников.

В какую квартиру вы поселили слово коллекция?

А слова гербарий и растение?

5.Работа с сигнальными карточками. О,Е

Предметный диктант ( учитель показывает предмет,  класс ставит слово в тв. падеж и показывает сигнальную карточку).

Слово учителя: Мы используем в учебных целях и такие предметы, как камыш и ключ, туча, училище, печь, ключ? Какое правило легко вспомнить и повторить?

Мы открыли ключом ворота и вошли в сад, чтобы собрать оставшиеся яблоки. Но…

 В саду были яблоки, апельсины, мандарины, которые вырастили грузины. Шофёры привезли для училища макароны, валенки, сапоги, чулки, носки, которые разгружали офицеры и инженеры. Все занимались делами.

Задание: И мы займёмся делом. Поможем разгрузить машину с товарами. Для этого подчёркнутые имена существительные  запишем в Р.п. множественного числа, распределив в соответствующие группы по образцу на доске.

                        Образец:

Пара ботинок  … (валенок, сапог, чулок, но носков)

Много мест  …  (дел, яблок, макарон)

Песни цыган …  (грузин)

Ящик томатов … (апельсинов, мандаринов)

Группа тренеров … (офицеров, инженеров)

Слово учителя: Вот и подошло к концу наше путешествие в дом, где живут имена существительные. Мы довольно быстро смогли подобрать ключ к этой части речи и собрали неплохой урожай хороших оценок.

Итоги урока.

Домашнее задание. Закончить оформление индивидуального опорного конспекта, вложить  его в конверт и послать на проверку мышке Маше. Как писать правильно адрес уточните на почте.

                   

Квартира №1

Здесь трава и земляника,

И дорога, и земля.

Собрались в окошке этом

Все на «а» и все на «я».

Род мужской и женский род

Очень дружно здесь живёт.

Квартира №2

Утром солнце, ночью месяц

Смотрит весело в окно,

Собрались в окошке этом

Все на «е» и все на «о».

Род мужской  и женский  род,

И склонение одно.

Квартира №1

Здесь трава и земляника,

И дорога, и земля.

Собрались в окошке этом

Все на «а» и все на «я».

Род мужской и женский род

Очень дружно здесь живёт.

Квартира №2

Утром солнце, ночью месяц

Смотрит весело в окно,

Собрались в окошке этом

Все на «е» и все на «о».

Род мужской  и женский  род,

И склонение одно.

(Для распечатки ) Приложение 1

Квартира№3

За окошком третьим тишь,

Потому что в доме мышь.

Ночью, чтоб пирог испечь,

Топит мышка Маня печь.

Печь и мышь, и тишь, и ночь

Вместе жить совсем не прочь.

Орфоэпическая минутка.

Ворота, чернила, свекла, силос, хлопок, каучук, фарфор, цемент, инженеры, офицеры.

Квартира№3

За окошком третьим тишь,

Потому что в доме мышь.

Ночью, чтоб пирог испечь,

Топит мышка Маня печь.

Печь и мышь, и тишь, и ночь

Вместе жить совсем не прочь.

Орфоэпическая минутка.

Ворота, чернила, свекла, силос, хлопок, каучук, фарфор, цемент, инженеры, офицеры.

Орфоэпическая минутка.

ВорОта, чернИла, свЁкла, сИлос, хлОпок, каучУк,

фарфОр, цемЕнт, инженЕры, офицЕры.

Приложение 2

Мы открыли ключом ворота и вошли в сад, чтобы собрать оставшиеся яблоки. Но…

 В саду были яблоки, апельсины, мандарины, которые вырастили грузины. Шофёры привезли для училища макароны, валенки, сапоги, чулки, носки, которые разгружали офицеры и инженеры. Все занимались делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме "Зарубежная Европа" 11 класс

Урок географии с использованием технологииличностно-коммуникативного обучения как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру....

План-конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 класс

План - конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 классВ ходе урока используются ЦОР и ЭОР.Материал практической работы посвящен Дню космонавтики.Приложения: материалы ЦОР и ...

Урок обобщающего повторения по теме: "Имя существительное". 5-й класс

Обобщение знаний по теме: "Имя существительное", отработка навыка морфологического разбора имени существительного...

По следам «Счастливого случая». Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система» 8 класс.

По следам «Счастливого случая»Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».Разработка учителя биологии Дворядкиной В.Н. Цели урока: 1. Проверить уровень усвоения  основных з...

Урок обобщающего повторения по теме "Имя существительное"

Цели урока: - закрепление, приведение полученных знанийпо теме в систему;- развитие коммуникативной компетенции;- развитие мышления и речи учащихся;- воспитание познавательного интереса....

Урок обобщающего повторения по теме "Имя существительное"

Цель: обобщение и закрепление материала по теме "Имя существительное"...